Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 17:44, реферат
Цель данной работы: выявить мотивы поведения кота в художественных произведениях, изучить образ общеизвестного животного в литературе, развивать читательский интерес сверстников
Задачи: изучить литературу по теме исследования
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Образ Кота в сказках русских и зарубежных писателей……………5
ГЛАВА 2. Образ Кота в русской и зарубежной литературе…………………….10
ГЛАВА 3. Образ Кота в восприятии читателей……………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...16
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….17
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………18
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Образ Кота в сказках русских и зарубежных писателей……………5
ГЛАВА 2. Образ Кота в русской
и зарубежной литературе…………………….10
ГЛАВА 3. Образ Кота в восприятии читателей……………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Коты – одни из самых удивительных существ на планете. Их загадочность, грация и обаяние редко кого оставляют равнодушным. Что только ни происходило в разных странах с котами: их обвиняли в связи с нечистой силой, ведьмами и колдунами, например, перешедшая дорогу чёрная кошка – к несчастью (в России), в Великобритании – к удаче. С тех пор как котов одомашнили в Древнем Египте, они являются одними из самых популярных персонажей в мировой литературе. Таким вниманием мифы, легенды, сказки, басни, рассказы не удостаивали даже собак. Возможно, это связано с загадочностью кошачьей натуры: ласковые и покорные днём, ночью они превращаются в решительных охотников.
Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум, воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями. В сказках животные и птицы говорят и поступают, как люди. Они рассуждают, обманывают, ссорятся, дружат. В течение столетий сказки о животных были на Руси своеобразной бытовой энциклопедией. Человеческие пороки выставлялись на позор и смех, осуждались хитрецы и лжецы, обманщики, лентяи и невежды.
Сказка — наш любимый жанр литературного творчества, поэтому сомнений никаких не было, что в нашей первой научной работе главная роль будет отведена котам, прославившимся именно в этом жанре.
Актуальность исследования. Сделать попытку дать целостное представление о коте, его особой функции и ценности: он является связующим звеном между мирами, загадочное существо, что особо привлекает современного читателя
Предмет исследования: образ кота в системе народных верований, в народных сказках, в литературных произведениях
Цель данной работы: выявить мотивы поведения кота в художественных произведениях, изучить образ общеизвестного животного в литературе, развивать читательский интерес сверстников
Задачи: изучить литературу по теме исследования
Путем опроса изучить многообразие примет, поверий, связанных с котом.
Проанализировать собранный материал, сделать выводы, проанализировать проблему изображения Кота в мировой писательской культуре; своеобразие характеристики Кота в читательском восприятии
ГЛАВА 1. Образ кота в сказках русских и зарубежных писателей
В сказках кошка очень часто выполняет функцию помощника: она помогает своим друзьям или хозяину избежать каких-либо неприятностей, даже спастись от смерти. Но это не мешает кошке иметь в разных сказках различный характер и облик. Иногда кошка совершает бескорыстные поступки, а иногда старается извлечь свою выгоду. Например, в сказке «Волшебное кольцо» кот Васька так хочет выслужиться перед хозяином и быть им более любимым, чем собака, что обманывает эту собаку и вступает с ней в ссору.
Но что бы ни делала кошка, она все равно старается помочь хозяину. В качестве примера бескорыстной помощи можно привести сказку «Мудрая жена», где человек продает кошку на корабль, отправляющийся в далекую страну, в которой кошки не водятся. Там она помогает «корабельнику», убив угрожающих ему крыс только из преданности, а не руководствуясь корыстными соображениями. Потом новый хозяин – «корабельник» продает кошку за большие деньги. Интересно, что в этой сказке кошка не говорит по-человечески, а является просто животным, в то время как в большинстве других сказок она действует как человек.
Возвращаясь к теме плутовства кошки, можно сказать, что это качество сближает ее с лисой. В сказке «Кот и лиса» кот даже женится на лисе, что делает эту пару сильнее других животных. В данном случае мотив помощи кошки кому-либо отсутствует.
Все действия кошки обдуманны. Она очень хитра и подстраивает все так, как ей удобно. И в этом тоже она сближается с лисой. Но иногда лиса становится врагом кошки. Так, в сказке «Кот, петух и лиса» лиса пытается украсть и съесть петушка, а кот каждый раз спасает его и в конце наказывает лису, «заколотив» ее насмерть.
В сказке «Баба-яга» кот, принадлежащий самой Бабе-яге, помогает героине – девушке, попавшей в беду, – за ее доброту. Несмотря на это, он все же является личным демоном хозяйки, что в славянской культуре не встречается нигде, кроме сказок.
