Лирика Лермонтова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 00:10, реферат

Краткое описание

Вопросы о смысле жизни, о назначении человека, размышления о жизни и смерти, о космосе и хаосе присутствуют в творчестве почти каждого поэта. Но у М. Ю. Лермонтова они приобретают особый, своеобразный, невероятно личный характер. В его произведениях, особенно раннего периода, часто можно встретить философские мысли предшественников: Пушкина, Жуковского, Рылеева, некоторых зарубежных поэтов, таких как Байрон, Шиллер, Гете. Однако эти мысли художественно переосмыслены с учетом жизненных позиций и убеждений самого автора и потому представлены в совершенно новом виде.

Содержание

1. Вступление.(2 стр.)
2. Анализ стихотворения «Бородино»(3-4 стр.)
3. Анализ стихотворения «Поэт»(5-6 стр.)
4. Анализ стихотворения "Родина" (7-8 стр.)
5. Лирика Лермонтова М.Ю.(9-11 стр.)
6. Заключение.(12 стр.)
7. Список литературы.(13 стр.)

Вложенные файлы: 1 файл

1112.docx

— 27.85 Кб (Скачать файл)

План:

1. Вступление.(2 стр.)

2. Анализ стихотворения «Бородино»(3-4 стр.)

3. Анализ стихотворения «Поэт»(5-6 стр.)

4. Анализ стихотворения "Родина" (7-8 стр.)

5. Лирика Лермонтова М.Ю.(9-11 стр.)

6. Заключение.(12 стр.)

7. Список литературы.(13 стр.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление. Личность Лермонтова.

Лермонтов – одно из удивительных явлений в литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, а создал такие  шедевры, которые дали ему право  войти в число великих писателей. А как хорошо, что гигант мировой  литературы Лев Толстой признавался, что его эпопея «Война и мир» выросла  из лермонтовского «Бородина».

 В чем суть завещания будущему  таких поэтов, как Лермонтов? Прежде  всего в том, что их творчество  служило передовым идеям своего  времени, добру, справедливости, свободе и борьбе за счастье  людей. А это всегда остается  главной миссией поэта. 

Вопросы о смысле жизни, о назначении человека, размышления о жизни  и смерти, о космосе и хаосе  присутствуют в творчестве почти  каждого поэта. Но у М. Ю. Лермонтова они приобретают особый, своеобразный, невероятно личный характер. В его  произведениях, особенно раннего периода, часто можно встретить философские  мысли предшественников: Пушкина, Жуковского, Рылеева, некоторых зарубежных поэтов, таких как Байрон, Шиллер, Гете. Однако эти мысли художественно переосмыслены  с учетом жизненных позиций и  убеждений самого автора и потому представлены в совершенно новом  виде. Ранняя лирика Лермонтова, содержащая немало философских размышлений  и поисков своего места и предназначения, во многом напоминает поэтический дневник. В ней раскрывается интенсивная  духовная жизнь, работа мысли, сопровождаемая глубоким чувством, стремление к познанию окружающего мира и своего места  в нем. Жажда познания и активного  действия приводит Лермонтова к необычайно ранней постановке серьезных философских  проблем. Об этом наиболее красноречиво свидетельствуют такие стихотворения, как «Молитва» (1829), «Монолог» (1829), «Мой демон» (1831) и многие другие.

 

 

Анализ стихотворения  Лермонтова «Бородино»

Патриотическая идея стихотворения  «Бородино» понятна, строй мыслей и  чувств солдата-рассказчика легко  воспринимается. Но восприятие текста затруднено значительным количеством  незнакомых нам слов и подробностями  исторического характера. Необходимо объяснить незнакомые слова до первого чтения стихотворения. Задача анализа - возобновить в памяти некоторые сведения о войне 1812 года, напомнить о Бородинской битве, о ее значении для русской армии, о ее участниках, о ходе и результате сражения. О Бородинской битве писали многие поэты, но стихотворение Лермонтова занимает особое место; оно было признано народом и приобрело небывалую популярность - «Бородино» стало любимой солдатской песней. При чтении стихотворения надо передать простоту и непосредственность интонации рассказчика, его воодушевление, когда он вспоминает о дне битвы, его уверенность в силе русского оружия и гордость боевыми товарищами-богатырями.

