Национальные варианты эпического героя в кельтской и русской культурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 16:46, научная работа

Краткое описание

Цель научной работы: определить национальные варианты эпических героев в русской и кельтской культурах на основе сравнительно-сопоставительного анализа русских богатырей Вольги, Микулы Селяниновича и ирландского героя Кухулина.
Объект исследования: уладский цикл саг о герое ирландского эпоса Кухулине и русские былины о «старших» русских богатырях Вольге и Микуле Селяниновиче.
Предмет исследования: образы эпических богатырей Кухулина, Вольги и Микулы Селяниновича.

Содержание

Аннотация
ВВЕДЕНИЕ
ОБРАЗ ЭПИЧЕСКОГО ГЕРОЯ КУХУЛИНА В КЕЛЬТСКОМ ЭПОСЕ
ПАХАРЬ-ИСПОЛИН МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ
ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВОВИЧ – МУДРЫЙ И БЕССТРАШНЫЙ ВОИН-ПОЛКОВОДЕЦ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Мещеряков_Красноярск_Ем_doc.docx

— 31.21 Кб (Скачать файл)

Национальные варианты эпического героя в кельтской и русской  культурах (сопоставительный анализ героя  ирландского эпоса Кухулина и  «старших» русских богатырей  Вольги и Микулы)

                            Мещеряков Семен Дмитриевич, 7 класс

МБОУ «Общеобразовательное учреждение Лицей №3»

 

Аннотация

 

        Цель научной  работы: определить национальные варианты эпических героев в русской и кельтской культурах на основе сравнительно-сопоставительного анализа русских богатырей Вольги, Микулы Селяниновича и ирландского героя Кухулина.

        Объект исследования: уладский цикл саг о герое ирландского эпоса Кухулине и русские былины о «старших» русских богатырях Вольге и Микуле Селяниновиче.

        Предмет исследования:  образы эпических богатырей Кухулина, Вольги и Микулы Селяниновича.

Методы проведенного исследования: описательный и сопоставительный; методы анализа и обобщения.

     Результаты  исследования представляем в  тезисной форме:

  1. Вольга,  Микула Селянинович, Кухулин – мудрые, отважные, благородные и мужественные богатыри, они абсолютно бескорыстны, т.к. для них главное в жизни - беззаветная служба Родине, личный долг и честь.
  2. Эпические герои свою нечеловеческую силу, владение магическими приемами и чудесными перевоплощениями применяют для защиты слабых и угнетенных, ради мира на земле и всеобщего благополучия.
  3. Вольга и Кухулин – не только богатыри-освободители, они, как трудолюбивый Микула, труженики на земле, созидатели. В них воплощен древними народами высокий дух, и воинский, и созидательный.

 

 

 

 

 

 

 

            1.  ВВЕДЕНИЕ       

         Хранителем истории, коллективной памятью, своеобразным жизненным и поведенческим эталоном является героический эпос, который сконцентрировал в себе важнейшие стороны духовной жизни, идеалы и духовные ценности народов. Каждая нация питала надежду на появление своего защитника, поэтому эпос представляет героизированное обобщение национального характера, как бы возвышенный образец, завещанный последующим векам. [1] Герои-заступники отстаивают достоинство, честь и права народа,  они беспощадны ко всем, кто покушается на свободу, будь это иноземец-враг или соотечественник-угнетатель.  [2]

         Основанием для сравнения ранних  эпических героев  явился тот  факт, что Кухулин, Вольга и  Микула Селянинович  - богатыри  архаического типа. В сагах о  герое кельтов Кухулине и былинах  о «старших» русских богатырях  Вольге и Микуле Селяниновиче  отражается не только история  народа, но и их представления  об идеальном герое, духовных  ценностях, нравственных и моральных  законах.

       Новизна работы заключается в том, что в литературоведении герои-богатыри русского и ирландского героического эпоса Кухулин, Вольга и Микула Селянинович  в сопоставлении не рассматривались.

        Цель исследования  состоит в определении национальных вариантов эпических героев в русской и кельтской культурах на основе сравнительно-сопоставительного анализа русских богатырей Вольги, Микулы Селяниновича и ирландского героя Кухулина.

        Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:

  1. На основе прочитанных  текстов русских былин и ирландских саг  выявить  доминирующие черты Кухулина, Вольги и Микулы Селяниновича, которые формируют их как эпических героев.
  2. Определить схожие и отличительные черты героев.
  3. Провести сравнительно-сопоставительный анализ богатырей с целью определения национальных вариантов эпического героя.

         Гипотеза: в период становления государственности, очень сложный период для любого народа, возникает тип национального героя, воплощающего в себе черты идеального героя-защитника, наделенного невероятной физической силой, отвагой, бесстрашием, храбростью.

        Предмет исследования: образы эпических богатырей Кухулина, Вольги и Микулы Селяниновича.

