Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 11:24, реферат
Рассмотрим в этой работе подробнее вопросы, связанные с понятием научного стиля литературного языка, его форм и функций.
Введение
Исключительная роль, которая принадлежит языку в научном осмыслении и освоении мира, обусловливает философское значение его анализа. Литературный язык прошел длительную эволюцию, в нем образовались различные стили. Один из них -- научный.
Каждый стиль появляется в свое время -- тогда, когда в обществе созрели условия для его формирования, когда язык достигает высокой степени развития.Возникновение научного стиля связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека. На первых порах стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке, распространившем свое влияние на весь тогдашний культурный мир, стала создаваться научная терминология.
Время появления
научного стиля разное в
Так, в средние века, в эпоху феодализма, «ученым языком» всей Западной Европы была латынь -- международный язык науки. С одной стороны, это было удобно: ученые независимо от своего родного языка могли читать сочинения друг друга. Но, с другой стороны, такое положение мешало формированию научного стиля в каждой стране. Поэтому развитие его протекало в борьбе с латынью. На основе национальных языков формировались средства, необходимые для выражения научных положений, мыслей.В эпоху Возрождения учёные стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. Однако освобождение научного стиля от этих элементов шло постепенно. Известно, что слишком «художественный» характер изложения Галилея раздражал Кеплера, а Декарт находил, что стиль научных доказательств Галилея чрезмерно «беллетризован». В дальнейшем образцом научного языка стало логическое изложение Ньютона.
Начало формирования
языка русской науки относится
к первой трети XVIII в. Именно в этот
период Российская академия опубликовала
ряд трудов на русском языке. В 30-е
годы XVIII в. язык научных книг был самым
обработанным и совершенным среди различных
литературных жанров. Во второй половине
этого века благодаря работам М.В. Ломоносова
и его учеников формирование научного
стиля сделало шаг вперед, но окончательно
он сложился во второй половине XIX века
вместе с научной деятельностью крупнейших
учёных этого времени.Вслед за Ломоносовым
развитию и обогащению русской терминологической
лексики в различных отраслях точных и
гуманитарных наук способствовали русские
ученые, жившие в последующие десятилетия
того же века, например, акад. И. И. Лепехин
(1740--1802) -- преимущественно в области ботаники
и зоологии; акад. Н. Я. Озерецковский (1750--
1827) -- в области географии и этнографии.
Обогащение научной терминологии производилось
этими учеными главным образом за счет
соответствующих
Основная задача научного стиля -- предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информацию. А это наилучшим образом достигается без использования эмоциональных средств. Ведь наука апеллирует, прежде всего, к разуму, а не к чувству.
Научно-техническая революция изменила и сам характер исследования. Научные проблемы решаются теперь, как правило, усилиями не одиночек, но коллективов ученых и инженеров. А это ведет к тому, что современный способ научного изложения можно определить как коллективный, или формально-логический, в котором не остается места для эмоциональности.
Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разностороннее влияние на литературный язык.
Рассмотрим в
этой работе подробнее вопросы, связанные
с понятием научного стиля литературного
языка, его форм и функций.
УЧЕБНО-НАУЧНАЯРЕЧЬ
Учебно-научная речь -разновидность научной речи, имеющая особую сферу применения: она используется впроцессе передачи и усвоения знаний, то есть в процессе обучения. Имея общие снаучной речью основные признаки, учебно-научная речь обладает и рядомособенностей, главная из которых - обучающая направленность высказывания. Чтобыовладеть законами выражения мысли в учебно-научной речи, необходимо хорошознать коммуникативные ситуации, в которые попадает человек в разные периодыжизни в связи с тем или иным этапом своего воспитания и обучения. За каждойкоммуникативной ситуацией закреплены наиболее типичные, распространенные,частотные языковые средства. Для успешного общения в учебной сфере необходимознание минимума элементарных моделей предложений, без которых невозможнообучение.
