Мое любимое произведение Ф.М. Достоевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 22:49, контрольная работа

Краткое описание

Когда по школьной программе русской литературы мы проходили Федора Михайловича Достоевского, то наш учитель акцентрировал внимание на то, чтобы мы обязательно в будущем прочитали произведение «Бедные люди».
Прочитав, я поняла, что, действительно, в истории мирового романа Ф.М. Достоевскому принадлежит одно из первых мест. Он поднимает в своих произведениях проблемы настолько значимые, что решение их должно было определить дальнейшее нравственное развитие всего человечества.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по русской литературе.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)



 

 

 


 

 

 


 

 

Студентки ІІІ курса,

2-й группы,

заочной формы обучения

Яцкевич Натальи Вячеславовны

 

 

 

 

 

 

Минск

2009 год

Когда по школьной программе русской литературы мы проходили Федора Михайловича Достоевского, то наш учитель акцентрировал внимание на то, чтобы мы обязательно в будущем прочитали произведение «Бедные люди».

Прочитав, я поняла, что, действительно, в истории мирового романа Ф.М. Достоевскому принадлежит одно из первых мест. Он поднимает в своих произведениях проблемы настолько значимые, что решение их должно было определить дальнейшее нравственное развитие всего человечества.

Недаром у Достоевского был необычный талант: его отличала особенная чуткость к страданиям людей униженных, оскорбленных, возмущенных социальной несправедливостью. Это был гениальный художник-психолог и великий социальный писатель. Многие из романов и повестей Достоевского сохранили свою остроту и в настоящее время, и потому они до сих пор продолжают возбуждать жаркие споры читателей и критиков.

Уже в самых ранних произведениях Достоевского проявились его обостренная психологическая зоркость и умение изображать крайне сложные, противоречивые идейно-нравственные искания его героев.

Роман «Бедные люди» был очень высоко оценен русской критикой. Прочитав его еще в рукописи, Белинский предсказал начинающему автору великую будущность: это «талант необыкновенный и самобытный», он «сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей, более или менее обязанных Гоголю направлением и характером, а потому и успехом своего таланта». И Достоевский, действительно, оправдал ожидания Белинского.

Еще со школы известно, что литература полностью увлекла Федора Михайловича Достоевского. Она стала для него не только смыслом его личной жизни: он видел в ней могучее средство воздействия на умы, на совесть людей. Передовая литература, полагал он, должна просветить народ и наметить путь к его нравственному совершенствованию и освобождению от угнетения.

Роман «Бедные люди» занимает центральное  место среди ранних произведений Достоевского. В нем наиболее полно для того времени, разносторонне изображается жизнь петербургских низов.

Перед читателем «Бедных людей» предстал не пушкинский Петербург — нарядная столица, овеянная историческими преданиями, сосредоточившая в себе славу страны и власть над ней. Нет, Петербург Достоевского — это иной город: с нечистыми переулками, мрачными доходными домами, темными дворами-колодцами.

Разумеется, Достоевский помнил о  дворцах знати, о прелестных парках с их узорными чугунными оградами. Но ведь его герои не видели всего этого! Обитатели убогих квартир и углов в петербургских трущобах с опаской проходили мимо роскошных парадных подъездов, сторонились Невского, смотрели на дворцы — и не видели их красоты. Они ютились в своих закоулках — и великолепие богатых особняков лишь напоминало им об их обездоленности.

Действие романа развертывается с 8 апреля по 30 сентября — весна, лето, начало осени.

Но герои Достоевского не увидели  цветения сирени, жасмина и лип, не ощутили колдовского очарования белых ночей, не вдохнули свежего ветра с залива, и багряно-золотая осень не порадовала их глаз. Они фактически лишены всего, они обездолены — именно такой вывод рождается по мере того, как Достоевский развертывает во времени и в пространстве городской пейзаж. То какая-то мерзкая изморось сыплется с неба, то серый, грязный туман окутывает прохожих, то грязные лужи оказываются на их пути, то взгляд останавливается на мусоре, плывущем по грязной воде каналов... и на этом мрачном фоне рисуется жизнь петербургской бедноты с ее редкими, убогими радостями и постоянной, отупляющей заботой о хлебе насущном. Сердце при чтении сжимается.

Сразу возникает вопрос: а могут ли эти бедняки задуматься о высоком призвании человека и вообще о чем-либо, что выходит за пределы каждодневной борьбы за существование?