Среди рассмотренных нами сказок не было найдено ни одной, где кошка, в отличие от лисы, являлась бы исключительно отрицательным персонажем, но все же образ кошки двойствен.
В разных сказках кошка часто имеет черты других сказочных персонажей. Мы уже писали о сходстве кошки с лисой. Она также может иметь и черты, приписываемые обычно собаке, – преданность и верность. Кроме того, кошка и собака соотносятся с парой диких животных – медведем и волком. В восточнославянских сказках нечистая сила (черт, кикимора и т.д.) называет медведя «кошкой». Существует сказка, где медведь изгоняет из избы черта, который потом спрашивает: «Жива ли еще большая кошка?». Сходный сюжет встречается в лужицкой быличке. Там водяной, изгнанный медведем с мельницы, спрашивает у мельника, нет ли у него на мельнице «страшной кошки».
Рассмотрим некоторые верования, связанные с кошкой и распространенные на территории Англии и Шотландии.
Во-первых, большую роль играл цвет кошки. Черный окрас означал ее мистические черты, и поэтому встретить такую кошку считалось плохой приметой. Исключение составляла Северная Англия, где черная кошка приносила дому огромное счастье. (Чужая же черная кошка все равно предвещала несчастье.) Считалось, что «кошачьи зрачки – узкие щелки днем и сверкающие желтые шары ночью – подразумевают связь с луной и подчеркивают умение кошки заглядывать в будущее». Верили также, что кошки умеют предсказывать погоду. Если они «носятся и кувыркаются, это значит, что собирается ветер, когда моют уши – собирается дождь, если они усаживаются спиной к очагу, можно ожидать мороза и бури».
В Шотландии верили, что кошка не должна спать около новорожденного ребенка, потому что она может нанести ему вред, высосав его жизнь. Вспомним о славянской традиции, где перед первым укладыванием младенца в колыбель туда клали кошку, чтобы ребенок лучше спал. Это пример различия в традициях, но можно найти и сходство. В Шотландии, как и на Руси, считалось, что если кошка или собака перепрыгнет через покойника, то он станет вампиром. В этом случае кошка должна быть немедленно убита. Такая жестокость по отношению к кошке отражается в шотландском заклинании под названием «Тагарм» (Taghairm). Возможно, это было «одно из самых ужасных из всех записанных магических заклинаний». В ходе обряда нужно было какое-то время поджаривать на вертеле некоторое количество кошек. После этого должен был появиться огромный кот по имени Большие Уши и исполнить любое желание колдовавшего.
Кошка в английских и шотландских сказках
В английских и шотландских сказках кошка часто выполняет роль помощника. Например, в сказке «Как Джек ходил счастья искать» кот в компании с другими животными помогает герою спастись от разбойников, пугая их своими криками. Иногда кошка помогает случайно, не помышляя об этом. В сказке «Том – мальчик с пальчик» кошка, принимая Тома за мышь, случайно открывает лапой дверцу его клетки и выпускает его на свободу. В другой сказке, «Старушка и поросенок», кошка оказывает помощь вместе с другими.
В английских сказках кошка часто является обычным животным, не совершает никаких человеческих поступков, не говорит по-человечески и т.п. Отметим сказку «Уиттингтон и его кошка». Герой отдает свою кошку на корабль, плывущий в Африку. Там она расправляется с угрожающими людям мышами, и ее продают царю как необыкновенное и полезное существо. Эта сказка похожа на уже упомянутую русскую сказку «Мудрая жена» по сюжету, по поведению кошки.
Но иногда в сказке кошка-животное ведет себя неожиданным образом. Например, в сказке «Кошачий король» хозяева всю жизнь считали своего черного кота самым обычным животным. Но однажды уже состарившийся кот узнает из рассказа хозяина о странных кошачьих похоронах в лесу. Тогда кот вдруг убегает, произнеся фразу: «О небо! Значит, старый Питер преставился и теперь я – кошачий король».
Черный кот – постоянный атрибут колдуна. Такой персонаж, например, появляется в сказке «Питер-простачок». Глупый герой считает черного кота, свернувшегося перед дверью, «хорошей приметой», хотя всем, включая читателя, заведомо известно обратное.