В речевой учебной практикеучащиеся чаще всего используют такие жанры устной монологической научной речи,как сообщение и ответ. Сообщение и ответ - выступление учащихся, тематическисвязанное с изучаемым материалом. Это монологическая форма устной речи, задачакоторой - продемонстрировать знание правил, терминов, законов и степеньусвоения учебной информации. Устный воспроизводящий ответ следует рассматриватькак рассуждение на темы, связанные с изучением соответствующего предмета. Втаком рассуждении выделяются тезис (то, что доказывается) и аргументы. Вдоказательной части ответа выделяются пример и его объяснение.
Объяснение примера
- это егоанализ, который производится
для того, чтобы разъяснить, прокомментировать,доказать
выдвинутое положение. Объяснение примера
показывает, насколькосознательно усвоен
материал, как учащийся соотносит
общее и частное и
объяснение-пояснение,
объяснение-толкование,
Часто в одном ответеиспользуются различные типы и способы объяснений, но важно, чтобы при этом ненарушались требования к качеству объяснения примера:
соответствиетеоретическому положению и приведенному примеру;
подведениеданного частного случая под общее положение.
Существуют различные видыответов.
Ответ-анализформирует
умение строить рассуждение от общего
к частному. В основе такогоответа
лежит описательная характеристика,
в нем указываются признаки, свойства,части
описываемого предмета, раскрывается
содержание понятия. В таком ответеобязательно
используются определения понятия, которые
комментируются,поясняются примерами,
дополняются какими-либо сведениями. Отбор
материала кответу подчинен задаче - назвать
предмет, описать его признаки.
Ответ-обобщениеформирует умение назвать предмет, описать его признаки, подобратьсоответствующие языковые средства для решения этих задач. Подобные ответыиспользуются тогда, когда требуется создание обобщающих формулировок, например,при ответах на такие вопросы: "Каковы правила постановки знаков препинанияв конце предложения?", "На основании каких признаков словараспределяются по частям речи?". Ответы на подобные вопросы строятся навыделении каких-либо признаков, принадлежащих группе явлений, языковыхкатегорий. В результате их рассмотрения формулируется вывод-обобщение.
Ответ-группировкатребует
систематизации и обобщения знаний.
Такие ответы формируют умениевыделить
какие-либо признаки предмета и сделать
вывод-обобщение, подобравсоответствующие
языковые средства, умение систематизировать
признаки, используясоответствующие языковые
средства и речевые конструкции.
Овладение нормамиучебно-научной
речи приводит и к овладению существенными
для научного общениясмысло-речевыми
категориями, такими, например, как
согласие, несогласие,сомнение, уверенность,
неуверенность, комментирование, аргументирование,
оценкавыдвинутых аргументов, разъяснение
или защита точки зрения, дополнение мыслиотвечающего
(говорящего), утверждение, отрицание и
пр.
Литературный язык: понятие и стили
Прежде чем
говорить о научном стиле литературного
языка, дадим определение
Литературный
язык -- это обработанная форма общенародного
языка, обладающая в большей или
меньшей степени письменно
Литературный
язык -- всегда результат коллективной
творческой деятельности. Представление
о «закреплённости» норм литературного
языка имеет известную
Среди лингвистов нет единого мнения о сложном и многогранном понятии литературного языка. Некоторые исследователи предпочитают говорить не о литературного языка в целом, а о его разновидностях: или о письменно-литературном языке, или о разговорно-литературном языке, или о языке художественной литературы и т. д.
Литературный язык нельзя отождествлять с языком художественной литературы. Это разные, хотя и соотносительные понятия.
Литературный язык -- достояние всех, кто владеет его нормами. Он функционирует как в письменной, так и в разговорных формах. Язык художественной литературы (язык писателей), хотя обычно ориентируется на те же нормы, заключает в себе много индивидуального, необщепринятого. В разные исторические эпохи и у разных народов степень близости литературного языка и языка художественной литературы оказывалась неодинаковой.
