Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 18:36, реферат
Краткое описание
Лингвистика (языкознание, языковедение) — наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях. В широком смысле слова, лингвистика подразделяется на научную и практическую. Чаще всего под лингвистикой подразумевается именно научная лингвистика.
Лингвистика (языкознание, языковедение)
— наука, изучающая языки. Это
наука о естественном человеческом
языке вообще и обо всех
языках мира как индивидуальных
его представителях. В широком
смысле слова, лингвистика подразделяется
на научную и практическую. Чаще всего
под лингвистикой подразумевается именно
научная лингвистика.
Как всякая наука, языковедение возникло
в связи с практическими потребностями,
но постепенно развилось в сложную и разветвленную
систему дисциплин как теоретического,
так и прикладного характера. Внутри теоретического
языковедения условно различают частное
и общее.
Частное языковедение занимается отдельным
языком (русским, английским, узбекским
и т. д.) или группой родственных языков
(скажем, славянскими языками). Оно может
быть синхроническим, описывающим факты
языка в какой-то момент его истории (чаще
всего — факты современного языка), либо
диахроническим (историческим), прослеживающим
развитие языка на
протяжении
определенного отрезка времени. Разновидностью
иахронического языковедения является
сравнительно-историческое, выясняющее
путем сравнения родственных языков их
историческое прошлое.
Общими особенностями человеческого языка
занимается общее
языковедение.
Оно исследует сущность и природу языка,
проблему его
происхождения
и общие законы его развития и функционирования,
оно также разрабатывает методы исследования
языков. В рамках общего языковедения
выделяется типологическое языковедение,
осуществляющее сопоставление между собой
как родственных, так и неродственных
языков, сопоставление, направленное на
выяснение общих закономерностей языка.
Связь языкознания с другими науками
Языкознание
существует не изолировано от других наук.
Изучая историю того или иного языка, мы
вынуждены обращаться к истории народа,
который говорит на этом языке, занимаясь
вопросами фонетики, мы используем данные
акустики (раздел физики) и физиологии
речи, при создании машинных систем перевода
«объединяются усилия» таких наук как
информатика и лингвистика, а данные, полученные
при наблюдении над каким-либо языком,
могут быть подвергнуты математической
обработке. Раздел языкознания, связанный
с использованием математических методов
в исследовании языка, называется математической
лингвистикой.
Язык связан со всей совокупностью чувственного
и мыслительного поведения человека, с
его организацией как живого существа,
с его бытом, с обществом, в котором он
живет, с его творчеством – техническим,
умственным, художественным, с историей
человеческого общества, поэтому и наука
о языке, языкознание, связана с очень
многими науками: точными, естественными
и гуманитарными.
Языкознание и история. Языкознание связано с историей, поскольку
история языка является частью истории
народа. Исторические данные обеспечивают
историческое рассмотрение изменений
языка. Данные языкознания являются одним
из источников при изучении таких исторических
вопросов, как происхождение народа, развитие
культуры народа на разных этапах истории,
контакты между народами.
Языкознание и этнография. Языкознание тесно соприкасается с этнографией
(наука о быте и культуре народов) при изучении
диалектного словаря: названия крестьянских
построек, утвари и одежды, предметов и
орудий сельского хозяйства, ремёсел.
Связь языкознания с этнографией проявляется
и при классификации языков и народов,
при исследовании отражения в языке народного
самосознания. Это направление исследований
получило название этнолингвистика. Язык
в этом случае рассматривается как выражение
представлений народа о мире.
Языкознание и психология. Языкознание связано также с психологией.
Психологическое направление в языкознании
изучает мыслительные и прочие психологические
процессы и их отражение в речи, в категориях
языка.
Языкознание и физиология. Теория Павлова о первой и второй сигнальной
системах представляет особое значение
для языкознания. «Первая сигнальная система
действительности, общая у нас с животными»
– это впечатления, ощущения, и представления
от окружающей внешней среды как общеприродной. Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, образованием общих понятий.
Языкознание и антропология. Антропология- наука о происхождении
человека и человеческих рас, об изменчивости
строения человека во времени и пространстве.
