Марина Ивановна Цветаева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 17:48, доклад

Краткое описание

Марина Ивановна Цветаева (26 сентября (8 октября) 1892, Москва, Российская империя — 31 августа 1941, Елабуга, СССР) — русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.

Вложенные файлы: 1 файл

Марина Ивановна Цветаева.docx

— 22.84 Кб (Скачать файл)

Марина Ивановна Цветаева (26 сентября (8 октября) 1892, Москва, Российская империя — 31 августа 1941, Елабуга, СССР) — русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.

Детство и юность

Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве, в день, когда православная церковь  празднует память апостола Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в нескольких произведениях поэтессы. Вот, например, в отрывке одного из наиболее известных стихотворений:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Её отец, Иван Владимирович, — профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Мать, Мария Мейн (по происхождению — из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Бабушка М. И. Цветаевой по материнской линии — полька Мария Лукинична Бернацкая.

Марина начала писать стихи — не только на русском, но и на французском и немецком языках — ещё в шестилетнем возрасте. Огромное влияние на Марину, на формирование её характера оказывала мать. Она мечтала видеть дочь музыкантом.

После смерти матери от чахотки в 1906 году Марина с сестрой  Анастасией остались на попечении отца.

Детские годы Цветаевой  прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери подолгу жила в  Италии, Швейцарии и Германии. Начальное  образование получила в Москве, в  частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко; продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе.

Начало творческой деятельности

В 1910 году Марина опубликовала (в типографии А. А. Левенсона) на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом». (Сборник посвящён памяти Марии Башкирцевой, что подчёркивает его «дневниковую» направленность). Её творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов — Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва. В этот же год Цветаева написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник — «Волшебный фонарь».

Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с  Брюсовым и поэтом Эллисом (настоящее  имя Лев Кобылинский) Цветаева участвует  в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет».

На раннее творчество Цветаевой значительное влияние  оказали Николай Некрасов, Валерий  Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле  в 1911, 1913, 1915 и 1917 годах).

В 1911 году Цветаева познакомилась  со своим будущим мужем Сергеем  Эфроном; в январе 1912 — вышла за него замуж. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).

В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг».

Летом 1916 года Цветаева приехала в город Александров, где  жила её сестра Анастасия Цветаева с гражданским мужем Маврикием  Минцем и сыном Андреем. В Александрове Цветаевой был написан цикл стихотворений («К Ахматовой», «Стихи о Москве» и др. стихотворения), а её пребывание в городе литературоведы позднее назвали «Александровским летом Марины Цветаевой».

Отношения с Софией Парнок

В 1914 году Марина познакомилась  с поэтессой и переводчицей Софией Парнок; их романтические отношения продолжались до 1916 года[3]. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга». Цветаева и Парнок расстались в 1916 году; Марина вернулась к мужу Сергею Эфрону. Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни». В 1921 году Цветаева, подводя итог, пишет:

Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное — какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное — какая скука!

Гражданская война (1917—1922)

В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье) в возрасте 3 лет.

Годы Гражданской  войны оказались для Цветаевой  очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием  к белому движению.

В 1918—1919 годах Цветаева пишет романтические пьесы; созданы  поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На  красном коне».

В апреле 1920 года Цветаева познакомилась с князем Сергеем  Волконским.

Эмиграция (1922—1939)

В мае 1922 года Цветаевой  с дочерью Ариадной разрешили  уехать за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом  Пражского университета. Сначала  Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в  предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца», посвященные Константину  Родзевичу. В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась  в Париж. В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся  вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был  завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.

В мае 1926 года по инициативе Бориса Пастернака Цветаева начала переписываться с австрийским поэтом Райнером Мария Рильке, жившим тогда в Швейцарии. Эта переписка обрывается в конце того же года со смертью Рильке.

В течение всего времени, проведённого в эмиграции, не прекращалась переписка Цветаевой с Борисом  Пастернаком.

Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы — «После России», включивший в себя стихотворения 1922—1925 годов. Позднее Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…»

В 1930 году написан поэтический  цикл «Маяковскому» (на смерть Владимира  Маяковского), чьё самоубийство потрясло Цветаеву.

