Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 16:44, доклад
Николай Степанович Гумилёв был не только выдающимся поэтом, но и тонким, проницательным литературным критиком. В годы, в которые он жил, это не было исключением. Начало XX века было одновременно и порой расцвета русской поэзии, и временем постоянно рождавшихся литературных манифестов, возвещавших программу новых поэтических школ, временем высокопрофессионального критического разбора и оценки произведений классической и современной поэзии — русской и мировой. В качестве критиков и теоретиков искусства выступали в России почти все сколько-нибудь выдающиеся поэты-современники Гумилёва — И. Ф. Анненский, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, Вяч. Иванов, А. Белый, М. А. Кузмин, М. Цветаева, В. Ходасевич, М. А. Волошин и многие другие.
Введение 3 – 4
Н.С. Гумилев и журнал «Гиперборей» 5 – 9
Вывод 10 – 11
Список использованной литературы
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
Доклад
по истории русской литературной критики
на тему:
«Н.С. Гумилев и журнал «Гиперборей»
Выполнила:
студентка 3 курса 2 группы
Курако Виктория
Преподаватель:
Пантелеева Елена Андреевна
Москва, 2012
Содержание
Введение 3 – 4
Н.С. Гумилев и журнал «Гиперборей» 5 – 9
Вывод 10 – 11
Список использованной литературы 12
Введение
Николай Степанович Гумилёв был не только выдающимся поэтом, но и тонким, проницательным литературным критиком. В годы, в которые он жил, это не было исключением. Начало XX века было одновременно и порой расцвета русской поэзии, и временем постоянно рождавшихся литературных манифестов, возвещавших программу новых поэтических школ, временем высокопрофессионального критического разбора и оценки произведений классической и современной поэзии — русской и мировой. В качестве критиков и теоретиков искусства выступали в России почти все сколько-нибудь выдающиеся поэты-современники Гумилёва — И. Ф. Анненский, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, Вяч. Иванов, А. Белый, М. А. Кузмин, М. Цветаева, В. Ходасевич, М. А. Волошин и многие другие.
Начав свою критическую деятельность в качестве рецензента поэтических книге газете «Речь» в конце 1890-х годов, Гумилёв продолжил ее с 1909 по 1916 г. в журнале «Аполлон». Статьи его, печатавшиеся здесь из номера в номер в разделе журнала «Письма о русской поэзии», составили своеобразный цикл. В нем обрисована широкая картина развития русской поэзии этой поры (причем не только в лице первостепенных ее представителей, но и поэтов второго и даже третьего ряда). В те же годы были опубликованы первые статьи Гумилёва, посвященные теоретическим вопросам русской поэзии и русского стиха, в том числе знаменитая статья «Наследие символизма и акмеизм» (1913) — один из двух главных теоретических манифестов отстаивавшегося Гумилёвым направления в поэзии, за которым надолго закрепилось предложенное им (хотя и мало что говорящее современному читателю) название «акмеизм», — направление, которое Гумилёв и его поэтические друзья и единомышленники стремились противопоставить символизму. Кроме «Аполлона» Гумилёв выступал в качестве критика в органе «Цеха поэтов» — журнале «Гиперборей», «ежемесячнике стихов и критики», который выходил в 1912–1913 гг. под редакцией его друга М. Л. Лозинского (впоследствии известного поэта-переводчика). Наряду с русской поэзией Гумилёв-критик уделял в своих статьях большое место поэзии французской (Т. Готье, Вилье-Грифен и др.; впоследствии — Ш. Бодлер) и бельгийской (Э. Верхарн).
В своей работе я хочу более подобно рассмотреть деятельность Н.С. Гумилева именно в журнале «Гиперборей».
Н.С. Гумилев и журнал «Гиперборей»
В октябре 1912 года на книжных прилавках появилось новое издание, связанное с «Цехом поэтов» – тоненькая книжечка в коричневато-желтой обложке с черными буквами «Гиперборей» и подзаголовком – «ежемесячник стихов и критики». Название было выбрано удачно; во всяком случае оно казалось точнее и ярче предложенного Городецким – «Небесной цевницы».
Журнал «Гиперборей» выходил в 1912-1913 гг. Этот «ежемесячник стихов и критики» выпускался не особенно регулярно с октября 1912 г. по декабрь 1913 г. Всего вышло десять номеров (один из них сдвоенный).
