КОГА ОУ СПО «Вятский колледж
культуры»
Специальность: Библиотековедение
Контрольная работа № 1
По дисциплине: Зарубежная литература
Тема: М. Сервантес «Дон Кихот» как роман – мениппея
Хорхе
Луис Борхес. Роза Парацельса
Студентка: Богомолова Елена
Валерьевна
Работа поступила:
Работа проверена:
Оценка:
Киров2о14
Содержание:
- М. Сервантес – биография
- Роман Дон-Кихот – роман мениппея; роман- пародия
- Заключение
- Хорхе Луис Борхес –биография
- Роза Парацельса
- Список использованной литературы
Миге́ль де Серва́нтес
Сааве́дра (предположительно 29 сентября 1547, Алькала-де-Энарес — 23 апреля 1616, Мадрид) — всемирно известный испанский писатель.
Выдающийся
испанский писатель. Родился в семье бедного
дворянина. В молодости, участвуя в морском
сражении, потерял руку.
Поселившись
в Мадриде, занялся литературным творчеством.
Опубликовал роман «Галатея» и около 30
пьес.
Переехал
в Севилью, где занимался коммерцией и
трижды попадал в тюрьму
.
В 1605 г. опубликовал первую часть
своего великого романа «Хитроумный
идальго Дон Кихот Ламанчский»,
который принес ему славу. Через
10 лет вышла в свет вторая
часть романа и также имела
оглушительный успех.
В
конце своего жизненного пути писатель
закончил любовно-приключенческий роман
«Странствия Персилия и Сихизмунды». Умер
от водянки. Место захоронения неизвестно.
Хитроу́мный ида́льго
Дон Кихо́т Лама́нчский— роман испанского писателя Мигеля
де Сервантеса Сааведры (1547—1616) о приключениях одноимённого
героя. Был опубликован в двух томах.
Первый вышел в 1605 году, а второй в 1615 году. Роман задумывался как пародия
на рыцарские романы. Впоследствии переведённый
на все европейские языки, этот роман поныне
является одной из популярнейших книг
мировой литературы
Образы странствующего рыцаря
Дон Кихота и его верного оруженосца Санчо
Пансы стали нарицательными.
У Сервантеса центральная фигура
– герой- Рассказчик – новый персонаж,
связующий в единое целое авантюры, –
ещё остаётся за кадром, едва намечен.
“Дон
Кихота” задумывался как пародия на рыцарский
роман.
Рыцарский роман — повествовательный жанр
европейской средневековой литературы,
вид средневековой эпической поэзии, развившейся
одновременно с рыцарством в Англии, Германии
и Франции (написан попарно рифмующимся
восьмисложником, впервые примененным
в англо-нормандских хрониках). Называется
также «куртуазный
роман». Рыцарский роман в целом знаменует
начало осознанного художественного вымысла и индивидуального творчества.
Он составляет вершину средневековой
повествовательной литературы. «Роман
воплощает мечту о счастье, ощущение силы,
волю к победе над злом. Именно в этом,
вне всякого сомнения, состояла его первичная
социальная функция: она на многие века
пережила условия, которые вызвали ее
к жизни.»
Мениппе́я — вид серьёзно-смехового жанра.
Термин использовался М. М. Бахтиным в «Проблемах поэтики Достоевского»
для обобщения античного жанра «мениппова
сатира» (само слово употреблялось
уже в Древнем
Риме Варроном в I веке до нашей эры). Но часто
эти понятия отождествляют (так, название
книги Варрона лат. Saturae menippeae обычно переводится как «Менипповы
сатиры», но иногда «Мениппея»).
По М. М. Бахтину мениппея, в отличие
от менипповой сатиры, охватывает литературные
явления разных эпох: это новеллы Возрождения,
средневековые сатиры и философские повести.
Черты мениппеи есть в древне-русском
шутовстве, раёшном стихе, сатирах XVII—XVIII веков. М. М. Бахтин определяет четырнадцать
конкретных признаков мениппеи. Мениппова
сатира античных романов Петрония и Апулея развивается в романах Ф. Рабле и Дж. Свифта. Элементы мениппеи прослеживаются
в литературе XX века (Т. Манн, М. А. Булгаков).
Дон-Кихот, бедный провинциальный идальго,
сведенный с ума чтением рыцарских романов
и решивший восстановить древний институт
странствующего рыцарства, подобно героям
рыцарских романов, выезжает на подвиги
в честь своей воображаемой «дамы» для защиты
всех обиженных и угнетенных в этом мире.
