Литература Руси в X-XII веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:59, доклад

Краткое описание

По мнению ряда учёных, начало летописания относится к концу 10 века. Но древнейшая дошедшая до нас летопись, основанная на более ранних летописных записях, датируется 1113г. Она вошла в историю под названием «Повестьвременных лет» и, как принято считать, была создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестером. Отвечая на поставленные в самом начале повествования вопросы («Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть»), автор разворачивает широкое полотно русской истории, которая понимается как составная часть истории всемирной (под всемирной в та времена подразумевалась история библейская и римско-византийская), «Повесть» отличается сложностью состава и многообразием включенных материалов, онавобрала в себя позднее «Повесть временных лет», в свою очередь, вошла в состав других летописных сводов.

Вложенные файлы: 1 файл

Литература Руси в X.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Литература  Руси в X-XII веках

 

На основе богатых  традиций устного народного творчества возникла Древнерусская литература.

ü Летопись

Одним из её основных жанров стало  летописание – погодное изложение  событий. Летописи являются ценнейшими памятниками всей духовной культуры средневекового общества. Составление летописей преследовало вполне определённые политические цели,  являлось дело государственным. Летописец не только описывал исторические события, он должен был дать им оценку, отвечающую интересам князя-заказчика.

По мнению ряда учёных, начало летописания  относится  к концу 10 века. Но древнейшая дошедшая до нас летопись, основанная на более ранних летописных записях, датируется 1113г. Она вошла в историю  под названием «Повестьвременных  лет» и, как принято считать, была создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестером. Отвечая на поставленные в самом начале повествования вопросы («Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть»), автор разворачивает широкое полотно русской истории, которая понимается как составная часть истории всемирной (под всемирной в та времена подразумевалась история библейская и римско-византийская), «Повесть» отличается сложностью состава и многообразием включенных материалов, онавобрала в себя позднее «Повесть временных лет», в свою очередь, вошла в состав других летописных сводов.

С 12 века  в истории русского летописания начинается новый период. Если прежде центрами летописания были Киев и Новгород, то теперь, после  раздробления Русской земли на множество разновеликих княжеств, летописи создаются вЧернигове, Смоленске, Полоцке, Владимире, Ростове, Галиче, Рязани и других городах, обретая более локальный характер.

ü «Слово»

В середине 11 века было создано самое  знаменитое из поэтических произведений древнерусское литературы, относящееся к жанру «слово» (речь), - «Слово о Законе и Благодати», написанное будущим митрополитом Иларионом между 1037 и 1050 гг. Содержанием «Слова» стало обоснование государственно-идеологической концепции ДревнейРуси, определение места Руси среди других народов и государств, её вклада в распространение христианства. Идеи произведения Иллариона нашли своё развитие в литературно-публицистическом памятнике второй половины 11 века. «Памяти и похвале Владимиру», написанном монахом  Иаковом, а также в «Сказании о Борисе и Глебе», первых русских святых покровителях Руси.

А в конце 12 века было создано самое  знаменитое из поэтических произведений древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве». Основной сюжет  этого произведения стало описание неудачного  похода против половцев Новгород-северского князя Игоря Святославича (1185). Главной идеей «Слова» стала необходимость единства русских князей перед лицом внешней опасности.

ü «Житие»

Издавна любимым чтением наших  предков была агиографическая литература – жития святых. Житие рассказывало о жизни людей, достигших святости, представляло образцы праведной жизни.

Князья Борис и Глеб, младшие  сыновья великого князя Владимира  Святославича, были первыми русскими святыми, которые удостоились всенародного почитания и были канонизированы Русской православной церковью после  их трагической гибели 1015г. До нас  дошли три житийных памятника, посвящённых Борису и Глебу: 1) летописная повесть под 1015г.; 2) «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» Нестора Летописца (конец. 11 века.); 3) «Сказание, страсть и похвала св. мучеников Бориса и Глеба» неизвестного автора этой же эпохи.

Безусловно, в житиях святых присутствует морально-политическая идея – утверждение  права родового старшинства, - и даётся практический образец для подражания. Однако при внимательном знакомстве с произведениями на первый план с особой силой выступает идея добровольного страдания, жертвы в виде непротивления, отличная от героического мученичества, столь характерного для древних византийских святых.

Одним из древнейших подлинных русских  житийных произведений было «Житие преподобного Феодосия Печерского», написанное Нестером.  Феодосий (ум. В 1074г.) – третий святой, канонизированный Русской церковью. «Житие Феодосия» - одно из лучших произведений летописца.

ü «Поучения» и «хождения»

В начале 12 столетия в древнерусской  культуре формируются новые литературные жанры. Таковыми являются поучения и хождения*. Наиболее яркими примерами служат «Поучения детям», составленное на склоне лет киевским великим князем Владимиром Мономахом, а также созданное одним из его сподвижников, игуменом Даниилом, знаменитое «Хождение», описывающее его путешествие по святым местам через Константинополь и о. Крит в Иерусалим.

*Хождения – путевые заметки

ü «Моление»

Гораздо более распространено на Руси было другое замечательное произведение – «Моление» Даниила Заточника (12 – 13 века). Оно написано в форме обращения к князю от имени автора – обедневшего княжеского слуги, попавшего вопалу. Даниил рисует идеальный образ князя – защитника своих поданных , способного оградить их от произвола «сильных людей», преодолеть внутренние распри и обеспечить безопасность от внешних врагов. Яркость языка, мастерская рифмованная игра словами, обилие пословиц, афористичность, остросатирические выпады против бояр и духовенства обеспечили этому талантливому произведению большую популярность на долгое время.

Древнерусская литература не знала  рифмованной поэзии, но она пронизана  образным мышлением – поэтическими сравнениями и гиперболами, содержит множество примеров ритмической  речи. Самобытность и высокий профессионализм  древнерусской литературы питали два неиссякаемых источника: устное народное творчество и переводная литература разных жанров и стилей.

 

 


Информация о работе Литература Руси в X-XII веках