Журнал издавался на паях; в числе пайщиков были Гумилев, адвокат Л.Я.Лозинский, отец Михаила Лозинского, его друг присяжный поверенный Н.Г.Жуков и хирург и поэтесса княжна Вера Гедройц, выпустившая книжку стихов под псевдонимом Сергей Гедройц (Княжна, участница революционного кружка, сосланная в Брянский уезд, бежавшая оттуда в Швейцарию, студентка медицинского факультета Лозанны, ученица профессора Руо (к которому она потом при посредстве Ремизова направляла лечиться Блока), хирург больницы Мальцевских заводов, одна из первых в России женщин-хирургов, несостоявшаяся самоубийца (ее, выстрелившую себе в сердце из браунинга, оперировали коллеги по больнице; спасли), медик-доброволец Японской войны, домашний врач царской семьи, после революции – профессор Киевского мединститута). Редактировать журнал взялся Михаил Лозинский. Редакция помещалась прямо в его квартире, на углу Волховского переулка и Тучковой набережной, на Васильевском острове. Неподалеку, в Тучковом переулке, снимали комнату Гумилев и Ахматова, чтобы быть поближе к Университету, где учился в это время Гумилев.
В большей степени, чем Лозинскому или Городецкому, журнал был обязан своим существованием Гумилеву. Само его название воспринималось как квинтэссенция гумилевской эстетики: ибо гиперборейцы - это хранители храма Аполлона, мифическая раса вечно юных людей, приближенных к богам, живущих в вечном празднике и веселье где-то далеко на севере, «за Бореем», наслаждавшихся непрерывным солнечным светом. Умирали они, когда сами того желали, – от пресыщения жизнью бросались в море. Эта мифологема была наилучшим символом для рельефного выражения идей нарождавшегося акмеизма... Современники воспринимали «Гиперборей» как своеобразное отпочкование от «Аполлона», ибо несколько поэтов одновременно сотрудничали в обоих журналах. Сам редактор «Гиперборея» в то же время был секретарем редакции «Аполлона». Если не считать мало удавшейся попытки издавать журнал «Остров», «Гиперборей», благодаря Гумилеву, явился первым в России периодическим изданием, целиком посвященным модернистской поэзии. Поэтический отдел всегда был главным, а в некоторых номерах «Гиперборея» единственным отделом. Критический отдел занимал подчиненное место и полностью посвящался разбору новейших поэтических сборников. Здесь печатались рецензии Городецкого, Лозинского, Мандельштама, Г. Иванова, но чаще других в критическом отделе выступал Гумилев. Некоторые его рецензии не подписаны, но в них с несомненностью виден стиль Гумилева, его фразеология, встречающаяся в его же рецензиях в «Аполлоне». При журнале возникло издательство того же имени. Под его издательской маркой вышли книги Гумилева «Фарфоровый павильон» и «Мик».
В первом выпуске «Гиперборея» была опубликована рецензия Гумилева на книгу Брюсова «Зеркало теней» (без подписи). Здесь же, и тоже без подписи, - рецензии Гумилева на книги К. Бальмонта «Зарево зорь», М. Кузмина «Осенние озера» и Ю. Балтрушайтиса «Горная тропа».
«Гиперборей» выходил целый год, но прибыли пайщикам не принес. В нем печатались не только члены «Цеха поэтов», но и М.Кузмин, Г.Иванов, Н.Клюев и А.Блок. В редакции было весело, особенно по пятницам, в означенный день, когда там собирались «вечно юные гиперборейцы». Шутливые триолеты – восьмистишья с особой схемой рифмовки, – экспромтом сочиненные Василием Гиппиусом 28 декабря 1912 года, на вечере в честь возвращения в столицу с юга Кузьминой-Караваевой, хорошо передают домашнюю, дружескую атмосферу «Гиперборея»:
По пятницам в «Гиперборее»
Расцвет литературных роз.
И всех садов земных пестрее
По пятницам в «Гиперборее»
Как под жезлом волшебной феи,
Цветник прельстительный возрос.
По пятницам в «Гиперборее»
Расцвет литературных роз.
Почти каждому из собравшихся была посвящена строфа:
Выходит Михаил Лозинский,
Покуривая и шутя,
С душой отцовско-материнской
Выходит Михаил Лозинский,
Лелея лаской материнской
Свое журнальное дитя,
Выходит Михаил Лозинский,
Покуривая и шутя.
У Николая Гумилева
Высоко задрана нога,
Далеко в Царском воет Лева,
У Николая Гумилева
Для символического клева
Рассыпанные жемчуга.
У Николая Гумилева
Высоко задрана нога.
Несмотря на широковещательную программу, «Гиперборей» остался в основном акмеистическим журналом. После его прекращения книги под маркой издательства «Гиперборей» выходили до 1918. В 1921 в Петрограде вышел гектографированный номер журнала «Новый Гиперборей», изданный обновленной группой акмеистов (Н.Гумилев, В.А.Рождественский, И.В.Одоевцева, Н.А.Оцуп и другие).
