Метод психоанализа З. Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 16:02, реферат

Краткое описание

Психоаналитическое литературоведение генетически связано с теми направлениями литературоведения и критики, основным предметом внимания которых становится автор, представленный во всем комплексе фактов биографического, психологического, идейно-эстетического и творческого планов. Психологическая и биографические школы формируются начиная с эпохи романтизма (первая половина XIX в.) и уже к началу XX века приобретают статус ведущих университетских дисциплин с прекрасно разработанной методикой исследования и огромным опытом критического анализа.

Содержание

1. Психоаналитическое литературоведение
2. Психоанализ и литература
3. Психоанализ личности художника
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_5_FREJD.docx

— 23.76 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации                         ГОУ ВПО «Башкирский Государственный Университет»                 Филологический факультет

Кафедра истории русской литературы XX века

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: Метод психоанализа З. Фрейда.

    

Выполнила:

студентка 5 курса группы

Проверил:

проф., д.ф.н.

 

 

 

 

 

Уфа -2014

1. Психоаналитическое литературоведение

2. Психоанализ и литература

3. Психоанализ личности художника

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Психоаналитическое литературоведение

Психоаналитическое литературоведение генетически связано с теми направлениями литературоведения и критики, основным предметом внимания которых становится автор, представленный  во всем комплексе  фактов биографического, психологического, идейно-эстетического и творческого планов. Психологическая и биографические школы формируются  начиная с  эпохи романтизма (первая половина XIX в.) и уже к началу XX века приобретают статус ведущих университетских дисциплин с прекрасно разработанной методикой исследования и огромным опытом критического анализа.

Однако уже с начала 20-х годов XX века под влиянием психоанализа австрийского ученого Зигмунда Фрейда (1856-1939) широкий круг исследователей  биографической и психологической критики оказывается в плену революционных взглядов на человеческую психику.

Как известно, Фрейд разработал динамическую психологию  как метод терапии неврозов. Однако позже Фрейд применил собственную концепцию при изучении множества вопросов истории цивилизации, включая мифологию, литературу и искусство. Не считая себя литературоведом, Фрейд, тем не менее, оставил любопытные иллюстрации собственного метода, обратившись к творчеству Леонардо да Винчи, Шекспира, Гете, Достоевкого. Разборы  «Гамлета», «Макбета», «Сна в летнюю ночь», «Короля Лира», романа «Братья Карамазовы» стали классическими образцами психоаналитического литературоведения.

Но громадное значение Фрейда все же следует искать в теоретических  психоаналитических работах.  «Толкование сновидений» (1900) стало  прорывом в гуманитарных науках XX века, а краткий комментарий Фрейда о воображении в конце 23 лекции «Введения в психоанализ» (1920), заложил  фундамент классической психоаналитической концепции в литературоведении.

 

 

 

 

 

2. Психоанализ и литература

     Многие ключевые понятия философии Фрейда (Freud S.) имеют литературное и литературоведческое происхождение. В его произведениях обширно представлены ссылки на Аристотеля, Гёте, Грильпарцера, Гейне, Гофмана, Келлера, Ибсена, К. Ф. Мейера, Ницше, Шопенгауэра, Шекспира, Софокла, Стриндберга, Золя и других писателей. В своих исследованиях душевных процессов Фрейд вплотную подошел к границам естественнонаучных методов, но, в отличие от многих, не остановился на достигнутом и не стал поспешно объявлять несостоятельным все, что не поддавалось естественнонаучному объяснению. В этом сложном положении он принял неожиданное решение и всю свою дальнейшую жизнь следовал «окольным путем» — путем психотерапевтической реконструкции биографии отдельного человека. В свое время Фрейд заметил, что истории болезни, которые он пишет, читаются как новеллы.

        Психоаналитические  идеи и взгляды на природу  человека привлекли внимание  практически всех значительных  писателей XX в. И хотя не все  из них относились к идеям  Фрейда с симпатией, ряд сюжетов  и произведения многих авторов  свидетельствуют о достаточно  близком знакомстве с работами  Фрейда. Отношение литераторов к  психоанализу иногда было достаточно полемическим (например, Набоков В. В.), но каждый, кто читал «Лолиту», согласится, что почти все авторские открытия уже были сделаны ранее — в психоанализе.

        Точки соприкосновения между психоанализом и литературой обнаруживаются не только в тех случаях, когда психоанализ становится литературной темой, а психоаналитик — персонажем романа или фильма, как в «Волшебной горе» Т. Манна или «Кушетке в Нью-Йорке», но и в самой тематической параллельности литературы и психоанализа, которые занимаются целенаправленной реконструкцией человеческих переживаний и поведения в определенных условиях. Литература создает сценарии взаимодействия персонажей, руководствуясь эстетическим принципом оригинальности, предлагая новую развязку или динамику собственных сюжетов. Психоанализ аналогичным образом реконструирует в рамках сотрудничества аналитика и анализируемого возникающие в данных условиях сюжетные схемы, благодаря которым «материал» предстает в новом свете и появляется возможность для дальнейшего развития. Данные параллели позволяют искать тематическую аналогию между процессами психоаналитической реконструкции и современной литературой.