Пример сочинения.  До Лермонтова поэты восхваляли как главных  героев Бородинской битвы царя и  полководцев. Так, например, поэт Быков  писал в стихотворении, тоже называющемся «Бородино»:

Я зрел поля  Бородина -

Сей памятник российской славы!

Благоговейте, времена,

Цари, народы и державы.

На сих полях кровавый бой

Решил судьбу полувселенной,

На них пал галлов грозный  строй

Перед тобой, благословенный!

У Лермонтова же истинными героями  исторической битвы показаны солдаты-богатыри, народ. Познакомившись с поэтическим  мастерством Лермонтова, встретившись с его основными поэтическими образами, ученик полюбит поэта, даже если пока и не поймет всей глубины  его творений. Впоследствии он обязательно  вернется к нему снова.

 

Редко удается попытка текстуально  анализировать программные стихотворения  в ходе рассказа о жизни поэта: лишь одно из них - «Смерть поэта» - органически  может быть включено в рассказ; три  же других («Поэт», «Дума» и «Родина») следует вынести на специальные  уроки. На этих уроках можно ограничиться подробным анализом стихотворений, предпослав каждому из них небольшое  вступительное слово и указав место его в творчестве Лермонтова. Но возможен и несколько иной вариант: так как для поэзии Лермонтова характерна своеобразная цикличность, сосредоточенность на определенных мотивах, интерес к одним и  тем же вопросам, вполне возможно выделить темы и несколько расширить материал уроков. Таких тем намечается три: тема поэта и поэзии («Поэт», «Смерть  поэта»), тема обличения дворянского  общества и современного поколения («Дума», «Смерть поэта») и тема родины («Родина»).

 

 

 

 

 

 

Анализ стихотворения  Лермонтова «Поэт»

Целостный анализ стихотворения «Смерть  поэта», как уже говорилось, вводится в биографию Лермонтова. Но это  стихотворение для анализа поэзии «Поэт» привлекается дважды. Так как  оно включает две темы: тему поэта  и поэзии и тему обличения высшего  дворянского общества - его необходимо использовать в сочинении, где анализируется  стихотворение «Поэт», и на уроке, посвященном разбору «Думы». Тема поэта и поэзии - одна из центральных  в лирике Лермонтова. Ей посвящено  много его стихотворений, в том  числе следующие: «О, полно извинять разврат», «Смерть поэта», «Поэт», «Не  верь себе», «Журналист, читатель и  писатель», «Пророк». В сочинении  важно раскрыть, почему эта тема так занимает поэта. В сочинении  невозможно показать всей сложности  этой темы у Лермонтова, в частности, приходится обойти молчанием размышления  Лермонтова о трагедии поэта - героя стихотворения.

 «Не верь себе», не останавливаться  на стихотворении «Журналист, читатель  и писатель», а ограничиться  вопросами о взгляде Лермонтова  на назначение поэзии, его идеале  поэта и трагическом положении  истинных поэтов в России 30-х  годов XIX века. Каждому большому художнику свойственны раздумья о смысле и назначении своего творчества. Лучших русских писателей и поэтов мысли об этом волновали особенно сильно, потому что нигде литература не была так тесно связана с освободительным движением, как в России. Историческое своеобразие развития русского общества обусловило совершенно особую роль литературы, о чем не раз писал Белинский, отмечая, что в ней сосредоточена вся умственная жизнь общества, все его нравственные и духовные, интересы. Критик ценил ее как «живой источник, из которого просачиваются в общество все человеческие чувства и понятия» , и считал, что он является руководителем общества, средством воздействия на его понятия и нравы. В «Письме к Гоголю» Белинский объяснял огромное значение литературы тем, что в условиях тяжелого гнета, когда всякое общественное выступление было немыслимым, «только в одной литературе» сохранялись «жизнь и движение вперед». Герцен в книге «О развитии революционных идей в России» замечает: «У народа, лишенного общественной свободы, литература--единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести.

