Личность и государство в поэме "Медный всадник"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 12:47, сочинение

Краткое описание

Противостояние личности и государства — одна из самых заманчивых для А. С. Пушкина тем. Именно она постоянно и настойчиво перекликается с такими вечными его мотивами, как свобода, место человека в обществе, сила, власть.

Вложенные файлы: 1 файл

Личность и государство в поэме Медный всадник.docx

— 14.77 Кб (Скачать файл)

 

  Противостояние личности и государства  — одна из самых заманчивых для  А. С. Пушкина тем. Именно она постоянно  и настойчиво перекликается с  такими вечными его мотивами, как  свобода, место человека в обществе, сила, власть.  
    

В качестве сторон конфликта А. С. Пушкин создал два  образа: Петра Первого и Евгения. Петр — воплощение государства, император российский, Медный всадник. Он построил Санкт-Петербург. Для России, для страны, для государства это хорошо — “отсель грозить мы будем шведу”. Но во благо ли это Евгению, человеку, личности?  
    А кто, собственно, сказал, что Евгений — личность?  
    Хотя бы и своими последними словами “ужо тебе...” явно заслужил. Этим он восстал против самодержца, а значит — против государства. Тот, кто осмелился на такое, — уже личность. Кроме того, под “личностью” (в литературном, а не биологическом смысле) обычно подразумевают человека, имеющего собственный взгляд на вещи, а не прожигающего жизнь свою “с легкостью необыкновенной”. Так вот, у Евгения имеется этот самый “собственный взгляд”.

 
    конфликт в “Медном всаднике”  не просто война между “хорошей”  личностью и “плохим” государством. Это уже столкновение личности, живущей  ради собственной пользы, с личностью, живущей ради всей России, ее народа, ее людей, то есть — ради других личностей.  
    Значит, в какой-то степени человек и “особый аппарат органов публичной власти” стоят в одном ряду, бок о бок, так сказать. Но в таком случае в поэме должна быть некая “третья сила”, которая если не сплотит Петра Первого и Евгения, например, в неприятии себя самой, то хотя бы намекнет на такую возможность. На возможность единения личности и государства.  
    И А. С. Пушкин находит третью силу. Как ни банально, ею становится природа, стихия. Именно ее поборол Петр Первый, возведя северную столицу, именно она взбунтовалась в 1824 году. Взбунтовалась именно против стоящего на Неве города, против его создателя, против государства.  
    Не являясь частью государства, Евгений вовлечен в эту борьбу поневоле. И неожиданно оказывается на стороне именно государства.  
    А есть совершенно неожиданный исход поэмы. Что происходит после знаменитого “ужо тебе...”? Евгений в страхе бежит от Всадника, тот за ним. С одной стороны, это гнев великого монарха на сумасшедшего червя. А с другой — они бегут в одном направлении, и это что-нибудь да значит. Два злейших врага встречаются на узкой тропинке именно в тот момент, когда им делить особенно и нечего. Евгений бежит от Петра, а Петру, хотя бы и в гневе, не до Евгения.  
     в “Медном всаднике” Пушкин, как, наверное, нигде, не хочет “себя показать”. Он — певец реальности. Главными поэтому становятся две вещи. Во-первых, написать поэму как можно объективнее. А во-вторых, самому понять только что написанное. Такой подход дает небывалый эффект. Читатель как бы сам осмысливает все ему предлагаемое и делает собственные выводы. Вообще говоря, иначе и невозможно.  
    Конфликт в чистом виде личности и государства не имеет решения. Всегда он был, всегда он будет.


Информация о работе Личность и государство в поэме "Медный всадник"