Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:32, курсовая работа
Культуры речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современныхязыковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Культура речи изучается в трех основных аспектах: 1) нормативный; 2) коммуникативный; 3).
1. Литературный язык и культура речи .
1.Определение Культуры речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современныхязыковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Культура речи изучается в трех основных аспектах: 1) нормативный; 2) коммуникативный; 3).
Нормативный аспект культуры речи предполагает знание говорящим литературных норм и умение их применять в речи.
Коммуникативный аспект составляет навыки отбора языковых средств и их умелое использование.
Этический аспект составляет необходимую часть культуры речи, а культура речи, в свою очередь, является важной частью общей культуры человека.
2.Речевое взаимодействие это;
- обмен информацией различного рода (интеллектуальной, духовной,материальной, эмоциональной и т.д.)
- формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное и духовное развитие, адаптация к человеческому обществу, к жизни
Общение для человека — среда его обитания. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта.
Основные функции общения:
1) инструментальная – позволяет получать и передавать информацию, необходимую для осуществления чего-либо (действия, коммуникативного намерения, принятия решения и т.д.);
2) интегративная – объединяет людей для совместных действий (обмена различной информацией, принятия решения, генерирования идей, составления договора и т.д.);
3) самовыражения – позволяет человеку самовыразиться,
4) трансляционная – позволяет передавать различную информацию;
5) социализации – обеспечивает развитие навыков культуры общения, этикета;
6) социального контроля – регламентирует поведение в конкретных ситуациях общения (темы для общения; использование языковых средств; поведение во время общения и т.д.);
7) экспрессивная – позволяет реализовать стремление выразить и понять эмоциональные переживания друг друга.
3.Объяснение что такое язык и речь.
Язык-это система словестного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая для общения.
Речь-это коммуникативная деятельность,способность использовать язык для общения и передачи информации.
Почему язык называют системой? Какая это система?
Каждая
единица языка входит в
Основной структурной единицей языка являются знаковые системы. Знак — это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную — математическую, статистическую, логическую — обработку.
4. Каковы функции языка?
Все функции языка проявляются в коммуникации.
5.В
каких формах существует
• территориальный диалект;
• социальные диалекты:
* а) молодёжный жаргон распространен в устной речи, следовательно,отсутствует в словарях, что вызывает разночтения в процессе разъяснения. Главная отличительная черта молодежного жаргона –– игра со словом,
* б) профессиональный жаргон используется людьми одной профессии главным образом при общении напроизводственные темы. За пределами профессиональной среды этот жаргон непонятен, следовательно, не используется.
* в) Арго –– речь определенных замкнутых социальных групп (воров, бродяг). Это засекреченный, искусственный язык преступного мира, известный лишь посвященным и бытующий лишь в устной форме.
• Просторечие –– это речь городского малообразованного населения, не владеющего нормами литературного языка. Никак не связано с территорией.
6. Чем отличается книжный язык от разговорной речи?
Термины книжная и разговорная лексика являются условными, книжные слова, типичные для письменной речи, могут употребляться и в устной форме, а разговорные – в письменной.
7. Что такое стиль языка и стиль речи? Опишите систему функциональных стилей русского языка.
Стили речи
Стиль языка — это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловые отнощения; агитационно-массовую деятельность; науку; словесно-художественное творчество. В каждой из этих сфер общественной жизни используется своя разновидность литературного языка, ил стиль литературного языка, а также присущие им языковые средства.
Стили русского литературного языка
Сфера общения |
Стиль |
Общение людей в быту |
разговорный (обиходно-бытовой) |
Общение граждан с учреждениями |
официально-деловой |
Агитационно-массовая деятельность |
публицистический |
Научная деятельность |
научный |
Словесно-художественное творчество |
художественный стиль (стиль |
Каждый стиль характеризуется следующими признаками: целью общения, набором языковых средств и формами (жанрами), в которых он существует.
Примечания:
2.Нормы русского языка. Коммуникативные свойства речи.
1.Что такое норма русского языка? Каковы условия правильности речи?
Правильность - центральное понятие культуры речи. Взаимодействие функциональных стилей. Нормативность русского языка. Норма и стиль. Лексические нормы устной и письменной речи. Нормы произношения и ударения: орфоэпические нормы. Лексические нормы и их нарушение. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Стилистически окрашенная лексика. Неологизмы, историзмы, заимствования. Понятие морфологической нормы. Трудные случаи употребления частей слова, частей речи. Особенности синтаксических норм: употребление предлогов, причастных и деепричастных оборотов, порядок слов в предложении. Отражение литературной нормы в словарях и справочниках различного типа.
Правильность речи – это не что иное как соблюдение действующих норм русского литературного языка. Если человек наделен правильной, хорошей и грамотной речью, он способен достичь наивысшего уровня речевой культуры. То есть, он не только не позволяет себе допускать ошибки, но и умеет самым лучшим образом выстраивать свои высказывания, учитывая цель общения, а также подбирать наиболее уместные в каждом отдельном случае слова и их сочетания с учетом обстоятельств.
2.Какие группы норм изучает культура речи?
Литературная норма –– это принятые в общественной языковой практике образованных людей правила произношения, словоупотребления, построения высказывания.
3.Каковы
особенности русского
Первой особенностью русского у
В других языках ударение зачастую прикреплено во всех словах к определенному слогу. Например, во французском и турецком языках оно всегда падает на последний слог. Сравни французские слова: одеколон, эскимо, пломбир, туалет, пальто, комбинезон, салют, Париж, дебют.
В польском языке ударение всегда падает на предпоследний слог:Варшава, Освенцим, Краков, Сопот, Висла, Зелена Гура, Вроцлав, Познань. В чешском и венгерском языках оно всегда приходится на первый слог. Возьмем чешские слова: Прага, Карловы Вары, чехи, Влтава – и венгерские: Венгрия, Ференц Лист, Шандор Петефи, Ференц Ракоци.
Второй особенностью русского ударения является его подвижность, то есть способность менять свое место в зависимости от формы слова.
Например: понять – понял – поняла;
сестра – сёстры;
стена – нет стены.
Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость, которая выражается в том, что с течением времени ударение меняет свое место в слове и появляется новый вариант произношения.
4.Назовите
основные трудности в