 

О чрезвычайно  важном  значении литературы  пишет ни мают главного: пророк не покорился судьбе, не отказался  в угоду ему от любви и правды, дух его не сломлен. Поэтому общий  тон стихотворения при всей его  грусти не рождает в читателе мрачности  и тоски. Лермонтов утверждает правоту  поэта, не променявшего «на злато» своих  высоких идеалов и не отказавшегося  в угоду знатному большинству  от служения высшим  целям жизни. Продолжив лучшие традиции Пушкина  и декабристов в определении  роли поэта в жизни общества, Лермонтов  оказал несомненное влияние на Некрасова, Брюсова, Маяковского и др. Взгляды  Лермонтова творчески развивались  и обогащались. То, что у него высказывалось  еще отвлеченно, рисовалось как идеал, получило у Некрасова, а затем  у Маяковского конкретный революционный  смысл. Проследив развитие традиций Лермонтова последующими русскими поэтами, можно закончить изучение первой темы и перейти к закреплению и обобщению материала.

Более краткое комментирование  при работе над художественной формой стихотворения облегчит дальнейшее осмысление текста. Обобщающие вопросы  помогут объединить в сознании отдельные  мысли и образы, возникшие в  процессе чтения, и комментирования  стихотворения.

Анализ стихотворения "Родина" Лермонтова

 В этом стихотворении Лермонтов  противопоставляет свой патриотизм  патриотизму официальному, казённому.  Он заявляет о своей кровной  связи с русской, родной ему  природой, с русским народом, "горестями  и радостями его жизни. Свою  любовь к родине Лермонтов  называет «странной» потому, что  он любит в своей стране  народ, природу, но ненавидит  «страну господ», самодержавно-крепостническую,  официальную Россию. Именно таким  был патриотизм Лермонтова и  Радищева, Грибоедова и Пушкина,  современников поэта — Белинского  и Герцена и последующего поколения  — революционеров-демократов 60-х  годов XIX века Чернышевского и  Добролюбова.

В стихотворении Лермонтова «Родина» Добролюбов находил полное выражение  такого истинного патриотизма. Он писал:

«Лермонтов... обладал, конечно, громадным  талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и  то, что спасение от этого ложного  пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение «Родина», в котором  он понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно. Он говорит:

Люблю отчизну я, но странною любовью; Не победит её рассудок мой, Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни тёмной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного  мечтанья.

 

Что же любит этот поэт, равнодушный  и к воинской славе, и к величавому покою государства, и даже к преданьям  тёмной старины, записанным смиренными иноками-летописцами?.. Вот что он любит:

Просёлочным путём люблю скакать в телеге... И т. д.

Полнейшего выражения чистой любви  к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта».

Высокий патриотизм Лермонтова прекрасно  раскрывается в этом небольшом стихотворении, написанном так задушевно.

В реалистической лирике Лермонтов  достигает большого художественного мастерства.

Стихотворный язык Лермонтова-реалиста сохраняет присущую его ранним, романтическим  стихотворениям выразительность. Лермонтов  не отказывается от широкого использования  эпитетов, отражающих душевные переживания, от взволнованной речи, насыщенной вопросительными и восклицательными предложениями. Но он меньше применяет  метафор, особенно развёрнутых. Его  стих становится проще, живее, достигает  естественной непринуждённой разговорной  речи. У Лермонтова появляются повествовательные  стихотворения: «Три пальмы», «Дары Терека», «Спор».

Шире использует Лермонтов ритмические  возможности русского стиха. Он начинает чаще применять трёхсложные размеры (дактиль, анапест, амфибрахий, допускает  чередование амфибрахия с анапестом). Так, например, в стихотворении «Русалка» (1836).

 

 

 

Лирика Лермонтова М.Ю.

Михаил Юрьевич Лермонтов - поэт, изобразивший в своих произведениях  настроения и мысли, которыми жила молодежь тридцатых годов девятнадцатого века.  В своей ранней лирике поэт размышлял о том, что муза непостоянна, изменчива, о вдохновении, которое  иногда бушует как пламя, о роли и  месте поэта в обществе. В этом периоде своего творчества Лермонтов  показал, что любит Родину, в его  стихотворениях одновременно можно  услышать и музыку, и грусть. Лирический герой ранних стихотворений  Лермонтова является романтиком, который имеет  бунтарский дух и пытаясь что-то изменить в существующем порядке  не находит поддержки и понимания  людей, которые его окружают. Это  делает лирического героя несчастным и одиноким. Частично в образе такого лирического героя Лермонтов  показал свои переживания, свои мысли, взгляды, стремления, свою жизнь.

