|
СРОЧНОЕ
похудение! Минус 2 КГ за 20 мин! СМОТРИ,
но не увлекайся... |
|
1 2
Цель работы: расширить знания по
любовной лирике М.Ю.Лермонтова
Задачи:
1. Проследить за развитием творчества
М.Ю.Лермонтова.
2. Рассмотреть материалы, касающиеся вопроса
отношений поэта 19века к теме любви.
Методы работы:
1. Аналитический.
2. Устная беседа.
3. Работа с периодической печатью и критической
литературой.
Актуальность работы:
Тема любви в литературе всегда была актуальна.
Ведь любовь – это самое чистое прекрасное
чувство, которое воспевалось еще с античных
времен. Она одинаково волновала воображение
человечества всегда. Любовь не стареет.
В любви человек находит самого себя, свою
личность. В ней возрождается единая, истинная
индивидуальность.
План
I. Вступление. Лермонтов и его время. 4
II. Этапы жизни великого поэта. 7
III. Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление
личности в лирике Лермонтова. 12
IV. Любовная лирика М.Ю.Лермонтова. 14
V. Адресаты любовной лирики:
1. Варвара Александровна Лопухина 18
2. История отношений Лермонтова и Е.А.Сушковой 23
VI. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Я не унижусь
пред тобою…» 30
VII. Заключение 34
VIII. Используемая литература 35
Лермонтов и литература его времени.
Печально
я гляжу на наше поколение!
Его
грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж
тем, под бременем познанье и сомненье,
В
бездействии состарится оно.
На Руси явилось новое могучее дарование-
Лермонтов.
В его произведениях так все и видишь перед
собой, а, увидев раз, никогда уж не забудешь!
Дивная картина - так уж и блестит всею
яркостью восточных красок! Какая живописность,
музыкальность, сила и крепость в каждом
стихе, отдельно взятом!
Белинский в статьях, написанных еще при
жизни Лермонтова, сказал о ярко выраженном
своеобразии его стихов и его романа. И
гениальному критику передовой части
читателей было ясно так же, насколько
сильна в нем способность, откликаться
на зовы века, насколько тесна его связь
с жизнью русского общества, с русской
культурой прошлого и настоящего.
Великий писатель всегда кровно связан
со своим временем, и творчество его находится
в многообразных отношениях с умственным
движением и литературой эпохи.
Поэтому вполне естественно, что как критики,
писавшие о Лермонтове при его жизни, так
и историки литературы, изучавшие в 19-20
веках его наследие, обращали внимание
на те стихи, которые соединяют его творчество
с деятельностью предшественников и современников,
а также сравнивали созданное им с произведениями
других авторов. В результате подобных
исследований было накоплено много интересных,
хотя нередко и спорных наблюдений и установлен
целый ряд фактов, касающихся творческой
деятельности, истории произведений Лермонтова.
В богатой Лермонтовской литературе 1840-1841
годов содержится немало целых, хотя зачастую
разрозненных замечаний и соображений
о стиле Лермонтова в его соотношениях
со стилями современников поэта.
Несмотря на интерес и значительность
сделанного в этой области до сих пор,
все же актуальность проблемы стиля и
художественного метода Лермонтова его
связях с эпохой уменьшается. При всей
тесноте и разнообразии связей, соединяющих
писателя с окружающей его литературной
жизнью, нет необходимости связывать и
сопоставлять любой момент в его творчестве,
любую его особенность со всеми явлениями
отечественной и зарубежной литературы.
Возможность и целесообразность ограничения
и отбора обуславливаемая, прежде всего
понятием определяющих связь писателя
с литературой его времени, а круг этих
связей устанавливается на основании
таких дальних, как суждения его самого
о литературе.
То, что Лермонтов так тесно связал с литературой
своей эпохи, под которой, конечно, следует
разуметь не только годы его жизни и деятельности,
но и некоторый предшествующий период,
вполне известное хронологическое ограничение
в постановку проблемы. В сущности, все
литературные интересы и пристрастия
писателей, весь предположительный круг
его чтения связываются с первыми четырьмя
десятилетиями 19 века, не уходя дальше
в глубь времен. В целом же есть основание
сказать, что Лермонтов не только по характеру
своего творчества, но и по его истокам
в самом прямом смысле глубоко современен
своей эпохе.
