ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814-41),
русский поэт. Учился в Московском
университете (1830-32). Окончил Санкт-Петербургскую
школу гвардейских подпрапорщиков
и кавалерийских юнкеров (1834). В 1837
за стихотворение «Смерть поэта»
(о гибели А. С. Пушкина) был сослан
в армию на Кавказ. Убит на дуэли
в Пятигорске. Разочарование в действительности,
характерное для последекабрьских умонастроений,
скептицизм, стремление к идеалу свободной
и мятежной личности питали его ранние
романтические стихи, а в зрелой лирике
— и мечта о душевном покое («Дума», «И
скучно и грустно», «Молитва», «Пророк»,
«Выхожу один я на дорогу»; поэма «Мцыри»,
1839; драма «Маскарад», 1835). Многие произведения
Лермонтова пронизаны гражданским пафосом,
патриотическим чувством [неоконченный
социально-исторический роман. «Вадим»
(1832-34), стихотворения «Бородино», «Поэт»,
«Родина»]. Поэма «Демон» (закончена в
1839) — символическое воплощение идеи бунта
против «мирового порядка», трагедия одиночества.
Лермонтов ввел в русскую поэзию стих,
отмеченный энергией мысли и мелодичностью.
Роман «Герой нашего времени» (1840), насыщенный
глубокой социальной рефлексией и психологическим
содержанием, — вершина реализма Лермонтова.
* * *
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич [3
(15) октября 1814, Москва — 15 (27) июля 1841, подножье
горы Машук, близ Пятигорска; похоронен
в селе Тарханы Пензенской области],
русский поэт.
Неведомый избранник
Брак родителей Лермонтова
— богатой наследницы М. М. Арсеньевой
(1795-1817) и армейского капитана Ю. П. Лермонтова
(1773-1831) — был неудачным. Ранняя смерть
матери и ссора отца с бабушкой
— Е. А. Арсеньевой — тяжело сказались
на формировании личности поэта. Лермонтов
воспитывался у бабушки в имении
Тарханы Пензенской губернии; получил
превосходное домашнее образование (иностранные
языки, рисование, музыка). Романтический
культ отца и соответствующая
трактовка семейного конфликта
отразились позднее в драмах Menschen
und Leidenschaften («Люди и страсти», 1830), «Странный
человек» (1831). Значимы для формирования
Лермонтова и предания о легендарном основоположнике
его рода — шотландском поэте Томасе Лермонте.
К сильным впечатлениям детства относятся
поездки на Кавказ (1820, 1825).
С 1827 Лермонтов живет в Москве. Он обучается
в Московском университетском благородном
пансионе (сентябрь 1828 — март 1830), позднее
в Московском университете (сентябрь 1830
— июнь 1832) на нравственно-политическом,
затем словесном отделении.
Ранние поэтические опыты Лермонтова
свидетельствуют об азартном и бессистемном
чтении предромантической и романтической
словесности: наряду с Дж. Г. Байроном и
А. С. Пушкиным для него важны Ф. Шиллер,
В. Гюго, К. Н. Батюшков, философская лирика
любомудров; в стихах масса заимствованных
строк (фрагментов) из сочинений самых
разных авторов — от М. В. Ломоносова до
современных ему поэтов. Не мысля себя
профессиональным литератором и не стремясь
печататься, Лермонтов ведет потаенный
лирический дневник, где чужие, иногда
контрастные формулы служат выражением
сокровенной правды о великой и непонятой
душе. Пережитые в 1830-32 увлечения Е. А. Сушковой,
Н. Ф. Ивановой, В. А. Лопухиной становятся
материалом для соответствующих лирико-исповедальных
циклов, где за конкретными обстоятельствами
скрывается вечный, трагический конфликт.
Одновременно идет работа над романтическими
поэмами — от откровенно подражательных
«Черкесов» (1828) до вполне профессиональных
«Измаил-бея» и «Литвинки» (обе 1832), свидетельствующих
об усвоении Лермонтовым жанрового (байроновско-пушкинского)
канона (исключительность главного героя,
«вершинность» композиции, «недосказанность»
сюжета, экзотический или исторический
колорит). К началу 1830-х гг. обретены «магистральные»
герои поэтической системы Лермонтова,
соотнесенные с двумя разными жизненными
и творческими стратегиями, с двумя трактовками
собственной личности: падший дух, сознательно
проклявший мир и избравший зло (первая
редакция поэмы «Демон», 1829), и безвинный,
чистый душой страдалец, мечтающий о свободе
и естественной гармонии (поэма «Исповедь»,
1831, явившаяся прообразом поэмы «Мцыри»).
Контрастность этих трактовок не исключает
внутреннего родства, обеспечивающего
напряженную антитетичность характеров
всех главных лермонтовских героев и сложность
авторской оценки.
Смутное время
Оставив по не совсем ясным
причинам университет, Лермонтов в
1832 переезжает в Петербург и поступает
в Школу гвардейских подпрапорщиков
и кавалерийских юнкеров; выпущен
корнетом Лейб-гвардии гусарского полка
в 1834. Место высокой поэзии занимает
непечатное стихотворство («Юнкерские
поэмы»), место трагического избранника
— циничный бретер, сниженный двойник
«демона». В то же время идет работа
над романом «Вадим» (не закончен),
где ультраромантические мотивы
и стилистические ходы (родство «ангела»
и «демона», «поэзия безобразности»,
языковая экспрессия) сопутствуют тщательной
обрисовке исторического фона (восстание
Пугачева). «Демоническая» линия продолжается
в неоконченном романе из современной
жизни «Княгиня Лиговская» (1836) и
драме «Маскарад». Последней Лермонтов
придавал особое значение: он трижды подает
ее в цензуру и дважды переделывает.
