Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 16:46, научная работа
Цель научной работы: определить национальные варианты эпических героев в русской и кельтской культурах на основе сравнительно-сопоставительного анализа русских богатырей Вольги, Микулы Селяниновича и ирландского героя Кухулина.
Объект исследования: уладский цикл саг о герое ирландского эпоса Кухулине и русские былины о «старших» русских богатырях Вольге и Микуле Селяниновиче.
Предмет исследования: образы эпических богатырей Кухулина, Вольги и Микулы Селяниновича.
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ
ОБРАЗ ЭПИЧЕСКОГО ГЕРОЯ КУХУЛИНА В КЕЛЬТСКОМ ЭПОСЕ
ПАХАРЬ-ИСПОЛИН МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ
ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВОВИЧ – МУДРЫЙ И БЕССТРАШНЫЙ ВОИН-ПОЛКОВОДЕЦ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Национальные варианты эпического героя в кельтской и русской культурах (сопоставительный анализ героя ирландского эпоса Кухулина и «старших» русских богатырей Вольги и Микулы)
Мещеряков Семен Дмитриевич, 7 класс
МБОУ «Общеобразовательное учреждение Лицей №3»
Аннотация
Цель научной работы: определить национальные варианты эпических героев в русской и кельтской культурах на основе сравнительно-сопоставительного анализа русских богатырей Вольги, Микулы Селяниновича и ирландского героя Кухулина.
Объект исследования: уладский цикл саг о герое ирландского эпоса Кухулине и русские былины о «старших» русских богатырях Вольге и Микуле Селяниновиче.
Предмет исследования: образы эпических богатырей Кухулина, Вольги и Микулы Селяниновича.
Методы проведенного исследования: описательный и сопоставительный; методы анализа и обобщения.
Результаты исследования представляем в тезисной форме:
Хранителем истории, коллективной памятью, своеобразным жизненным и поведенческим эталоном является героический эпос, который сконцентрировал в себе важнейшие стороны духовной жизни, идеалы и духовные ценности народов. Каждая нация питала надежду на появление своего защитника, поэтому эпос представляет героизированное обобщение национального характера, как бы возвышенный образец, завещанный последующим векам. [1] Герои-заступники отстаивают достоинство, честь и права народа, они беспощадны ко всем, кто покушается на свободу, будь это иноземец-враг или соотечественник-угнетатель. [2]
Основанием для сравнения
Новизна работы заключается в том, что в литературоведении герои-богатыри русского и ирландского героического эпоса Кухулин, Вольга и Микула Селянинович в сопоставлении не рассматривались.
Цель исследования состоит в определении национальных вариантов эпических героев в русской и кельтской культурах на основе сравнительно-сопоставительного анализа русских богатырей Вольги, Микулы Селяниновича и ирландского героя Кухулина.
Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:
Гипотеза: в период становления государственности, очень сложный период для любого народа, возникает тип национального героя, воплощающего в себе черты идеального героя-защитника, наделенного невероятной физической силой, отвагой, бесстрашием, храбростью.
Предмет исследования: образы эпических богатырей Кухулина, Вольги и Микулы Селяниновича.
Объект исследования: уладский цикл саг о герое ирландского эпоса Кухулине и русские былины о «старших» богатырях Вольге и Микуле Селяниновиче.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы:
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования данных материалов на уроках гуманитарного цикла (история, литература, культурология).
2.ОБРАЗ ЭПИЧЕСКОГО ГЕРОЯ
Самым большим культурным достижением средневековой Ирландии была запись кельтской литературной традиции, которая представлена древними сагами о деяниях героев. К наиболее ранним произведениям устного народного творчества средневековой Европы относятся предания древних ирландцев - ирландские саги.
Главным героем ирландских саг
племени уладов является
Кухулин еще в детстве
Нечеловеческая мощь Кухулина связана с его божественным происхождением: Кухулин, от лица которого «исходил такой блеск, что взору трудно его выдержать», - сын Бога света, искусства и ремесел Луга, который мог посещать сына в «черный час», и сестры Конхобара Дехтире. Н.В. Шкунаев полагает, что о божественном происхождении Кухулина говорится в меньшей степени, потому что сказителю важнее показать его силу, мужество, благородство, что является отличительными особенностями героического характера Кухулина. [7]
Имя «первого героя» Ирландии
Кухулин заслуженно получил
не только за героический
В саге «Похищение быка из Куальнге» он героически противостоит войскам четырех провинций Ирландии – в одиночку защищает границы Улады, уничтожает армию врагов, которых заклинаниями заставляет вброд переходить реку, и за три месяца, пока его соплеменники спали, перебил всех врагов. В бою он - безгранично яростный воин, многоликий, ужасный, неузнаваемый, дикий, что указывает на его сверхъестественную сущность: «рот его распахивался так широко, что видно было горло, куда легко могла войти человеческая голова», «волосы его стояли на голове дыбом». [8] Здесь ярко проявляются фантастические элементы образа Кухулина – его способность к чудесным преобразованиям, владение магическими приемами.
Одним из важных эпизодов
Он сильно переживает
Великий ирландский герой
Итак, Кухулин - человек долга
и чести, никогда не
Именно поэтому в облике Кухулина древняя Ирландия воплотила свой национальный идеал героя, идеал доблести и нравственного совершенства: наряду с внешней красотой, смелостью, отвагой, невероятной силой и нескончаемым мужеством Кухулин, как истинный богатырь, обладает душевным благородством и высокими моральными качествами.
3.ПАХАРЬ-ИСПОЛИН МИКУЛА
Героический эпос русского
Среди ученых однозначного
В былине «Микула Селянинович и Вольга» богатырь-землепащец мало похож на человека, занятого тяжелой пахотой. Своим обликом он скорее напоминает щеголя: «У оратая сапожки зелен сафьян… У оратая шляпа пуховая, а кафтанчик у него черна бархата…». Такую роскошь наряда героя В.Я. Пропп объясняет «любовью и уважением народа». [13]
Со временем образ Микулы стал
восприниматься как
Пахота Микулы — магический обряд, «премудрость» сродни тем, которыми владеет Вольга. По мнению ученых, именно богатырь Микула научил народ земледелию. [14] Микула Селянинович оказывается намного сильнее не только самого Вольги, но и всей его дружины: с чувством собственного достоинства и гордости от своего труда, одной рукой богатырь-пахарь выдергивает неподъемную для дружинников соху из земли и «закидывает ее за ракитов куст», проявляя при этом сверхчеловеческую мощь
В былине «Микула Селянинович»
герой противопоставляется
Таким образом, пахарь Микула Селянинович - яркий выразитель характера нации в целом, идеальный герой русского народа, т.к. герой красив («…кудри как жемчуг рассыпаются»), знатен, трудолюбив («бороздочки он да пометывает, а пенья-коренья вывертывает»), мудр, и, конечно же, необыкновенно могуч, т.к. сверхчеловеческую силу получает от Земли:
Он был глава мира, он был полубог…
Но только лишь вышел он
в чистое поле,
Он вырос, расширился, стал великан… [12]
Именно поэтому образ этого
труженика-богатыря - идеал русского
народа. Это означает, что если
бы не было нужды защищать
Русскую землю, то наши предки
жили бы мирным трудом. В былине
выражена любовь русских людей
к земле и земледельческому
труду. Микула Селянинович - это
герой-предок народа-
Информация о работе Национальные варианты эпического героя в кельтской и русской культурах