Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 12:57, реферат
Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711г. в деревне, Куростовской волости, Архангельской губернии в семье крестьян-поморов Василия Дорофеевича и Елены Ивановны (урожденной Сивковой) Ломоносовых. Годы, прожитые в Поморье, сыграли большую роль в формировании мировоззрения Ломоносова и наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши.
Михаил Васильевич гордился своим поморским происхождением. Разнообразная природа севера, богатый животный мир обогащали и расширяли кругозор мальчика, а суровый климат и житейские трудности делали его упорным и выносливым. С большим уважением он относился к своим землякам-поморам. Их энергия, настойчивость и трудолюбие запечатлелись в его памяти на всю жизнь.
Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711г. в деревне, Куростовской волости, Архангельской губернии в семье крестьян-поморов Василия Дорофеевича и Елены Ивановны (урожденной Сивковой) Ломоносовых. Годы, прожитые в Поморье, сыграли большую роль в формировании мировоззрения Ломоносова и наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши.
Михаил Васильевич
гордился своим поморским
В 1749 году на публичном заседании Академии Наук Ломоносов выступил с речью, в которой он не забыл отдать должное отважным мореплавателям-труженикам: "искусный мореплаватель, - говорил он, - не токмо в страшное волнение и бурю, но и во время кротчайшей тишины бодрствует, укрепляет орудия, готовит паруса, наблюдает звезды, примечает перемены воздуха, смотрит на восстающие тучи, исчисляет расстояние от берегов, меряет глубину моря и от потаенных камней морей блюдется. "После 30-ти с лишним лет разлуки с родными местами он в 1764 году при составлении проекта научной экспедиции в Северный Ледовитый океан с удивительной точностью по памяти вычертил схематическую карту района, прилегающего к его родным местам.
Воспоминание далекого детства можно найти во многих сочинениях и документах ученого. В 1721 году отец женился на Федору Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней волости. Однако со второй женой он прожил не долго: летом 1724 она умерла. Ломоносов рано познал трудовую жизнь. С 10 лет он начал помогать отцу. Ранней весной они отправлялись на рыбный промысел. Отец был неграмотный, но умный, предприимчивый человек. К началу 20-х годов он уже имел свой промысел. Почти 9 лет юноша разделял вместе с отцом его трудную и опасную профессию, совершая далекие морские переходы. Хотя в то время суда уже имели компаса, а с помощью угломерного прибора приморы умели находить высоту и широту полюса. Но для этого требовались большая сноровка и огромный опыт.
В 1763 году, составляя "Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию", Ломоносов уверенно писал, что продвижение судов в северных морях зависит от течения и направления ветра, "Сие приметил я по всему берегу Норманнского моря от Святого носу до Кильдина острова". В 1761 году он писал в сенат о "великом множестве" разных минералов, руд, дорогих металлов и камней, не только скрытых в недрах.
Свой путь в науку Ломоносов начал с изучения грамоты. Как сообщают современники, будущий учёный начал постигать грамоту в 11-12 лет. И скоро мог переписывать церковные книги. В 14 лет Ломоносов мог грамотно и чётко писать. В 1757 году в сатирическом стихотворении "Гимн бороде" он высмеял старообрядчество и православное духовенство как представителей реакционного мировоззрения. Страсть к науке, тяжелая обстановка заставили Ломоносова оставить родной дом и отправиться в Москву. Это произошло в конце 1730 года, когда ему 19 лет. Свой уход из дома юноша тщательно продумал. Зная ,что только в трех городах России- в Москве, Киеве и Петербурге - можно овладеть высшими науками, и свой выбор он остановил на древней столице.
С помощью земляков Ломоносов получил паспорт на руки от Холмогородской канцелярии. Ломоносов не мог выехать в Москву до1731 года. И он ждал подходящего случая, чтобы уехать. В1730 голу Ломоносов узнал об отправлении очередного отправления каравана с рыбой. Он взял у соседа три рубля и 9 октября 1730 года он ушёл из дома.