В то время, к которому относятся первые
поэтические статьи Лермонтова - в конце
1820-х годов - русская литература жила напряженной,
богатой контрастами и противоречиями,
очень не легкой жизнью. В состоянии русской
литературы, и, в частности,- поэзии, наступил
резкий и тяжелый перелом. Изменилось
многое в направлении, в группировках
писателей в составе жанров. Свой путь
в русской литературе Лермонтов начинал
в исторически очень сложный момент, когда
самый выбор пути представлял огромную
ответственность. В самом основном Лермонтов
сделал свой выбор очень рано; идейно-философское
и политическое направление его творчества
четко определилось впервые же годы, как
и трагический его характер, сложился
уже с полной несомненностью к 1830 году. Соблазны
вульгарного романтизма быстро отвергались
поэтом, о чем свидетельствует и незавершенность
произведений, которые перестали его,
видимо удовлетворять в ходе работы над
ними. А опасность легкого литературного
успеха для Лермонтова просто не существовало:
он слишком строг был к себе, и об этом,
прежде всего, говорит тот факт, что он
не спешил с печатанием своих произведений,
пока не ощутил в себе высший зрелости.
Все творчество Лермонтова является примером
поразительной цельности. Будучи кровно
связан со своей страной, со своим временем,
с литературой своей эпохи, постоянно
откликаясь на все окружавшее его и в жизни
и в литературе. Лермонтов всегда оставался
самим собой - непревзойденным и неповторимым
трагическим поэтом, не знающим компромиссов.
Процесс бурной эволюции творчеств, необычайно
быстрого восхождения к вершинам романтического,
а потом - реалистического мастерства
протекал в пределах того нерасторжимого
единства, какое представляю своеобразие
его поэтической личности.
Исследование вопроса о творчестве Лермонтова
в связи с литературой его времени вызывает на
нашем, современном этапе развития литературоведения
специальный методологический интерес:
в противоположность тому, чего искали
когда-то представители и чего ищут и сейчас
многие зарубежные компаративисты, изучая
влияние одних писателей на других, оно
вскрывает активную творческую сущность
великих и подлинно новых литературных
целостей, к числу которых принадлежат
создания Лермонтовым.
Этапы жизни великого поэта.
М.Ю. Лермонтов родился 3 (15) октября 1814г.
в Москве. Отец - капитан в отставке Юрий
Петрович Лермонтов (1787-1831), мать - Мария
Михайловна, урожденной Арсеньева (1795-1817). Детство
Лермонтов проводит в усадьбе своей бабушки,
Е.А.Арсеньевой в с. Тарханы Пензенской
области. Трижды (1818, 1820, 1825) он ездит на
Кавказ для лечения минеральными водами.
Кавказ производит на Лермонтова неизгладимое
впечатление, становится для него поэтической
родиной ("Горы Кавказа для меня священны;
вы к небу меня приучили, и я с той поры
все мечтаю о вас, да о небе"). - Лермонтов
переезжает с бабушкой в Москву.
1828 - поступает на 4-й курс Благородного
пансиона при Московском университете.
Именно в это время он, по собственным
словам, "начинает марать стихи",
участвует в рукописных журналах, в альманахе
"Цефей" (1828), состоящем из произведений
воспитанников пансиона. Тогда же он пишет
первые поэмы "Черкесы" и "Кавказский
пленник", сделал первый набросок "Демона".
1830 - Лермонтов поступает на нравственно-политическое
отделение Московского университета.
К этому времени относится начало интенсивной
литературной деятельности: он пишет лирические
стихи (например, цикл, посвященный Н.Ф.Ивановой),
поэмы, драмы ("Испанцы», "Люди и страсти").
1832 - Лермонтов вынужден покинуть университет.
Он переезжает в Петербург, где поступает
на "два страшных года" (слова Лермонтова)
в Школу гвардейских подпрапорщиков и
кавалерийских юнкеров.
1834 - Лермонтов определен в лейб-гвардии
гусарский полк, стоящий в Царском Селе.