        Объект исследования: уладский цикл саг о герое ирландского эпоса Кухулине и русские былины о «старших» богатырях Вольге и Микуле Селяниновиче.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы:

  • описательный и сопоставительный;
  • методы анализа и обобщения.

        Практическая значимость исследования определяется возможностью использования данных материалов на уроках гуманитарного цикла (история, литература, культурология).

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               2.ОБРАЗ ЭПИЧЕСКОГО ГЕРОЯ КУХУЛИНА  В КЕЛЬТСКОМ ЭПОСЕ

 

         Самым большим культурным достижением средневековой Ирландии была запись кельтской литературной традиции, которая представлена древними сагами о деяниях героев. К наиболее ранним произведениям устного народного творчества средневековой Европы относятся предания древних ирландцев - ирландские саги.

       Главным героем ирландских саг  племени уладов является бесстрашный  богатырь Кухулин, живший, согласно  хронике, в I в. н. э. Жизнь этого храброго полубога, от его рождения до гибели, последовательно описана в уладском цикле сказаний, который, благодаря  С. В. Шкунаеву, ученому-кельтологу, был переведен на русский язык. По утверждению Н.С. Широковой, саги о Кухулине складывались главным образом уже в христианскую эпоху, но в них содержится много языческих мотивов, а биография героя характерна для богатырской сказки: она включает чудесное рождение, героические детство и юность, и, наконец, смерть вследствие нарушения табу. [6]

        Кухулин еще в детстве отличался  неимоверной силой: копья, которые  он брал в руки, разлетелись  в щепки, а колесницы, стоило  ему взойти на них, - в кусочки. («Кухулин получает оружие»). [8] Уже  в юношеском возрасте он был  мудр, красноречив, умел играть  в шахматы, владел искусством  счета и обладал даром пророчества;  ему уже не было равных ни  по силе, ни по храбрости. Например, ради спасения сидов (волшебный  народ) он отправляется в потусторонний  мир, где в борьбе с врагами  поражает мечом сразу тридцать  человек.

          Нечеловеческая мощь Кухулина  связана с его божественным  происхождением: Кухулин, от лица которого «исходил такой блеск, что взору трудно его выдержать», - сын Бога света, искусства и ремесел Луга, который мог посещать сына в «черный час», и сестры Конхобара Дехтире. Н.В. Шкунаев полагает, что о божественном происхождении Кухулина говорится в меньшей степени, потому что сказителю важнее показать его силу, мужество,  благородство, что является отличительными особенностями героического характера Кухулина. [7]

         Имя «первого героя» Ирландии  Кухулин заслуженно получил   не только за героический характер  в ряде испытаний на силу  и мужество, но и за моральную  доблесть. («Пир у Брикрена»). [8]

           В саге «Похищение быка из Куальнге» он героически противостоит войскам четырех провинций Ирландии – в одиночку защищает границы Улады, уничтожает армию врагов, которых заклинаниями заставляет вброд переходить реку, и за три месяца, пока его соплеменники спали, перебил всех врагов. В бою он - безгранично яростный воин, многоликий, ужасный, неузнаваемый, дикий, что указывает на его сверхъестественную сущность: «рот его распахивался так широко, что видно было горло, куда легко могла войти человеческая голова», «волосы его стояли на голове дыбом». [8] Здесь ярко проявляются фантастические элементы образа Кухулина – его способность к чудесным преобразованиям, владение магическими приемами.

         Одним из важных эпизодов жизни  бесстрашного воина  является  его сражение с другом по  имени Фердиад, могучим богатырем.  По мнению С.В. Шкунаева, в этом  бою у Кухулина сочетаются  первобытный демонизм («у затылка  сошлись мышцы головы и были  подобны голове месячного ребенка», «громовые удары сердца о ребра  можно было принять за рычание  пса или грозного льва») и   человечность. [7]

         Он сильно переживает трагическую  гибель своего товарища, испытывая  глубокое чувство вины и раскаяния  в своём жестоком поступке, но  для героя первейшая и священная  обязанность - защита интересов  рода и клана. 

         Великий ирландский герой обладает  характерным для эпоса героическим  характером, который приводит его  к гибели в 27-летнем возрасте. [9] Когда все улады поражены магической болезнью, Кухулин вновь в одиночку защищает свою Родину от врагов и становится жертвой собственного благородства ради спасения родной земли. (Сага «Смерть Кухулина»). Умирая, герой поет о своей родной земле, что говорит о том, что патриотическое начало преобладает в герое, и для него дороже не собственная жизнь, а «величайшее сокровище»- Эмайн-Маха (резеденция короля в Уладе). [9]