В данном случае языкознание связано с
антропологией при изучении вопроса о
происхождении речи.
Языкознание и философия. Философия способствует выработке принципов
и методов анализа в языкознании.
Языкознание и семиотика. Так как язык является знаковой системой,
то он тесно связан с семиотикой – наукой
об общей теории знаков. Семиотика призвана исследовать любые
знаковые системы как средства обозначения
и передачи значения. Семиотика изучает
все знаковые системы: как простейшие
типа кодов (телеграфный код, приемы морской
и воздушной сигнализации), так и более
сложные (сигнализация животных, различные
приемы письменности и шифров, знаковая
природа географических карт, чертежей,
а также пальцевая техника глухонемых)
и, наконец, знаковую систему языка.
Языкознание и социология. Социология – это наука о строении общества,
его функционировании, эволюции и развитии.
Языкознание связано с социологией при
решении вопросов как тот или иной язык
используется различными социальными
объединениями (классами, представителями
различных социальных прослоек, профессиональных
групп), как отражается на языке разделение
и объединение социальных общностей, переселение
племен и народов, образование территориально-социальных
групп в пределах одного языка (диалекты) или между
разными языками.
Языкознание и логика. Язык неразрывно связан с мышлением,
следовательно, сама наука о языке связана
с логикой – наукой о мышлении и законах,
которому подчиняется мышление. Вопрос
о соотношении мышления и языка возник
еще в античной философии. Язык рассматривается
как гибкий инструмент для выражения мысли,
соответственно языковая система считается
своего рода представлением мыслительной
системы.
Общение (языковое и неязыковое)
Человеческое общение — феномен, глубоко
отличный от того, что мы наблюдаем в мире
животных, качественно более сложный.
Человеческое общение осуществляется
главным образом с помощью звукового языка
(а также с помощью письма и в других —
производных по отношению к языку — формах).
Вместе с тем заметную роль в общении людей
играют и невербальные (неязыковые) формы,
в своих истоках общие у человека и животного.
Языковое общение составляет, по И. П. Павлову,
«вторую сигнальную систему действительности»,
надстраивающуюся над первой, общей у
человека с животными. Языковое общение
всегда основывается на усвоении (стихийном
или сознательном) данного языка участниками
общения, не на врожденном, а на приобретенном
знании. За редкими исключениями языковое
общение носит преднамеренный, осознанный
характер и, что очень важно, осуществляется
не только как прямая реакция на непосредственно
наличный стимул. Это значит, что, пользуясь
языком, можно отвлечься от ситуации, говорить
о том, чего в данную минуту нет, о прошлом
и будущем, обобщать и строить предположения,
т. е. мыслить, можно обращаться к воображаемому
собеседнику и т. д. Содержание информации,
передаваемой языком, в принципе безгранично,
как безгранично само человеческое познание.
Языковое общение выступает как качественно
особый обмен информацией — не просто
сообщение каких-то фактов или передача
связанных с ними эмоций, но и обмен мыслями
по поводу этих фактов. Иной характер носит
невербальное общение людей, представленное,
прежде всего непроизвольными проявлениями
эмоций в форме смеха, плача, некоторых
телодвижений, а далее — уже сознательной
имитацией подобных проявлений и условными
или ставшими во многом условными (и разными
у разных народов) мимикой и жестикуляцией.
Сюда же относятся явления, реализуемые
в процессе речи, но обусловленные физическим
или эмоциональным состоянием говорящего
и от его воли, как правило, не зависящие,—
изменения тембра голоса, темпа и плавности
речи, дрожь в голосе.
Неязыковые
формы общения генетически старше, чем
звуковой язык, и у ребенка они также появляются
в более раннем возрасте, чем пользование
языком. Мимика и жест порой ярче и, так
сказать, достовернее, чем слово, могут
выразить чувство или волевое побуждение,
но они сами по себе не способны выразить
мысль, по крайней мере сложную, отчетливую
и логически расчлененную. При пользовании
звуковым языком мимика и жесты играют
подсобную роль, сопровождая и своеобразно
дополняя устную речь.