Основное время Лермонтов проводит в Петербурге,
где он делается "душою общества молодых
людей высшего круга, запевалой в беседах,
в кружках, бывает в свете, где забавляется
тем, что сводит с ума женщин, расстраивает
партии", для чего "разыгрывает из
себя влюбленного в продолжение нескольких
дней".
1835 - первое появление Лермонтова в печати.
До тех пор Лермонтов известен как поэт
лишь в офицерских и светских кругах. Один
из его товарищей, без его ведома, забирает
у него повесть "Хаджи-Абрек" и отдает
ее в "Библиотеку для Чтения". Лермонтов
очень недоволен. Повесть имеет успех,
но Лермонтов долго еще не хочет печатать
своих стихов.
В этом же году Лермонтов узнает, что Варвара
Лопухина, которую он издавна любил и не
переставал любить до конца жизни, выходит
замуж за Н.И. Бахметьева.
1837 - Лермонтов узнает о гибели А.С.Пушкина
и пишет стихотворение "Смерть поэта".
Сначала стихотворение оканчивалось словами:
"И на устах его печать". В таком виде
оно быстро распространяется в списках,
вызывает бурю восторгов, а в высшем обществе
возбуждает негодование. Затем Лермонтов
дописывает страстный вызов "надменным
потомкам" (последние 16 стихов). Стихотворение
воспринимается как "воззвание к революции";
начинается дело, и уже через несколько
дней (25 февраля), по Высочайшему повелению,
Лермонтова переводят в Нижегородский
драгунский полк, действующий на Кавказе.
Благодаря связям бабушки, 11 октября1837
г. следует приказ о переводе Лермонтова
в лейб-гвардии Гродненский гусарский
полк, стоящий в Новгороде. Лермонтов неохотно
расстается Кавказом и подумывает даже
об отставке.
1838 - в начале января поэт приезжает в Петербург
и остается здесь до половины февраля,
после этого едет в полк, но там служит
меньше двух месяцев: 9 апреля его переводят
в его прежний лейб-гвардии Гусарский
полк. Лермонтов возвращается в "большой
свет", снова играет в нем роль "льва";
за ним ухаживают все салонные дамы: "любительницы
знаменитостей и героев". В этом же году
печатаются "Тамбовская казначейша"
и "Песня про царя Ивана Васильевича...".
Лермонтов создает три новые редакции
"Демона", пишет стихотворения "Кинжал",
"Дума" и др., начинает работу над
"Героем нашего времени".
1840 - военный суд за дуэль (18 февраля) с
сыном французского посла Э.Барантом.
Лермонтова приговаривают к вторичной
ссылке на Кавказ в Тенгинский пехотный
полк. Во время ареста Лермонтова посещает
Белинский. Они познакомились еще летом 1837
г. в Пятигорске, в доме товарища Лермонтова
по университетскому пансиону Н.Сатина,
но тогда у Белинского осталось о Лермонтове
самое неблагоприятное впечатление, как
о человеке крайне пустом и пошлом. На
этот раз Белинский приходит в восторг
"и от личности и от художественных
воззрений поэта". В это же время выходит
отдельным изданием роман "Герой нашего
времени", раньше печатавшийся отдельными
повестями в журналах. По дороге на Кавказ
Лермонтов останавливается в Москве и
проводит там около месяца. Он встречается
с Н.В.Гоголем, для которого читает "Мцыри",
С.Т.Аксаковым, Е.А.Баратынским и др.
Затем он уезжает на Кавказ, где принимает
участие в военных действиях и обращает
на себя внимание начальника отряда "расторопностью,
верностью взгляда и пылким мужеством",
за которое его представляют к награде.
1841 - Лермонтов получает отпуск и приезжает
в Петербург. По окончании отпуска друзья
Лермонтова хлопочут об отсрочке, и ему
разрешено остаться в Санкт-Петербурге
еще на некоторое время. Надеясь получить
полную отставку, поэт пропускает и этот
срок и уезжает лишь после энергичного
приказания дежурного генерала Клейнмихеля
оставить столицу в 48 часов. На этот раз
Лермонтов уезжает из Петербурга с очень
тяжелыми предчувствиями, на прощание
оставляя родине стихи: "Прощай, немытая
Россия...". По дороге в полк Лермонтов
решает задержаться в Пятигорске. Здесь
происходит ссора с Н.С.Мартыновым.