Существует различие между литературным языком и национальным языком. Национальный язык выступает в форме литературного языка, однако не всякий литературный язык сразу становится национальным языком. Национальные языки, как правило, формируются в эпоху капитализма.
О русском литературном языке можно говорить уже с начала XVII века, тогда как национальным языком он становится в первую половину XIX века, в эпоху А. С. Пушкина.
Понятие литературного языка обычно взаимодействует с понятием языковых стилей, бытующих в границах каждого литературного языка.
В современных литературных языках обычно выделяют пять стилей: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический и художественный. К каждому из этих стилей присущи свои особенности, отличающие его от других стилей, так, например, для официально-делового стиля характерна стандартизация, включение в текст аббревиатур, сокращений; в стиле художественной литературы используются языковые средства, обладающие наравне с логическим смыслом ещё и экспрессивно-эмоциональным оттенком; для научного характерна насыщенность терминологией (до четверти текста), «сухость» языка изложения и т.д.
Определение и особенности научного стиля литературного языка
Научный стиль -- стиль литературного языка, которому присущ ряд особенностей -- таких как предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. Для научной речи характерны такие стилевые черты, как логичность, строгая подчеркнутость изложения, точность, ясность, объективность, абстрактность, «отвлеченно-обобщенность», сжатость изложения, интеллектуальность и ряд других.
Научный стиль -- не прихоть, а обязанность. В среде ученых и научных работников давно принято, что все научные тексты должны писаться в определенном строгом стиле. Это вызвано, прежде всего, необходимостью избежать двусмысленностей и многозначностей тех или иных научных понятий. Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.
Исконная форма существования научной речи -- письменная, что объясняется таким ее определяющим признаком, как понятийное отражение действительности, логичность изложения. Научная речь должна быть строго доказательна, аргументирована. Действительно научное изложение, сколь бы ни были важны устные диспуты на научные темы, непосредственное обсуждение тех или иных аспектов или результатов работы, в основном все же ориентировано на письменную речь, о чем явно свидетельствует необходимость во многих случаях хотя бы частичного перехода к элементам письменного изложения (к написанию формул, демонстрации таблиц, диаграмм и т.д.).
Понятия, которыми оперирует научное мышление, выражаются обычно многокомпонентными структурами, характерными именно для письменной речи. Это происходит потому, что письменная форма более удобна и надежна в смысле обнаружения малейших информативных неточностей, логических нарушений, которые неактуальны в бытовом общении, а в научном могут привести к самым серьезным искажениям истины. Обычно научные доклады, сообщения сначала пишут, отрабатывая адекватную форму воплощения научной информации, или хотя бы составляют тезисы, план.
Научные тексты
оформляются в виде отдельных
законченных произведений, структура
которых подчинена законам
Основная задача
научного стиля - предельно ясно и
точно донести до читателя сообщаемую
информацию. А это наилучшим образом достигается
без использования эмоциональных средств.
Ведь наука апеллирует, прежде всего, к
разуму, а не к чувству. Научно-техническая
революция изменила и сам характер исследования.
Научные проблемы решаются теперь, как
правило, усилиями не одиночек, но коллективов
ученых и инженеров. А это ведет к тому,
что современный способ научного изложения
можно определить как коллективный, или
формально-логический, в котором не остается
места для эмоциональности.
Сфера применения научного стиля очень
широка. Это один из стилей, оказывающий
сильное и разностороннее влияние на литературный
язык. Совершающаяся на наших глазах научно-техническая
революция вводит во всеобщее употребление
огромное количество терминов. Компьютер,
дисплей, экология, стратосфера, солнечный
ветер - эти и многие другие термины перешли
со страниц специальных изданий в повседневный
обиход. Если раньше толковые словари
составлялись на основе языка художественной
литературы и в меньшей степени публицистики,
то сейчас описание развитых языков мира
невозможно без учета научного стиля и
его роли в жизни общества. Достаточно
сказать, что из 600 000 слов авторитетнейшего
английского словаря Уэбстера (Вебстера)
500 000 составляет специальная лексика.