 

В стихотворении «Русская мелодия» поэт говорит: «В уме своем я создал мир иной. И образов своих существованье; Я цепью их связал между собой, Я дал им вид, но не дал им названья...». В этом стихотворении раннего  периода творчества, Лермонтов, немного  предопределяет мотивы своих произведений последних лет жизни - Михаил Юрьевич  будто бы чувствовал свою трагическую  кончину: «...Извук внезапно струны оборвет, И слышится начало песни! - но напрасно! - Никто конца ее не допоет!..». Стихотворение  «Смерть поэта», которое было написано в 1836 году, наполнено грустью и  гневом после смерти другого величайшего  русского поэта А.С. Пушкина. Герой  стихотворения «Дума», написанного  примерно в то же время, что и «Смерть  поэта» , обвиняет поколение в бездумной  трате времени на различные забавы и веселья, клевете, лжи.

 

В конце стихотворения поэт говорит  о том, что внуки этого поколения, рано или поздно потребуют отчета о делах своих предков. Михаил Юрьевич Лермонтов, как и многие другие поэты, в своем творчестве не прошел мимо темы природы. В своих  ранних произведениях Лермонтов  использует пейзажи природы для  создания в стихотворениях романтического начала, а позднее, природа используется Лермонтовым для изображения  и обсуждения проблем, являющихся на тот момент актуальными. Природа  в поздней лирике поэта также  помогает отразить философские размышления  поэта. Лермонтов, являясь большим  патриотом России, показал в своих  произведениях и любовь к Родине.

 

Наиболее ярко эти чувства выплеснулись в стихотворениях «Прощай немытая  Россия...», «Выхожу один я на дорогу...», «Родина». Поэт изобразил в них  всю противоречивость жизни России. Огромная богатейшая страна, но в тоже время нищая. Огромное количество бедного, необразованного и обездоленного  народа, который все же живет надеждой на лучшее будущее. В этих произведениях  Лермонтов показывает, что единственной силой, которая может оказывать  самое мощное и непосредственное влияние на ход истории, является народ. В стихотворении «Прощай  немытая Россия...» чувствуется  тоска М.Ю. Лермонтова о своей  Родине:

«Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ».

 

 

А самым патриотичным произведением  поэта, является стихотворение «Бородино», в котором Лермонтов восхищенно изобразил победы своего народа. Любовь в поэзии Лермонтова показана в печалях  и одиночестве лирического героя, поскольку герой, созданный Лермонтовым, считает что настоящей любви, искренней и чистой, просто не существует. Во всяком случае, он не верит в ее существование. В любовной лирике Лермонтова показана, как правило, неразделенная  любовь. Любовь в стихотворениях поэта  безрадостная:

«Мгновение вместе мы были,

Но вечность - ничто перед ним,

Все чувства мы вдруг истощили,

Сожгли поцелуем одним;

Прости! - не жалей безрассудно,

О краткой любви не жалей:

Расстаться казалось нам трудно,

Но встретиться было б трудней!».

 

И все-таки, несмотря на грусть, которая  пронизывает всю лирику Лермонтова, он навсегда останется одним из самых  выдающихся деятелей русской литературы.

 

 

 

 

 

Заключение.

Поэт искал смысл жизни, искал  свое место в ней. И все время  приходил к сознанию одной истины; жизнь - это постоянная борьба, постоянное противоборство двух начал, стремление к добру и свету. Знаменитый «Парус»  стал поэтическим воплощением его  концепции мира и человека. Здесь  отражена сама Вселенная, которая живет  в необъятных пространственно-временных  измерениях - с бескрайними далями, с неизмеримой высотой и глубиной, с неотвратимо бегущим временем. Парус - это и отражение авторского «я», и олицетворение бесконечно развивающегося человеческого духа, его вечной не успокоенности и  неудовлетворенности настоящим, его  устремленности к будущему. Этому  образу, этой концепции смысла жизни  М. Ю. Лермонтов не изменит до последнего дня.

Информация о работе Лирика Лермонтова