Функции языка
Язык — многофункциональное
явление. Все функции языка проявляются
в коммуникации. Выделяют следующие функции
языка:
коммуникативная
(или функция общения) — основная функция языка, использование
языка для передачи информации;
конструктивная
(или мыслеформирующая) — передача информации и её хранение;
познавательная
(или аккумулятивная функция) —
формирование мышления индивида и общества;
эмоционально-экспрессивная —
выражение чувств, эмоций;
волюнтативная (или призывно-побудительная функция) —
функция воздействия;
метаязыковая (металингвистическая) — разъяснения средствами языка самого языка. По отношению ко всем знаковым системам язык является орудием
объяснения и организации. Речь идет о
том, что метаязык любого кода формируется
в словах.
фатическая (или контактоустанавливающая) — использование языка для установления психологического контакта собеседников;
идеологическая
функция — использование того или иного
языка или типа письменности для выражения
идеологических предпочтений. Например, ирландский
язык используется главным образом не для общения, а в качестве символа ирландской государственности. Использование традиционных систем письма часто воспринимается как культурная преемственность, а переход на латиницу —
как модернизаторство.
омадативная (или формирующая реальность) — создание реальностей и их
контроль;
номинативная (или назывная) — язык называет различные объекты;
денотативная,
репрезентативная — ориентация на адресата;
референтная (или отражательная) — функция языка, в которой язык является средством накопления человеческого опыта.
Соотношение языка и мышления
Мысль человеческая всегда оформлена
языком. Язык представляет собой систему
знаков, используемых для целей коммуникации
и познания. Вне языка образы мысли как
неясные побуждения, волевые импульсы
могут быть переданы только посредством
мимики или жестов, которые хотя и важны,
однако несравнимы с речью, раскрывающей
замыслы, чувства и переживания человека.
Речь - это общение между людьми посредством
языка.
Мышление
неразрывно связано с языком и речью, однако
эта связь достаточна сложна.
Язык и мышление образуют единство, которое
включает два основных аспекта:
а) генетический
- выражающийся в том, что происхождение
языка было тесно связано с возникновением
мышления, и наоборот;
б) функциональный
- с этой точки зрения язык и мышление в
их современном состоянии представляют
собой такое единство, стороны которого
взаимно предполагают друг друга и способствуют
взаиморазвитию.
Являясь чувственно воспринимаемой стороной
мышления, язык обеспечивает мыслям человека
реальное существование. Вне чувственного
восприятия мысль недоступна для других.
Язык участвует не только в выражении
мысли, но и в самом ее формировании. Нельзя
противопоставлять «чистое», внеязыковое
мышление и его «вербализацию», последующее
выражение в языке.
Вместе с тем язык и мышление не тождественны.
Каждая из сторон единства, составляемого
ими, относительно самостоятельна и обладает
своими специфическими законами функционирования
и развития. Поэтому характер взаимоотношений
языка и мышления в процессах познания
и общения может быть различным в зависимости
от видов мышления, целей мыслительной
деятельности и т. д.
Язык и общество
В том, что между человеческим обществом
и языком существует связь, были убеждены
еще древние ученые. «Из всех живых существ
только человек одарен речью», — писал
Аристотель. И Аристотель, и его последователи
ясно понимали, что язык присущ не просто
индивиду, а общественному человеку: ведь
основное предназначение языка — служить
средством общения между людьми.
Развитие и функционирование языка также
в значительной степени обусловлено развитием
и жизнью общества. Это проявляется в разнообразных
формах.
Социальное
расслоение языка. Всякое человеческое
общество неоднородно по своему составу.
Оно делится на слои, или классы, дробится
на более мелкие группы, внутри которых
люди объединены каким-либо признаком,
например по возрасту, профессии, уровню
образования и т. д.
Эта дифференциация
общества отражается в языке в виде тех
или иных социально обусловленных подсистем.
Крестьянские диалекты — одна из таких
подсистем. Правда, чаще их называют местными
или территориальными, однако очевидно,
что их выделение из национального языка
основано и на социальном признаке: территориальные
диалекты, на которых говорит крестьянство,
противопоставляются языку города, языку
рабочих, литературному языку.