Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 13:55, доклад
Русский романтизм – явление сложное. В нем сосуществовали разные течения, и не было единого взгляда на цель и назначение искусства. Но всех романтиков объединяло неприятие современной им действительности, повышенный интерес к внутреннему миру человека, стремление отстоять человеческое достоинство, защищать право личности на свободное развитие ее духовных сил, борьба за создание национально – самобытной русской культуры
Широкое распространение и влияние в русской культуре начала века имел романтизм. (В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 г).
Русский романтизм – явление сложное. В нем сосуществовали разные течения, и не было единого взгляда на цель и назначение искусства. Но всех романтиков объединяло неприятие современной им действительности, повышенный интерес к внутреннему миру человека, стремление отстоять человеческое достоинство, защищать право личности на свободное развитие ее духовных сил, борьба за создание национально – самобытной русской культуры. Сутью романтического стиля было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ, яркая индивидуальность и неповторимый облик которого не укладывались в рамки общепринятых стереотипов мышления и поведения. Личность находится в противоречии с окружающей ее реальностью — таково исходное положение романтизма.
Своеобразие тематики романтических произведений способствовало использованию специфического словарного выражения — обилию метафор, поэтических эпитетов и символов, романтическим символом свободы представало море, ветер; счастья — солнце, любви — огонь или розы. Ночь олицетворяла зло, преступления, вражду. Символ вечной изменчивости — волна морская, бесчувственности — камень; образы куклы или маскарада означали фальшь, лицемерие, двуличность.
Родоначальником русского романтизма принято считать В. А. Жуковского. Он воспевает светлые чувствования — любовь, дружбу, мечтательные душевные порывы. Большое место в его творчестве занимали лирические образы родной природы. Жуковский стал создателем в русской поэзии национального лирического пейзажа. Жуковскому, как и другим русским романтикам, в высокой степени было присуще стремление к нравственному идеалу. Этим идеалом для него были человеколюбие и независимость личности. Их он утверждал и своим творчеством, и своей жизнью.
В 20—30-е годы романтизм сохранил прежние позиции. Однако развивающийся в другой общественной обстановке, он приобрел новые, своеобразные черты. На смену задумчивым элегиям Жуковского и революционному пафосу поэзии Рылеева приходит романтизм Гоголя и Лермонтова. Их творчество носит отпечаток того своеобразного идейного кризиса, который переживало общественное сознание этих лет, когда измена прежним прогрессивным убеждениям, тенденции своекорыстия, обывательской «умеренности» и осторожности обнаружились особенно явственно.
Поэтому в романтизме 30-х годов возобладали мотивы разочарования в современной действительности, критическое начало, стремление ухода в некий идеальный мир. Наряду с этим — обращение к истории, попытка осмысления современности с позиций историзма.
Романтический герой выступал часто как человек, утративший интерес к земным благам и обличающий сильных и богатых мира сего. Противостояние героя обществу рождало трагическое мироощущение, свойственное романтизму этого периода. Гибель нравственных и эстетических идеалов — красоты, любви, высокого искусства предопределяла личную трагедию человека, одаренного большими чувствами и мыслями.
Наиболее ярко и эмоционально умонастроения эпохи отразились в поэзии, и особенно в творчестве крупнейшего поэта XIX века — М. Ю. Лермонтова. Уже в ранние годы свободолюбивые мотивы занимают важное место в его поэзии. Поэт горячо сочувствует тем, кто активно борется с несправедливостью, кто восстает против рабства. Это сближает романтическую лирику Лермонтова с реалистическими тенденциями.
Характерные черты эпохи нашли отражение в творчестве Гоголя.
Понимание народности у писателя было значительно глубже, чем у писателей-романтиков второй половины 20-х — начала 30-х годов. Гоголь критикует романтизм за личностный аспект, препятствующий, широкому охвату жизненных явлений - совершался постепенный отход писателя от романтизма.