Сравнивая русские и английские сказки о кошке, можно увидеть в них и сходство, и различия. Мы уже говорили о том, что некоторые русские сказки («Мудрая жена») или определенные сюжетные мотивы (черный кот у Бабы-яги или ведьмы) имеют соответствия в английской и шотландской культуре. Однако кошка – личный демон — присутствует в русской культуре только в сказках, в то время как в Англии и Шотландии такой образ очень распространен и за пределами фольклора. В обеих культурах кошка играет роль помощника, но вместе с этим ее образ невероятно разнообразен. В английских и шотландских сказках, так же как и в русских, мы не нашли ни одного случая, когда кошка была бы исключительно отрицательным персонажем. Кошка может принадлежать злым существам (например, ведьме), красть что-либо у хозяев, врать, но она все равно будет помогать человеку или совершать другие положительные поступки. Цвет кошки в сказках может быть любым, но если кошка черная, то она обладает мистическими свойствами.
В обеих традициях кошка свободолюбива. Она может быть предана хозяину, а может и предать его за плохое с ней обращение или отсутствие внимания. Кошка не всегда привязана к дому: она может убежать от хозяев, путешествовать, жить одна в лесу и т.п.
Образ кошки двойствен. Об этом свидетельствуют как разные фольклорные жанры, так и обряды, описания и просто отношение к кошке. Такая двойственность, по нашему мнению, идет от реального характера животного. Образ кошки в русских легендах специфичен – это кошка-творец и кошка-разрушитель. По сравнению с кошкой-демоном такие образы относятся к значительно более позднему времени. В русских сказках в большинстве случаев кошка помогает человеку. Она может сопоставляться с разными животными (например, с лисой, собакой или даже с медведем) и выполнять их функции. Скорее всего это тоже можно объяснить многоликой природой кошки и разным отношением к ней. Образы кошки в русских и английских сказках похожи, больших различий нет, хотя в английской традиции есть еще две стороны, которые не имеют ярко выраженных соответствий в славянской культуре: это превращения в кошку и фигура личного демона.
ГЛАВА 2. Образ Кота в русской
и зарубежной литературе
Образ Кота нашел воплощение в народном творчестве, русских и зарубежных писателей. Но нужно отметить, что в каждом произведении Кот выражен как яркая эмоциональная своеобразная и вместе с тем фантастическая фигура. В образе Кота мы видим такие прекрасные качества человеческой души, как любовь и верность человеку, жалость и сострадание. Эти чувства неделимы. И, на наш взгляд, именно этих чувств не хватает многим из нас, что и тревожит. Именно жалость и сострадание делают мир добрее и человечнее, они укрепляют людское богатство.
В русской литературе образ Кота – один из любимых. Э. Успенский очень ярко в своей книге «Дядя Федор, Пес и Кот» показал Кота Матроскина как умного, смышленого, доброго, заботливого, бесстрашного и в то же время внимательного и хитрого. Такие качества каждый из нас хотел бы иметь. Кот Матроскин очень тонко умел подметить главное качество дяди Федора (недостатки, так считал кот): он очень любит своих родителей, обожает природу, тащит в дом любую зверушку, очень много читает, чистит зубы каждый день.
Мы бы сами очень хотели бы быть похожими на этого замечательного кота. Не каждый может так мыслить, как умеет Кот Матроскин. Он объясняет Шарику, что такое рыночные отношения, планирует отсоединить Простоквашино от государства и сделать свою республику, в которой будут свои деньги и свои паспорта. Это- фантастика.
А вот в рассказе К.Паустовского «Кот Ворюга» наш герой совсем иной. « Вроде домашний, а вроде и нет. Вроде ручной, а вроде и хищник». Здесь кот не сказочный, а самый настоящий со своим своенравным характером.
К. Паустовский показал кота с «разорванным ухом и отрубленным куском грязного хвоста. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот — бродяга и бандит». А звали его за глаза Ворюгой. Он воровал все. Но, несмотря на постоянное воровство, Кот оказался «тощий, огненно-рыжего цвета, кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе». Но доброта и ласка человека изменила Кота. Скоро он ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Из Ворюги кот превратился в милиционера. Писатель говорит о своем герое как о человеке, «очеловечивает» его. Только что прочитан нами рассказ К.Г. Паустовского “Кот ворюга”. Писатель говорит о нём как о человеке, “очеловечивает” его. Прочитаем: “это был кот, потерявший всякую совесть, кот бродяга и бандит”. Но когда создавались сказки, люди действительно верили, что животные имеют какие – то человеческие качества. А когда писатель пишет о животном как о человеке со своим характером, это просто литературный приём. Писатель создаёт портрет кота. Находит точные и разнообразные слова и сравнения для обычного кота.?? Повторяется?
Информация о работе Образ Кота в сказках русских и зарубежных писателей