15 июля 1841 - состоится дуэль между Лермонтовым
и Мартыновым, закончившаяся трагической
гибелью поэта. 17 июля Лермонтова хоронят
на городском кладбище "при стечении
всего Пятигорска". Позже, в 1842г., прах
Лермонтова был перевезен в Тарханы и
похоронен в семейном склепе Арсеньевых.
В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову,
воздвигнутый по всероссийской подписке.
Три этапа развития в творчестве Лермонтова.
Становление личности в лирике Лермонтова.
Русская литература - литература пророческая.
И одним из самых известных ее пророков
был М. Ю. Лермонтов, но сознание своего
великого предназначения пришло к нему
не сразу, поэтому его творчество делится
на несколько периодов. С 1828 по 1832 годы
Лермонтов очень увлекался романтическими
стихами Байрона. Многие стихотворения
этого периода - грустные, мрачные, в них
он говорит о своих страданиях, о разочарованиях
в жизни и в людях, скорбит о ничтожности
мира и человека. Во всех этих чувствах
была доля юношеской рисовки и следы влияния
Байрона, который был "властителем дум"
молодого поэта. Но Байрона Лермонтов
не просто копирует. Он переводит его то
предельно точно, то вольно, пишет подражания,
сочиняет вариации. Байрон не только давал
пищу романтическим мечтам юного Лермонтова,
но и учил истинному языку страстей. Михаила
Юрьевича привлекали герои английского
поэта, гордые, независимые личности, жаждущие
безграничной свободы, относящиеся с презрением
ко всем окружающим, но вместе с тем страдающие
от внутреннего разлада. На юного поэта
начинают смотреть как на кандидата в
"русские Байроны". Но вскоре Лермонтов
осознает свою индивидуальность и пишет
стихотворение "Нет, я не Байрон, я другой…"
(1832 год), которое завершает период увлечения
творчеством поэтов-романтиков: Нет, я
не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник… С 1833 по
1836 год продолжается второй период развития
поэта. В это время Лермонтов мучительно
ищет свой неповторимый путь, осознает
предназначение поэта и его задачи, поэтому
в этот период поэтом было написано очень
немного стихотворений, большинство из
которых не пользовались популярностью
у читателей. И с 1837 года до самой смерти
поэта длится последний этап - его зрелость.
Началом этого этапа можно считать стихотворение
"Смерть поэта" (1837 год), с которым
молодой Лермонтов вошел в литературу.
Это стихотворение было написано после
того, как он получил известие о смерти
Пушкина, которая вызвала раскол среди
дворянской интеллигенции. Одни защищали
Пушкина и негодовали на Дантеса, другие,
в основном в светских кругах, оправдывали
убийцу. Ответом последним и стало стихотворение
"Смерть поэта", в котором Лермонтов
обвинял представителей придворной аристократии,
убивших поэта: А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки Игрою
счастия обиженных родов! Вы, жадною толпой
стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы
палачи! За последние шестнадцать строк
Лермонтова обвинили в подстрекательстве
к восстанию и сослали на Кавказ. Поэт
без сожаления прощается с Родиной, надеясь
"за хребтом Кавказа" творить, не
опасаясь царя: Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ… На этом
этапе Лермонтов полностью осознает свое
предназначение и свою судьбу, связанную
с ним. Об этом стихотворение "Пророк"
(1841 год). В нем Лермонтов как бы продолжает
пушкинского "Пророка", который заканчивается
тем, что пророк осознает свое предназначение
"глаголом жечь сердца людей". Лермонтовский
же пророк бежит от людей, не понимающих
его:
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Пророк вынужден бежать в пустыню от людей:
И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром
божьей пищи… Но люди не забывают смельчака,
бросившего им вызов, и даже спустя годы,
когда пророк вынужден пробираться через
город, старцы указывают на него детям,
говоря: "Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами. Глупец, хотел
уверить нас, Что бог гласит его устами!"
Таким образом, Лермонтов - поэт-пророк
появился не сразу, долгое время "творческая
дума" зрела на сердце у поэта, прежде
чем появиться на свет в стихах зрелого
периода. |