Но его доспехи – ржавые обломки вооружения
его предков, его конь – жалкая кляча,
спотыкающаяся на каждом шагу, его оруженосец
– хитрый и грубоватый местный крестьянин,
соблазнившийся перспективой быстрого
обогащения, дама его сердца – крестьянская
девушка Альдонса Лоренсо из соседнего
села, переименованная безумным Дон-Кихотом
в Дульсинею Тобосскую. Точно также пародируются
в романе все рыцарские обряды и обычаи:
церемония посвящения в рыцари, этикет «рыцарского служения»
даме (например, когда Дон-Кихот приказывает «побежденным»
противникам отправиться к Дульсинее
Тобосской и предоставить себя в ее распоряжение).
Разгоряченное воображение
Дон-Кихота заставляет его во всем видеть
блистательные авантюры или волшебство,
принимать ветряные мельницы за великанов,
постоялый двор – роскошный замок, таз
цирюльника – за чудесный шлем, каторжников
– за угнетенных рыцарей, даму, едущую
в карете, - за похищенную принцессу.
Все подвиги Дон-Кихота, совершаемые
им для восстановления справедливости
на земле, приводят к совершенно противоположным
результатам: пастушок Андрес, за которого
Дон-Кихот заступился, после его отъезда
подвергается еще более жестоким побоям;
каторжники, освобожденные им, разбегаются,
чтобы сделаться снова бичом общества;
нелепое нападение на похоронную процессию
кончается переломом ноги у ни в чем неповинного
лиценциата; стремление помочь испанскому
рыцарю, окруженному маврами, приводит
к разгрому кукольного театра, на сцене
которого это изображалось. Все те, кого
Дон-Кихот пытается «защитить»,
молят небо «покарать и уничтожить
его милость со всеми рыцарями, родившимися
когда-либо на свет». Дон-Кихота оскорбляют,
бьют, проклинают, над ним издеваются,
и, в довершение позора, его топчет стадо
свиней. Наконец, измученный морально
и физически, рыцарь Печального Образа
возвращается к себе домой и там, тяжело
заболев, перед смертью прозревает; он
снова становится доном Алонсо Кихана,
прозванным за свои поступки Добрым, отрекается
от рыцарских бредней и составляет завещание
в пользу племянницы, с оговоркой, что
она лишится наследства, если выйдет замуж
за человека, любящего рыцарские романы.
Сатира на рыцарские романы
была жанром, весьма распространенным
в эпоху Возрождения, но Сервантес углубил
ситуацию и усложнил образ главного персонажа.
Прежде всего он наделил своего героя
не только отрицательными, но и положительными
чертами, а кроме того, дал ему двойную
жизнь – в здоровом и в бредовом состоянии,
что делает его почти двумя различными
персонажами. Далее, Сервантес дал Дон-Кихоту
спутника, который отчасти контрастен
ему, отчасти его дополняет. Наконец, что
не менее существенно, Сервантес привел
Дон-Кихота в постоянное и многообразное
соприкосновение с реальной жизнью.
Прежде всего Сервантес предал
в своем романе осмеянию не только рыцарские
романы как литературный жанр, но и самую
идею рыцарства.
Сервантес осуждает не самого
Дон-Кихота, наделенного чертами редкого
душевного благородства, доброты и рассудительности,
а те бредовые рыцарские идеи, которые
овладели воображением бедного идальго.
Последнее могло случиться лишь оттого,
что Дон-Кихот весь устремлен в прошлое.
Это прошлое – мир рыцарства, который
Дон-Кихот пытается восстановить. Он действует
слепо, следуя готовым нормам и правилам,
отжившим свой век, вычитанным им из старых
книг, он не умеет и не хочет считаться
с реальными возможностями, с подлинными
нуждами и требованиями людей, с действительным
положением вещей.
В своих авантюрах Дон-Кихот
не только постоянно терпит неудачи, но
и сеет вокруг себя разрушение. Его безумие
тем опаснее, что оно заразительно, как
это видно на примере Санчо Пансы.
Однако если Сервантес и высмеивает
Дон-Кихота, то вместе с тем полон глубокого
сочувствия к нему. Средства, применяемые
Дон-Кихотом, нелепы, но цель высока. Сервантес
всячески подчеркивает высокие нравственные
качества, бескорыстие, великодушие Дон-Кихота,
его искреннее желание принести человечеству
пользу. По словам Санчо Пансы, его господин
обладает «голубиным сердцем».