Поэт поколения
К началу 1837 у Лермонтова
нет литературного статуса: многочисленные
стихотворения (среди них признанные
в будущем шедеврами «Ангел»,
1831; «Парус», 1831; «Русалка», 1832; «Умирающий
гладиатор», 1836; поэма «Боярин Орша», 1835-36)
в печать не отданы, романы не закончены,
«Маскарад» не пропущен цензурой, опубликованная
(по неподтвержденным сведениям без ведома
автора) поэма «Хаджи Абрек» (1834) резонанса
не вызвала, связей в литературном мире
нет (значима «невстреча» с Пушкиным).
Слава к Лермонтову приходит в одночасье
— со стихотворением «Смерть поэта» (1937),
откликом на последнюю дуэль Пушкина.
Текст широко распространяется в списках,
получает высокую оценку как в пушкинском
кругу, так и у публики, расслышавшей в
этих стихах собственную боль и возмущение.
Заключительные строки стихотворения
с резкими выпадами против высшей аристократии
вызвали гнев Николая I. 18 февраля Лермонтов
был арестован и вскоре переведен прапорщиком
в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.
Ссылка продлилась до октября 1837: Лермонтов
изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился
на водах (здесь произошло знакомство
со ссыльными декабристами, в том числе
поэтом А. И. Одоевским, а также с В. Г. Белинским);
изучал восточный фольклор (запись сказки
«Ашик-Кериб»). Публикация в 1837 стихотворения
«Бородино» упрочила славу поэта.
С апреля 1838 по апрель 1840 Лермонтов служит
в Лейб-гвардии гусарском полку, уверенно
завоевывая «большой свет» и мир литературы.
Устанавливаются связи с пушкинским кругом
— семейством Карамзиных, П. А. Вяземским,
В. А. Жуковским (благодаря посредничеству
последнего в «Современнике» в 1838 печатается
поэма «Тамбовская казначейша») и А. А.
Краевским (публикация «Песни про царя
Ивана Васильевича...» в редактируемых
Краевским «Литературных прибавлениях
к «Русскому инвалиду», 1838; систематическое
сотрудничество с возглавленным Краевским
в 1839 журналом «Отечественные записки»).
Лермонтов входит в фрондерско-аристократический
«кружок шестнадцати».
В зрелой лирике Лермонтова доминирует
тема современного ему общества — безвольного,
рефлексирующего, не способного на деяние,
страсть, творчество. Не отделяя себя от
больного поколения («Дума», 1838), высказывая
сомнения в возможности существования
поэзии здесь и сейчас («Поэт», 1838; «Не
верь себе», 1839; «Журналист, читатель и
писатель», 1840), скептически оценивая жизнь
как таковую («И скучно, и грустно...», 1840),
Лермонтов ищет гармонию в эпическом прошлом
(«Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича...»,
где демонический герой-опричник терпит
поражение от хранителя нравственных
устоев), в народной культуре («Казачья
колыбельная песня», 1838), в чувствах ребенка
(«Как часто пестрою толпою окружен...»,
1840) или человека, сохранившего детское
мировосприятие («Памяти А. И. О 1839; А. Щербатовой
1840). Богоборчество («Благодарность», 1840),
мотивы невозможности любви и губительной
красоты («Три пальмы», 1839; «Утес», «Тамара»,
«Листок», «Морская царевна», все 1841) соседствуют
с поиском душевной умиротворенности,
связываемой то с деидеологизированной
национальной традицией («Родина», «Спор»,
оба 1841), то с мистическим выходом за пределы
земной обреченности («Выхожу один я на
дорогу...», 1841). То же напряженное колебание
между полюсами мироотрицания и любви
к бытию, между земным и небесным, проклятьем
и благословением присуще вершинным поэмам
Лермонтова — последней редакции «Демона»
и «Мцыри» (обе 1839).
В 1838-40 написан роман «Герой нашего времени»:
первоначально составившие его разножанровые
новеллы печатались в «Отечественных
записках» и, возможно, не предполагали
циклизации. В романе пристально исследуется
феномен современного человека; тщательно
анализируются антиномии, присущие и поэтическому
миру Лермонтова. Появление отдельного
издания романа (апрель 1840) и единственного
прижизненного сборника «Стихотворения
М. Лермонтова» (октябрь 1840; включены «Мцыри»,
«Песня про царя Ивана Васильевича...»,
26 стихотворений) стали ключевыми литературными
событиями эпохи, вызвали критическую
полемику, особое место в которой принадлежит
статьям Белинского.
Неожиданный финал
Дуэль Лермонтова с сыном
французского посла Э. де Барантом (февраль
1840) привела к аресту и переводу в Тенгинский
пехотный полк. Через Москву (встречи со
славянофилами и Н. В. Гоголем на его именинном
обеде) поэт отбывает на Кавказ, где принимает
участие в боевых действиях (сражение
на речке Валерик, описанное в стихотворении
«Я к вам пишу случайно, — право...»), за
что представляется к наградам (вычеркнут
из списков императором Николаем I). В январе
1841 отбывает в Петербург, где, просрочив
двухмесячный отпуск, находится до 14 апреля,
вращаясь в литературных и светских кругах.
Лермонтов обдумывает планы отставки
и дальнейшей литературной деятельности
(известен замысел исторического романа;
есть сведения о намерении приняться за
издание журнала); в Петербурге и после
отъезда из него одно за другим пишутся
гениальные стихотворения (в. т. ч. указанные
выше).
Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается
в Пятигорске для лечения на минеральных
водах. Случайная ссора с соучеником по
юнкерской школе Н. С. Мартыновым приводит
к «вечно печальной дуэли» (В. В. Розанов)
и гибели поэта. |