В 1731 году начался новый период в жизни юного учёного - его трудный путь в науку. В Москве находилась "Славяно-греко-латинская академия". Но свой выбор Ломоносов остановил на Математико -навигационной школе , именно в ней он начал своё образование. Но этого Ломоносову показалось мало. И в середине 1731 года он подает прошение на зачисление его в высшее учебное заведение. Он хотел поступить в "Славяно-греко-латинская академия" и продолжить там свой великий путь. В Академию можно было поступать только людям знатного рода, а Ломоносов был из простой семьи, и ему пришлось придумать свою историю.
В год поступления Ломоносова в Академию там было 236 человек. Прохождение полного курса было рассчитано на 13 лет. Обучение было разделено на 8 классов, или на 8 школ, как тогда говорили, которые включали в себя 4 низших класса, 2 средних и 3 высоких. На всю жизнь сохранил Ломоносов тяжелое воспоминание о бедствиях, которые он испытал в годы учения: "жалование в 6 низших школах получалось 3 копейки на день, в седьмой - 4.", - писал он в 1745 году.
Через земляков-поморов юноша вскоре установил связь с отцом. В сентябре 1731 года истек срок паспорта, и с этого времени ученик считался в бегах. В 1753 году Ломоносов писал о своей учебе: "обучаясь в школах, имел я со всех сторон отвращение от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти неопределенную силу имели. С одной стороны, отец, никогда детей кроме меня не имея, говорил, что я, будучи один, его оставил, оставил все довольство, которое он для меня кровавым потом добыл и которое после его смерти чужие расхитят. С другой стороны, несказанная бедность: имея один алтын жалования нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и кваса, прочее - на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил".
Ломоносов пришел
в Академию наук, когда вступил
во второе десятилетие своей
Учитывая недостаточную подготовку студентов в общих предметах, решено было сначала направить их в Марбургский университет к известному ученому Христиану Вольфу, который в 1725 году был избран почетным членом Петербургской Академии. Все приготовления к отъезду были закончены в середине августа 1736 года. Студентам предстояло морем прибыть в Германию. Однако отъезд откладывался из-за финансовых затруднений. Только 8 сентября Ломоносов отплыл из Петербурга, но из-за сильного шторма корабль вынужден был вернуться назад. И, наконец, 23 сентября они отплыли и 3 ноября 1736 года они прибыли в Марбург.
В начале 1736 года Ломоносов Виноградов и Гейзер поселились в Германии, где им предстояло провести несколько лет. И им стал известный учёный Вольф. Свои занятия Ломоносов начал с курса лекций теоретической и практической химии у профессора медицины И. Конради. С помощью Вольфа русские студенты приобщились к занятиям в Марбургском университете. Здесь они слушали курсы различных лекций. В 1737 году русские студенты проявили живой интерес к занятиям естественной историей, что не предусматривалось немецкой системой образования.
В 1754 году незадолго до смерти Вольфа, Ломоносов хотел в свет свою точку зрения о "монадах". В Марбурге Ломоносов с1736 до середины 1739 года, слушал курс римского красноречия. Жизнь русских студентов постоянно осложнялась задержкой пересылки денег на их содержание. Он был доволен успехами Ломоносов и в 1738 году писал в Петербург: "У Ломоносов, по - видимому, самая светлая голова между ними, при хорошем прилежании он мог бы, и научиться многому, выказывая большую охоту и желание учиться."
В Марбурге Ломоносов начал собирать личную библиотеку .Осенью 1738 года он к рапорту в Петербург приложил список собранных книг. И в 1739 году Вольф сообщил Петербург, что студенты прослушали у него весь курс лекций. Грустно было Ломоносов расставаться с городом, в котором он провёл почти три года полных работы и веселья. Пять понадобилось студентам, чтобы добраться до Фрейбурга. 14 июля 1739 года они прибыли во Фрейбург.