         Итак, Кухулин - человек долга  и чести, никогда не отказывает  в помощи, не отвергает предлагаемого  гостеприимства, верен данному слову,  отзывчив к горю, безутешен, когда  умирает его друг, вежлив к  женщинам, он защитник слабых  и угнетённых, в нём нет корысти  и эгоизма, он один выходит  сражаться за Родину, принося  себя в жертву. В.В. Иванов считает, что Кухулин, как человек ещё во многом первобытного общества, опутан запретами-гейсами и магическими предписаниями, но, будучи героической личностью, он делает выбор между ними  в пользу рода-племени, один выходит сражаться за Родину, принося себя в жертву и обрекая себя на верную гибель.  [10]

         Именно поэтому в облике Кухулина древняя Ирландия воплотила свой национальный идеал героя, идеал доблести и нравственного совершенства: наряду с внешней красотой,  смелостью, отвагой, невероятной силой и нескончаемым мужеством Кухулин, как истинный богатырь, обладает душевным благородством и высокими моральными качествами.

                                    

 

                               3.ПАХАРЬ-ИСПОЛИН МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

 

            Героический эпос русского народа  является ценнейшим источником  для изучения нашей истории,  он донес до нас представления  об идеальном человеке, думы, мысли  и чувства народа прошлых времен. Из героев былин к дохристианскому циклу относятся  «старшие» богатыри Микула Селянинович и Вольга, которые представляют собой архаичный тип героя, связанный с мифологией. [13]

            Среди ученых однозначного мнения  по поводу толкования образа  Микулы не существует. Некоторые исследователи считают, что Микула принадлежал к древнейшему пласту русского эпоса и первоначально был не просто земледельцем, а богом земледелия. [14] В облике Микулы, в том, что он вспашет, насеет ржи, сделает солод, сварит пиво и напоит им мужиков, ощутимо проглядывают черты древнего культурного героя — создателя и подателя земных благ. [2]  По мнению Льва Прозорова, Микула Селянинович – это князь-пахарь, первоначальный смысл которого указывает на отца, основателя рода, опахивающий пределы земли для житья народу, ограждающий его валом и рвом борозды от земель недоброжелательных соседей. [14]

         В былине «Микула Селянинович и Вольга» богатырь-землепащец мало похож на человека, занятого тяжелой пахотой. Своим обликом он скорее напоминает щеголя:  «У оратая сапожки зелен сафьян… У оратая шляпа пуховая, а кафтанчик у него черна бархата…». Такую роскошь наряда героя В.Я. Пропп объясняет «любовью и уважением народа». [13]

         Со временем образ Микулы стал  восприниматься как олицетворение  русского крестьянина-труженика,  и поэтому доблести земледельческие  - выше воинских и княжеских  званий, поэтому соха у Микулы  — священный  земледельческий  предмет, определивший жизнь и  судьбу русского народа.

         Пахота Микулы — магический обряд, «премудрость» сродни тем, которыми владеет Вольга. По мнению ученых, именно богатырь Микула научил народ земледелию. [14] Микула Селянинович оказывается намного сильнее не только самого Вольги, но и всей его дружины: с чувством собственного достоинства и гордости от своего труда, одной рукой богатырь-пахарь выдергивает неподъемную для дружинников соху из земли и «закидывает ее за ракитов куст», проявляя при этом сверхчеловеческую мощь

         В былине «Микула Селянинович»  герой противопоставляется богатырю  Святогору, древнейшему мифологическому  персонажу русского эпоса, который  олицетворяет абсолютную вселенскую  силу. Микула – путник, «прохожий  человек», он настолько возвышен, что никто, даже Святогор, не  может сравниться  с ним ни  по силе, ни по могуществу, т.к.  носит с собой «тягу земную»  как знак тяжелого хлебопашеского  труда и как знак земледельческого могущества. Святогор же не может оторвать от земли сумочку и надрывается

        Таким образом, пахарь Микула Селянинович - яркий выразитель характера нации в целом, идеальный герой русского народа, т.к. герой красив («…кудри как жемчуг рассыпаются»), знатен, трудолюбив («бороздочки он да пометывает, а пенья-коренья вывертывает»), мудр,  и, конечно же,  необыкновенно могуч, т.к. сверхчеловеческую силу получает от Земли:

Он был глава мира, он был полубог…

Но только лишь вышел он в чистое поле, 
Он вырос, расширился, стал великан… [12]

                                     («Древний богатырь»)

          Именно поэтому образ этого  труженика-богатыря - идеал русского  народа.  Это означает, что если  бы не было нужды защищать  Русскую землю, то наши предки  жили бы мирным трудом. В былине  выражена любовь русских людей  к земле и земледельческому  труду. Микула Селянинович - это  герой-предок народа-землепашца, вся  историческая судьба, успехи и  неудачи, слава и бесславье  которого были связаны с земледелием,  с  пашней и хлебом — основой  жизни, торговли, благосостояния  страны, развития ремесел, городов,  промышленности и военного могущества. [2]

Информация о работе Национальные варианты эпического героя в кельтской и русской культурах