        Сам  психоанализ является частью  целительного литературного дискурса, развитие которого наметилось  в эпоху романтизма и продолжается  поныне. Несмотря на то, что стремление  к обретению научного статуса  несколько отдаляет психоанализ  от литературного дискурса, элементы  литературного творчества, несомненно, играют определенную роль даже  на психоаналитических сессиях  и в процессе преподавания  психоанализа, нередко играющего  роль своеобразного психотерапевтического  процесса для изучающих этот  метод. В некотором смысле психическая  жизнь может быть представлена  в виде процесса перманентного  внутреннего повествования, в котором  Эго выступает в роли рассказчика, а бессознательное подсказывает  сюжетную линию и формирует  метаплан и метамотив повествования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Психоанализ личности  художника

        Психоанализ  личности художника не ставит  своей целью сбор данных, уличающих  писателя в абнормальности. Речь идет скорее о реконструкции бессознательных структур и причинно-следственных взаимосвязей. Несмотря на целый ряд удачных психоаналитических монографий, посвященных отдельным авторам, с методической точки зрения притязания толкователей, уверенных в том, что психоаналитик может почерпнуть из биографических и автобиографических источников все необходимые ему сведения об авторе, вызывают некоторые сомнения. Психоанализ исследует не внешнюю реальность, а «реальные фантазии», т. е. переживания, находящиеся под влиянием бессознательных или инфантильных фантазий и зачастую резко контрастирующих с объективной реальностью. Поэтому «объективные» (в том числе автобиографические) источники зачастую оказываются бесполезными в ходе реконструкции вытесненного содержания. Перед литературной интерпретацией текстологической направленности стоит другая задача. Исследователь задается вопросом, был ли известен реальному автору подтекст его произведения и связано ли латентное значение текста с динамикой влечений автора. В рамках литературной интерпретации текстологической направленности психоаналитиками уже давно не практикуется популярное некогда весьма вольное толкование символов. Начиная еще с 1914 г. Фрейд настойчиво предостерегал психоаналитиков от чересчур упрощенного понимания и толкования символов, указывая на то, что толкование символов конкретного сновидения можно осуществить только с помощью свободных ассоциаций самого сновидца, зная все особенности его индивидуальной истории развития, текущего состояния и специфику его комплексов и проблем. Иными словами, не всякий банан, увиденный во сне или введенный в контекст литературного произведения, означает фаллос. Вместе с тем Фрейд допускал, что в области символики, в особенности символики сексуальной, наблюдаются стереотипы, обусловленные культурной средой и представляющие собой уже готовую форму выражения индивидуального бессознательного. Тезис о константном значении символа сохранился сейчас лишь в рамках юнгианской глубинной психологии. В связи с возросшей дифференциацией методов и возникновением в литературоведении течения, ориентированного прежде всего на восприятие и эстетические функции текста, в последнее время наибольшее внимание уделяется психоанализу восприятия литературных текстов.

        В  рамках психоаналитической теории  возникло несколько моделей творческой  личности. Самая известная из  этих моделей основана на понятии  сублимации, которая первоначально  характеризовалась как социально  приемлемый способ уклонения  от предосудительных влечений (например, гомосексуального характера). Позднее  некоторые авторы рассматривали  творческие способности и художественное  произведение как инверсию или  производное от архаического  нарциссизма (возвеличенной самости  и идеализированного родительского  образа); отмечали, что творчество  представляет собой своеобразный  акт реабилитации, которая контрастирует  с сексуальными и агрессивно-деструктивными  фантазиями, характерными для раннего  параноидно-шизоидного состояния; указывали  на роль поощряемой матерью  иллюзии всемогущества, когда устраняются  возрастные и половые различия, а иногда вообще аннулирует  любые различия, придавая идеальные  черты и эстетическую ценность  объектам анального характера. В  рамках последней гипотезы само  произведение искусства становится  своеобразным фаллическим символом  или фетишем. Современные авторы  отмечают, что в случае аутентичной  сублимации произведение искусства  является выражением зрелого  идеала Эго, сформировавшегося на  основе идентификации с отцом, при этом подчеркивается, что  методы психоаналитической литературной  интерпретации почти всегда следуют  той или иной терапевтической  модели.

        Однако  еще Фрейд уделял равное внимание  обоим подходам: а) анализу личности  автора (по типу анализа психодинамического  процесса терапии), при котором  произведение последнего интерпретируется  как симптом, б) анализу самого  произведения, при котором автор  воспринимается как талантливый  психолог, в известном смысле  коллега интерпретатора. Методика  любой литературной интерпретации  на основе психоаналитических  подходов зависит от ориентации  толкователя на личность автора, содержание текста, форму текста  или восприятие текста, и одновременно  — интерес психоанализа не  ограничивается аспектами личности  и содержания: психоаналитическому  исследованию может быть подвергнут  любой воспринятый феномен, в  том числе формальные элементы  того или иного произведения.

 

 

 

Список использованной литературы:

1. В.Е. Хализев. Теория ЛИТЕРАТУРЫ.  М., «Высшая школа» 1999.

2. Психоанализ З. Фрейда. Фрейдизм [электронный ресурс ]

3. Фрейд З. Художник и  фантазирование [электронный ресурс ]


Информация о работе Метод психоанализа З. Фрейда