Летом 1739 года Ломоносов со своими товарищами прибыл известному учёному Ганкелю. Обучение студентов Ганкель начал с минералогии и металлургии. Наблюдательному Ломоносов бросилась в глаза разносторонность обучения. Во время обучения во Фрейбурге будущий ученый почерпнул немало полезного в организации горного дела, познал строение кристаллов, проникся интересом к химическим исследованиям.
В 1739 году Ломоносов написал большое литературное произведение "Оду на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года". Из-за ссоры с Ганкелем Ломоносов оставил свои вещи товарищам и покинул Фрейбург. Но Ломоносов покинул не только из-за Ганкеля и как он писал в 1740 "мне не только нечего было есть, но и нечему было более учиться: пробирное искусство я уже изучил ;химия была закончена."
Живя в Марбурге в доме тещи Ломоносов, самостоятельно изучал точные науки. И осенью через Франкфурт Ломоносов прибыл Гаагу, к посланнику А. Г. Головкину. И не находит у него поддержки. Все лето Ломоносов скитался по Германии. Из Марбурга Ломоносов добрался до Любека, а оттуда кораблем приплыл в Петербург и пришел в Академию. Академия тогда переживала трудные времена. Ломоносов числился студентом и не мог получить должности. В декабре 1741 года он написал работу "Элементы математической химии". В августе того же года он пишет "Физико - химические рассуждения о соответствии серебра и ртути.
1 января 1742 он был назначен адъютантом академии. Ему понадобилась химическая лаборатория и, в 1742 он заработал проект лаборатории. За 18 в академии не было не одного нового русского профессора и на места новых профессоров предложили Ломоносова и Теплова. В 1743 году столкновение Ломоносова с Вейнсгеймом оставило трагичные последствия. На Ломоносова была послана жалоба о "недостойных поступках". Ломоносов был арестован. И в течение восьми месяцев с мая1743 до середины января 1744, когда он и был освобождён. С начала 1744 года Ломоносов начал свою великую творческую «карьеру», которой он занимался до конца жизни.
14 июня 1745 года
Ломоносов представил свою
В 1752-1753 годах Ломоносов добился от правительства разрешения на постройку стекольного завода в деревне Усть-Рудица, специальной фабрики цветного стекла. В марте 1751 года Ломоносов получил чин 6 класса. В 1757 году был назначен советником канцелярии; с 1758 года стал руководителем географического общества; с 1760 года в его ведении университет и гимназия академии.
В последние десять лет жизни Ломоносов выступил как талантливый организатор науки. И в 1745 году выступил инициатором создания русского университета и составил оригинальный план университета. 26 апреля 1755 года состоялось открытие Московского университета. Критикуя систему управления в 1747 году ,им были написаны большое количество проектов и предложений по организации науки.
В 1759-1760 годах Ломоносов разрабатывает план объединенного академического центра. Речь шла о постройке 14 корпусов, где располагались бы все здания академии. Свое мнение о начальном и среднем образование Ломоносов изложил в проекте устава гимназии. Ломоносов разрабатывает структуру управления Петербургского университета. И расширят систему образования, вводит новые предметы. В 1819 году после смерти Ломоносов состоялось открытие Петербургского университета.
Привлекает идея Ломоносова - создать в России научное учреждение , в котором занимались бы востоковедением .Ломоносов в 1742 году составил программу обучения для студентов изучающих горные породы. В 1760 Ломоносов был избран почётным членом Швейцарской академии. В 1757 году Ломоносов вынужден был оставить химическую лабораторию и химическую кафедру. В 50-х годах Ломоносов много и напряжённо работал. И в 1762 году Ломоносов подаёт прошение об увольнении.2 мая 1763 года он был уволен со званием статского советника. Ещё осенью 1748 года у 36-летнего Ломоносов появились первые признаки болезни. Поэтому он много недель не мог работать. Но во второй половине 1762 года болезнь отступила, и Ломоносов принялся за работу. В 1765 года Ломоносов снова заболел.4 апреля 1765 года в 5часв вечера на 54 году жизни умер, впоследствии простуды, которую он получил.