В 1916 г. рецензент «Нивы» писал о деятельности издательства «Гиперборей»: «Оно избрало своей специальностью труды молодых и подарило нас уже многими более или менее ценными сборниками». Этот отзыв, впрочем, не был положительным. Рецензента «Нивы» не устраивал «благородный холод» и эмоциональная сдержанность, присущие стихам акмеистов. «Теплая задушевная лирика, - писал этот критик, - вообще... упразднена нашими молодыми, и может быть, именно поэтому молодости в их творениях меньше всего». Лучшая статья о поэтах «Гиперборея» принадлежит перу В. Жирмунского. Опубликованная в 1916 г. в «Русской мысли», она по сей день не утратила своего значения. Жирмунский рассматривает не журнал «Гиперборей», а лишь поэтические сборники, выпущенные одноименным издательством. В своей статье Жирмунский показал, что не случайная близость объединила поэтов «Гиперборея», но особое чувство жизни, отличавшее их от поэтов предшествующего поколения. «Наиболее явные черты этого нового чувства жизни - в отказе от мистического восприятия и в выходе из лирически погруженной в себя личности поэта-индивидуалиста в разнообразный и богатый чувственными впечатлениями внешний мир». В начале 1917 г. в газете «Русская воля» появилась рецензия Жирмунского на «Вереск» Г. Иванова. И хотя «Вереск» был издан не «Гипербореем», а «Альционой», Жирмунский в этой рецензии, которая может быть рассмотрена как продолжение статьи в «Русской мысли», уточнил некоторые свои положения об эстетике «гиперборейских» поэтов.
Вывод
Итак, журнал «Гиперборей», несмотря на свой весьма небольшой объем и скромный внешний вид, представляет собой явление, занимающее достойное место в системе литературного процесса 1910-х годов и акмеизма в частности.
Жанровая природа «Гиперборея» была определена как «ежемесячник стихов и критики», однако это не помешало организаторам совместить в журнале характерные черты не только «тонкого» журнала, но также альманаха и книги стихов. Подобная синтетичность формы - результат не только долгих экспериментов его главных организаторов (в частности, Н.Гумилева при издании «Сириуса» и «Острова»), но и подсказана самим временем, эпохой 1910-х годов, требующей от ее представителей новых форм во всех видах искусства, литераторского и издательского дела в частности. Стремление к постоянному расширению штата сотрудников и к выходу за рамки одного, пусть и главного, направления, достаточно регулярное издание - черты журнала. Кроме того, раздел критики также позволял воспринимать «Гиперборей» именно с позиции журнала (основная функция - связь с общественностью), однако с момента его упразднения (начиная с седьмого номера), совпавшего к тому же и с перебоями в печати, форма «Гиперборея» еще более приблизилась к альманаху.
Однако тот способ функционирования и связи текста, при котором стихотворения носят характер намеренного, иногда имплицитного, диалога, а не являются результатом только умелой композиции редакции, и оказывается той визитной карточкой, отличающей «Гиперборей» от умело сгруппированной подборки стихотворений, свойственной альманахам.
Примечательно, что, оставаясь по духу «цеховским» и стремясь к расширению круга своих участников, внутреннюю поэтику «Гиперборей» строил на базе поэтики акмеизма, но позволяя каждый раз «подключаться» как к «открытой структуре» и поэтам других направлений: Бестужеву (Вл. Гиппиусу), А.Блоку, В.Гарднеру, М.Лозинскому и др., что также говорит в пользу основной цели журнала - объединению поэтов разных групп в пределах единого пространства.
Как показывает анализ состава участников, содержания рецензий и подборки стихотворений «Гиперборея», у представителей журнала зачастую присутствовал свой особый взгляд на литературный процесс, соответствующий их основной установке на интеграцию, и иногда отличный от взглядов акмеистов (в вопросах о футуристах, Б.Садовском, И.Северянине). Вопреки распространенному мнению, журнал «Гиперборей» вышел из кружка «Цеха поэтов», а не собственно из течения акмеистов. Продолжая именно линию «Цеха», «Гиперборей» был ориентирован преимущественно на объединение представителей разных литературных течений, и акмеизм, при всем его весе в журнале, не был единственным, течением. Своеобразный литературный быт журнала также строился по модели заседаний «Цеха».
В целом же опыт издания «Гиперборея», длящийся с октября 1912 по март 1914 года, явился для его участников большим шагом в литературной жизни. Многие литераторы (В.Шилейко, В.Парнок, А.Горчаков) дебютировали именно здесь, другие поэты (О.Мандельштам, А.Ахматова, В.Нарбут, М.Зенкевич, Г.Иванов, Н.Бруни, В.Гарднер и т.д.) укрепили свои поэтические силы, а некоторые из них - организаторские (С.Городецкий, Н.Гумилев и большей частью М.Лозинский, ставший после руководителем издательства «Гиперборей»).
Список использованной литературы