В минуты умственного просветления, когда
Дон-Кихот забывает свои рыцарские фантазии,
он необычайно привлекателен – со всеми
прост в обхождении, исключительно человечен
и разумен. Его речи вызывают восхищение
слушателей, они полны высокой гуманистической
мудрости.
Замечательны в этом отношении
советы, которые Дон-Кихот дает Санчо Пансе
перед вступлением того в управление «губернаторством»: «Загляни внутрь
себя и постарайся себя познать, познание
же это есть наитруднейшее из всех, какие
только могут быть. Познавши самого себя,
ты уже не станешь надуваться, точно лягушка,
пожелавшая сравниться с волом». Дон-Кихот
продолжает: «О своем худородстве,
Санчо, говори с гордостью и признавайся
не краснея, что ты из крестьян, ибо никому
не придет в голову тебя этим стыдить,
коль скоро ты сам этого не стыдишься…
Помни, Санчо: если ты вступишь на путь
добродетели и будешь стараться делать
добрые дела, то тебе не придется завидовать
делам князей и сеньоров, ибо кровь наследуется,
а добродетель приобретается, и она имеет
ценность самостоятельную, в отличие от
крови, которая таковой ценности не имеет».
В другом месте Дон-Кихот поучает Санчо: «Родословные бывают
двух видов: иные ведут свое происхождение
от владетельных князей и монархов, однако
род их с течением времени постепенно
оскудевает и суживается, подобно перевернутой
вниз острием пирамиде, иные вышли из простонародья,
но мало-помалу поднимаются со ступени
на ступень и, наконец, становятся знатными
господами. Таким образом, разница между
ними та, что они были когда-то тем, чем
они не являются ныне, а другие ныне являются
тем, чем они не были прежде». Или еще: «Добродетели делают
кровь благородной, и большого уважения
заслуживает человек скромного происхождения,
но добродетельный, чем знатный, но порочный».
О свободе Дон-Кихот говорит Санчо так: «Свобода, Санчо,
есть одна из самых драгоценных щедрот,
которые небо изливает на людей, с нею
не могут сравниться никакие сокровища:
ни те, что таятся в недрах земли, ни те,
что сокрыты на дне морском. Ради свободы,
так же точно как и ради чести, можно и
должно рисковать жизнью, и, напротив того,
неволя есть величайшее из всех несчастий,
какие только могут случиться с человеком.
Говорю же я это, Санчо, вот к чему: ты видел,
как за нами ухаживали и каким окружали
довольством в том замке, который мы только
что покинули, и, однако ж, несмотря на
все эти роскошные яства и прохладительные
напитки, мне лично казалось, будто я терплю
муки голода, ибо я не вкушал их с тем же
чувством свободы, как если б все это было
мое, между тем обязательства, налагаемые
благодеяниями и милостями, представляют
собой путы, стесняющие свободу человеческого
духа».
Дополнением к образу Дон-Кихота
является образ Санчо Пансы. Он также имеет
прецеденты в средневековой литературе.
Сервантес создал сложный, глубоко реалистический
образ, отражающий существенные стороны
испанской жизни того времени и очень
важный для общего замысла романа.
На первый взгляд, Санчо Панса представляет
собой полную противоположность своему
господину: в то время как Дон-Кихот, изнуряя
себя физически, жаждет бескорыстно потрудиться
на пользу человечества, Санчо Панса прежде
всего старается ублажать свою плоть и
послужить самому себе. Он больше всего
любит поспать и поесть (само имя его выразительно:
panza по-испански значит «брюхо»), он
хочет стать графом и губернатором, хочет,
чтобы жена его Тереса Панса ездила в золоченой
карете. Размечтавшись о том, как он сделается
властелином, Санчо Панса спрашивает,
сможет ли он продать всех своих подданных
в рабство и положить денежки в карман.
Он весь в практике, в настоящем, в то время
как Дон-Кихот весь в мечте о прошлом, которое
он хочет оживить. Но в то же время между
ними есть глубокое внутреннее сходство,
делающее их сыновьями одного народа и
продуктом одной эпохи.
Санчо Панса исцеляется от иллюзий
задолго до конца романа. От фантазий,
воспринятых им от Дон-Кихота, он освобождается
в результате суровых испытаний, последним
из которых было его «губернаторство».
В конце романа он не вспоминает
о жалованье, которое тот ему задолжал.