Когда-то Карамзин в «Бедной Лизе»  утверждал, что и «крестьянки  любить умеют». Он уравнивал свою Лизу с героем из верхов и поднимал ее до уровня людей образованных и способных на одухотворенные чувства.

Герои романа, быть может, и сами страстно желали бы забыть о своих бедах, они даже принуждают себя примириться с существующим порядком. Да жизнь-то не позволяет им этого — она каждый день больно бьет их! В самых разных проявлениях предстает перед ними несправедливость общественного устройства: одни люди сыты, обеспечены, беззаботны, а другие обречены на вечную борьбу за кусок хлеба и крышу над головой.

Ведь именно поэтому маленький человек в изображении Федора Михайловича Достоевского отличается неизмеримо большей внутренней свободой, большей стойкостью перед насилием, нежели гоголевский Башмачкин.

Достоевский в романе «Бедные люди»  убедительно показал, что и в  самой невыносимой обстановке человек  сохраняет способность к духовному  развитию, к нравственному совершенствованию. Его герои не только осмеливаются иметь собственное мнение о том, что совершается с ними и вокруг них: они бунтуют и творят свой суд над российской действительностью, произносят ей приговор с точки зрения тех представлений о добре и справедливости, какие у них сформировались.

«Бедные люди» Достоевского — произведение новаторское по своему идейно-нравственному содержанию, хотя по внешним признакам его можно было бы отнести к старинному жанру романа в письмах. Но к началу XIX века этот жанр давно изжил себя. Самый способ изображения внутренней жизни с помощью писем-исповедей препятствовал глубокому психологическому анализу. Ведь в письме может быть изображено только уже пережитое, описано уже исчерпавшее себя состояние. А мировая литература, обогащенная опытом романтизма и освоившая его художественные открытия, уже подошла к решению несравненно более трудной и сложной задачи: раскрыть внутренний мир героев как бы в его непосредственном течении, воспроизвести сиюминутные, не исчерпавшие себя подвижные состояния. Русский и западноевропейский роман приближались к своему расцвету, когда писатели овладели искусством приобщать читателя к процессам внутренней жизни героев, снимать покровы, скрывающие ее зыбкие состояния.

Однако повествовательная манера, избранная Достоевским в «Бедных людях», является, пожалуй, единственно возможным способом правдоподобного анализа внутреннего мира его героев, соответствует их характерам.

Макар Девушкин — человек застенчивый более по условиям своего существования, нежели от природы. Забитая жизнь поневоле отучила его от искренности, откровенности — качеств в его положении опасных. Он человек не только бедный, но и бесправный — в самом прямом смысле этого слова: он лишен права иметь собственное мнение и тем более излагать свои суждения.

В его положении письма — единственная возможность самораскрытия. Он может не торопясь, наедине, не стесняемый чужим присутствием, изложить Варе и то, что с ним только что произошло, и давно пережитое им и даже то, что он осмеливается думать вообще о жизни.

Каждое из писем героев Достоевского — это как бы отдельный  кадр, изображающий разрозненные моменты  внутренней жизни. Вот Макар Девушкин пишет о своей новой квартире. Она ему кажется похуже прежней: там он жил у одинокой старушки с внучкой, было тихо, спокойно и даже уютно — насколько это слово вообще приложимо к петербургским углам, — а здесь толчея с утра до ночи, шум и брань, чадный воздух. Дышать настолько тяжело, что чижики не живут. Макар Девушкин вроде бы с недоумением сообщает: «Мичман уж пятого покупает, — не живут в нашем воздухе, да и только». Но Макар Девушкин не выражает особенного неудовольствия, он только поясняет: эта новая квартира на несколько рублей дешевле.

К этой зарисовке прибавляются новые: какая комнатка досталась  Макару — от кухни ситцевой занавеской отгородили ему «сверхштатный нумер»; какие жильцы снимают другие номера; каким был домик покойного отца Вари и где она живет теперь; каким было жилье у Анны Федоровны, промышляющей тайным сводничеством. Так из отдельных замечаний и описаний складывается законченная картина того кромешного ада, в котором обречена жить петербургская беднота.

Так же из отдельных кадров складывается и целостное представление о жизненном укладе героев романа. Их заработков хватает лишь на текущий день; болезнь, непредвиденный расход, пропажа жалкого скарба, износ одежды — любая мелочь оборачивается катастрофой и может толкнуть их буквально на край пропасти.