В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде  признания, успехом пользовалась её проза, занявшая основное место в  её творчестве 1930-х годов («Эмиграция делает меня прозаиком…»). В это  время изданы «Мой Пушкин» (1937), «Мать  и музыка» (1935), «Дом у Старого  Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания о Максимилиане Волошине («Живое о живом», 1933), Михаиле Кузмине («Нездешний вечер», 1936), Андрее Белом («Пленный дух», 1934) и др.

С 1930-х годов Цветаева с семьёй жила практически в нищете. Финансово ей немного помогала Саломея Андроникова.

Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой  единственный доход — от того, что  я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером  живём на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода.

— Из воспоминаний Марины Цветаевой

15 марта 1937 г. выехала  в Москву Ариадна, первой из  семьи получив возможность вернуться на родину.10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве.

Возвращение в СССР (1939—1941)

В 1939 году Цветаева вернулась  в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшеве ,соседями были чета Клепининых. 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. 16 октября 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян на Лубянке (по другим данным — в Орловском централе); Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году.

В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь  переводами.

Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. Восьмого августа  Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; восемнадцатого прибыла  вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В  Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда. Прошу  принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся  столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». 28 августа она вернулась в Елабугу  с намерением перебраться в Чистополь.

Самоубийство и тайна  могилы

31 августа 1941 года  покончила жизнь самоубийством  (повесилась) в доме, куда вместе  с сыном была определена на  постой. Оставила три предсмертные  записки: тем, кто будет её  хоронить («эвакуированным», Асеевым и сыну). Оригинал записки «эвакуированным» не сохранился (был изъят в качестве вещественного доказательства милицией и утерян), её текст известен по списку, который разрешили сделать Георгию Эфрону.

Записка сыну:

Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик.

Записка Асеевым:

Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь — просто взять его в сыновья — и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 450 р. и если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына — заслуживает. А меня — простите. Не вынесла. МЦ. Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете — увезите с собой. Не бросайте!

Записка «эвакуированным»:

Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто сможет, отвезти его в Чистополь к Н. Н. Асееву. Пароходы — страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему с багажом — сложить и довезти. В Чистополе надеюсь на распродажу моих вещей. Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет. Адр. Асеева на конверте. Не похороните живой! Хорошенько проверьте.

Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском  кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На южной стороне  кладбища, у каменной стены, где находится  её затерявшееся последнее пристанище, в 1960 году сестра поэтессы, Анастасия  Цветаева, «между четырёх безвестных могил 1941 года» установила крест  с надписью «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева». В 1970 году на этом месте было сооружено гранитное надгробие. Позднее, будучи уже в возрасте за 90, Анастасия Цветаева стала утверждать, что могила находится на точном месте захоронения сестры и все сомнения являются всего лишь домыслами. С начала 2000-х годов место расположения гранитного надгробия, обрамлённое плиткой и висячими цепями, по решению Союза писателей Татарстана именуется «официальной могилой М. И. Цветаевой». В экспозиции Мемориального комплекса М. И. Цветаевой в Елабуге демонстрируется также карта мемориального участка Петропавловского кладбища с указанием двух «версионных» могил Цветаевой — по так называемым «чурбановской» версии и «матвеевской» версии. Среди литературоведов и краеведов единой доказательной точки зрения по этому вопросу до сих пор нет.

Музеи Марины Цветаевой

Музей семьи Цветаевых в Тарусе, на берегу Оки установлен памятник Марине Цветаевой, автор которого Борис Мессерер

Дом-музей Марины Цветаевой

Мемориальный дом-музей  М. И. Цветаевой в Болшеве (г. Королёв)

Дом-музей семьи Цветаевых  в Иванове, с. Ново-Талицы

Александровский литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых  в г. Александров Владимирской области.

Литературно-художественный музей М. Цветаевой в Башкортостане, с. Усень-Ивановское

Мемориальный комплекс Марины Цветаевой в Елабуге.

Музей Марины и Анастасии  Цветаевых г. Феодосия (АР Крым, Украина)

 

 

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала  я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

 

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где  сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

- Нечитанным  стихам! -

 

Разбросанным  в пыли по магазинам

(Где их никто  не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед


Информация о работе Марина Ивановна Цветаева