Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 06:37, доклад
На современном этапе школа, как и общество в целом, выдвигает своей целью нравственное, эстетическое воспитание. Духовная жизнь определяет судьбу, характер того, что с человеком делается, что им руководит в его поступках, формируя личность, является высшим невидимым духовным центром. Активная переориентация школьного литературного образования оказывает позитивное воздействие на повышение его уровня, развитие творческого потенциала личности, воспитание её в духе общечеловеческих идеалов.
На современном этапе
школа, как и общество в целом,
выдвигает своей целью
В культурном контексте XX века творчество А. Ахматовой занимает особое место. Её поэзия чутко впитала элементы культуры XIX века, творчества английских, французских, испанских, американских писателей; унаследовала от А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, Н. Некрасова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, А. Блока, И. Анненского и др., особое отношение к слову как вместилищу не только культурных, нравственных ценностей человечества, но и способа выражения психологического состояния автора, которое обязательно должно быть донесено до читателя.
Лирика – наиболее трудный для восприятия род литературы. Вошедшие в программы стихи поэтов XX века, в том числе и А. Ахматовой, требуют читательских усилий. Следовательно, повышаются требования к подготовке квалифицированного читателя, воспитанного на лучших образцах лирики. В связи с этим данная проблема в школах представляется глубоко актуальной.
Объект исследования – процесс восприятия и изучения творчества Анны Ахматовой в 11 кл. якутской школы.
Предмет исследования - методика изучения лирики А. Ахматовой в якутской школе.
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать систему изучения поэзии А. Ахматовой в курсе русской литературы для якутских школ, создать экспериментально проверенную методику изучения лирических произведений в старших классах.
В ходе исследования была выдвинута
и проверялась следующая гипоте
- изучение начнётся в
среднем звене и будет
- в процессе изучения будут рассмотрены в контексте культурных традиций, с учетом особенностей её поэтики, специфики её восприятия и понимания якутскими учащимися;
- на всех этапах системы будет организовано творческое чтение и анализ лирических произведений А. Ахматовой, а процесс изучения пройдет в интересной эмоциональной и интеллектуальной работе учащихся;
- будут учитываться возрастные
и интеллектуальные
- изучение основывается
на методе творческого чтения
во взаимосвязи с
- работа на уроках и
внеклассных занятиях будет
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи:
1) выявить теоретические основы изучения лирики А. Ахматовой в национальных школах, опираясь на труды литературоведов и, в частности, ахматоведов, раскрыть содержание и особенности поэтики А. Ахматовой;
2) провести анализ литературоведческой и методической литературы в аспекте темы;
3) разработать и научно обосновать систему поэтапного изучения поэзии А. Ахматовой;
4) определить влияние поэзии А. Ахматовой на учащихся и реальный уровень эстетического восприятия ими поэтических текстов с целью выявления объективных и субъективных факторов, определить наиболее эффективные приемы обучения;
5) экспериментально проверить
эффективность предложенной
Поставленные задачи решались с помощью следующих методов исследования:
- теоретический анализ литературоведческой, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
- изучение и анализ
школьных программ и учебников:
- анкетирование учащихся, беседы с учителями, анализ ответов учащихся.
- педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный).
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем даны конкретные методические рекомендации по изучению лирики А. Ахматовой в старших классах в национальной школе, разработаны уроки и внеклассные мероприятия в их тесной взаимосвязи.
Исследовательский метод обучения – это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.
Исследовательский метод
заключается в развитии умения самостоятельного
анализа литературного
Безусловно, ученическое
исследование не может быть приравнено
к исследованию ученого, которое
имеет своим результатом
Мы знаем, лирика обладает удивительным педагогическим свойством; она способна активизировать эмоционально - нравственные возможности учеников.
Встретившись в стихах Ахматовой пережитыми лично чувствами, задача учителя дать детям услышать, понять эмоциональное настроение поэта в тот или иной период жизни посредством поэзии. Отсутствие у ребят дара сопереживаний, эмоциональная глухота и невнимание к чужому внутреннему миру становятся препятствием в восприятии лирики. Поэтому при работе над поэтическими произведениями наряду с решением образовательных и воспитательных задач нельзя не заботиться о развитии у учащихся способности к сопереживанию.
Для изучения творчества поэтессы необходимо познакомиться и с ранним и поздним творчеством, потому что изучение этих двух периодов помогут услышать своеобразие авторского голоса, а «Реквием» - это итог всей жизни А.Ахматовой. На наш взгляд, изучая творчество поэтессы, учитель должен внимательно подойти к выбору ахматовских стихов, чтобы ученики могли увидеть близость их к другим литературным жанрам, что подчеркнет индивидуальность творчества.
Информация о работе Методика преподавания русской литературы в национальной школе