Когда уясняется эта  главная особенность быта бедных людей, тогда начинает осознаваться вся мера героизма Макара Девушкина: он взялся помогать Варе Доброселовой, взялся из простого участия, понимая, как  трудно ей в Петербурге — одной, без мужа, без влиятельной родни. Что может заработать на пропитание женщина, еще более бесправная, нежели захудалый чиновник? В какую нравственную пропасть толкает жизнь одинокую молодую женщину? К тому же он знает о том, что помещик Быков обманул ее, а сводня Анна Федоровна пыталась превратить ее в одну из своих подопечных девиц. Он и переписывается-то с ней, чтобы не компрометировать ее своими посещениями. И объясняет ей, что живет он сам весьма хорошо, поэтому может позволить себе расходы на нее: купил горшок бальзаминов, а потом даже и гераньку, четверть фунтика конфет послал, а когда она заболела — купил винограду, розанов послал, свозил на острова. Он урезал до предела свои расходы, распродал кое-что из жалкого скарба, забрал на службе вперед жалованье, залез в долги, но Варе сообщает: «Я ведь, маточка, деньги коплю, откладываю; у меня денежка водится... Нет, маточка, я про себя не промах, и характера совершенно такого, как прилично твердой и безмятежной души человеку».

Один бедный человек  сострадает другому, еще более бедному. Не по велению евангельских заповедей, не из страха божия, не из лживой филантропии, как это делают богатые: он сострадает потому, что ощущает общность положения всех бедных людей. Его сострадание оказывается формой стихийно возникающей солидарности между угнетенными и бесправными. Великая заслуга Достоевского заключается в том, что он убедительно показал неизбежность возникновения этой социальной общности людей одного положения.

Девушкин считает, что  ему в жизни повезло: он грамоте  выучился, на службу попал, жалованье получает — хоть грошовое, но концы с концами свести можно. И вообще ему живется не в пример лучше, чем его покойному родителю. К тому же мир так устроен: «Всякое состояние определено всевышним на долю человеческую. Тому определено быть в генеральских эполетах, этому служить титулярным советником; такому-то повелевать, а такому-то безропотно и в страхе повиноваться».

И нечего беспокоиться тому, кто осознает этот всеобщий закон  бытия, освященный именем бога: жизнь  его устроена. И Макар Алексеевич не без гордости докладывает Варе: «Состою я уже около тридцати лет на службе; служу безукоризненно, поведения трезвого, в беспорядках никогда не замечен... Уважаем начальством, и сами его превосходительство мною довольны».

Развертывая действие романа, Достоевский таким образом группирует события, что его герой вынужден задуматься над своим положением и над видимой целесообразностью всеобщего жизненного закона. В его оптимистической модели мироздания сначала появились трещины, а затем она потерпела крушение. Девушкин пришел к выводу, что в мире нет ни стройной законченности, ни справедливости, ни надежды на воздаяние за добро или возмездие за зло.

Жизнь его покатилась под откос, и Макар Девушкин доходит  до крайней черты, за которой должен начаться распад личности.

Но распад не состоялся. Напротив, в невыносимой для человека обстановке произошло нечто на первый взгляд невероятное: герой Достоевского поднялся на более высокую в нравственном плане ступень. Из разбитых вдребезги прежних иллюзий, из распавшихся на части старых понятий, из душевного хаоса, на время охватившего его, синтезируются новые, более глубокие и устойчивые воззрения.

Роман завершается внешне благополучной развязкой по всем сюжетным линиям.

Но отчего такая пронзительная тоска охватывает меня? Почему так трагично воспринимается последнее письмо Макара Девушкина? Не потому ли, что и благополучный финал лишь подчеркивает всю меру беззащитности маленького человека? Девушкину суждено в одиночестве кончить дни в Петербурге. Варе осталось в деревне с немилым мужем доживать недолгую жизнь.

Недаром Белинский с полным основанием восхищался поразительным мастерством молодого художника. «Смешить и глубоко потрясать душу читателя в одно и то же время, заставить его улыбаться сквозь слезы,— какое уменье, какой талант! — писал он. — И никаких мелодраматических пружин, ничего похожего на театральные эффекты!».

В самом деле: взять  менее полугода и создать впечатление о целой жизни маленьких людей, исчерпать практически все возможности, отпущенные им судьбой, поднять социальные проблемы громадной важности, — и все это вместить в рамки короткого романа!

Ведь по объему «Бедные люди» — один из самых лаконичных в мире романов, а вот по емкости содержания, по силе нравственного воздействия на читателя — один из самых ярких и впечатляющих.

Роман Федора Михайловича  Достоевского «Бедные люди» стал моим любимым произведением в  русской литературе.


Информация о работе Мое любимое произведение Ф.М. Достоевского