Под влиянием Дон-Кихота Санчо становится
участливее и великодушнее в отношениях
к людям, им начинает руководить уже не
жажда обогащения, а любовь к справедливости
и человечность.
Дон-Кихот – носитель самых
высоких гуманистических идей, то простодушный
весельчак Санчо Панса – воплощение народной
мудрости . Оба кровно близки друг другу,
что особенно отчетливо выступает в эпизоде
губернаторства Санчо Пансы, где благородные
гуманистические идеалы Дон-Кихота скрещиваются
с практическим разумом, честностью и
здоровой человечностью Санчо. Другой
момент их глубокого и уже окончательного
сближения – финал романа, когда Санчо
Панса, обливаясь слезами, прощается с
умирающим господином, который освободился
от своих заблуждений и уже больше не Дон-Кихот
Ламанчский, а снова – Алонсо Кихана Добрый.
Язык персонажей Сервантеса
различен в зависимости от их общественного
положения и характера. Особенно отчетливо
выступает противоположность между размеренным
и важным, архаическим
языком Дон-Кихота и не всегда правильной,
но сочной и выразительной, пересыпанной
пословицами, поговорками, междометиями,
подлинно народной речью Санчо Пансы.
Язык персонажей меняется у Сервантеса
также в связи с характером ситуации или
душевного состояния говорящих, принимая
то ораторский, то разговорный, то патетический,
то шутливый или фамильярный оттенок.
Значение «Дон Кихота»
для дальнейшего развития европейского
романа очень велико. Разрушая старый
рыцарский роман, Сервантес вместе с тем
закладывает основы нового типа романа,
означающего огромный шаг вперед в развитии
художественного реализма.
Заключение:
В литературе есть очень
немного произведений, значение которых
невозможно преувеличить, так как в них
созданы образы, которые волнуют каждое
поколение людей, образы, которые вдохновляют
на творческие поиски художников разных
времен. Такие образы имеют название «вечных»,
так как они носители черт, которые всегда присущи
человеку.
Возникло даже понятие «донкихотство».
Оно объединяет гуманистическое стремление
к идеалу, энтузиазм, бескорыстие, с одной
стороны, и наивность, чудачество, благосклонность
к мечтаний и иллюзиям - с другой. Внутреннее
благородство Дон Кихота объединяется
с комизмом его внешних проявлений (он
способен полюбить простую крестьянскую
девушку, но видит в ней только благородную
Прекрасную даму).
В романе Сервантеса, в судьбах
его героя сказалась в высокой этической
форме именно мировая ирония. В побоях
и всякого рода других оскорблениях, которым
подвергается рыцарь — при некоторой антихудожественности
их в литературном отношении, — заключается
одно из лучших выражений этой иронии.
Тургенев отметил ещё один очень важный
момент в романе — смерть его героя: в это
мгновение все великое значение этого
лица становится доступным каждому. Когда
бывший его оруженосец, желая его утешить,
говорит ему, что они скоро отправятся
на рыцарские похождения, «нет, — отвечает
умирающий, — все это навсегда прошло,
и я прошу у всех прощения».
Дон Кихот – самый известный
«Странный человек» в литературе. « Под
словом «Дон Кихот» мы часто подразумеваем
просто шута, - писал И. С. Тургенев, -……….между
тем как в донкихотстве нам следовало
бы признать высокое самопожертвование».
О романе со дня его появления
не утихают споры. Это произведение было
недостаточно оценено современниками
и принесло автору лишь посмертную славу.
Только критики XIX–XX веков объявили роман
величайшим созданием человеческой мысли,
но из-за чрезвычайно глубокого и сложного
идейного смысла книга вызвала несметное
множество толкований, часто несходных
и противоречивых.
Сервантес написал также много
пьес и новелл, но «Дон Кихот» навсегда
остался его главной книгой.
2. Хорхе
Луис Борхес. Роза Парацельса
Хо́рхе Луи́с Бо́рхес (24 августа 1899 года, Буэнос-Айрес, Аргентина — 14 июня 1986 года, Женева, Швейцария) — аргентинский прозаик, поэт и публицист. Борхеса относят к «интеллектуальной
литературе».
Он получил образование
в Швейцарии и затем переехал в Испанию.
Там Борхес стал представителем ультраизма,
– поэтического движения, которое следовало
за упадком модернизма после Первой Мировой
войны. Ультраизм является сторонником
использования смелых образов и наглых
метафор в попытке создать чистую поэзию,
отделенную не только от прошлого, но и
от настоящего.