Образ Мастера в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 20:42, доклад

Краткое описание

Роман "Мастер и Маргарита" - вершина творчества Булгакова. В романе автор затрагивает множество разных проблем. Одна из которых - тема судьбы художника и его произведения. Рассмотрим литературную элиту Москвы. Именно из этой элиты и выделяются главные герои: Мастер и его будущий ученик Иван Бездомный. Впервые с многочисленными представителями этого общества мы встречаемся в Доме Грибоедова, где проходило собрание их главенствующего состава, решавшее вопросы, никоим образом не относившиеся к творчеству или искусству. Их деятельность в этом органе управления заключалась в том, чтобы выпросить себе дачу для отдыха, путевочку в Ялту, и, как впоследствии выразился Воланд: “их испортил квартирный вопрос”.

Вложенные файлы: 1 файл

мастер.docx

— 20.09 Кб (Скачать файл)

Роман "Мастер и Маргарита" - вершина творчества Булгакова. В романе автор затрагивает множество разных проблем. Одна из которых - тема судьбы художника и его произведения.

 

Рассмотрим литературную элиту Москвы. Именно из этой элиты и выделяются главные герои: Мастер и его будущий ученик Иван Бездомный.

Впервые с многочисленными представителями этого общества мы встречаемся в Доме Грибоедова, где проходило собрание их главенствующего состава, решавшее вопросы, никоим образом не относившиеся к творчеству или искусству. Их деятельность в этом органе управления заключалась в том, чтобы выпросить себе дачу для отдыха, путевочку в Ялту, и, как впоследствии выразился Воланд: “их испортил квартирный вопрос”. Все чины МАССОЛИТа, одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, пишут на заказ. Главное для них - это материальные блага. Когда же в этом “логове” литераторов начинается бал, то все больше и больше это напоминает “ад”, в котором все кипит и бурлит пустыми и бессмысленными речами.

Булгаков ни разу не показывает нам это общество в работе или творчестве, его представители могут только бороться за место или деньги. И за все эти грехи, а самое главное — за безверие, расплачивается Берлиоз, стоявший во главе этого общества: ему отрезало голову трамваем! Кто-то, может быть, думает, что это жестоко, но нет... За такие грехи можно было наказать и еще ужасней, ведь эти литераторы не просто ничего не делали, они еще и препятствовали настоящим творцам искусства и сбивали молодых литературных деятелей с пути истинного. Мы видим, что это действительно ужасное и прогнившее общество, которое должно было стать “светом в конце тоннеля” для непросвещенных слоев населения, а оно просто бездействовало и набивало себе карманы.

 

Но на фоне этого выделяется положительный персонаж, который резко отличается от других писателей Москвы – Мастер.

Мастер живет в небольшом подвальчике дома, но это его совершенно не гнетет. Здесь он может спокойно заниматься любимым делом. Деньги - не главное для Мастера. Все свое время и всю душу он посвящает написанию романа о Понтии Пилате, который является трудом всей его жизни.

 

Трагедия Мастера заключается в том, что он пытался найти признание в обществе лицемеров и трусов. Роман отказываются напечатать. Но по рукописи было ясно, что его роман читали и перечитывали. Такое произведение не могло остаться незамеченным. Незамедлительно последовала реакция в литературной среде. Посыпались статьи, критиковавшие роман. В душе Мастера поселились страх и отчаяние. Он решил, что роман - причина всех его несчастий, и поэтому сжег его. А вскоре после выхода статьи Латунского Мастер оказывается в психиатрической больнице.

Автор романа о Понтии Пилате называет себя Мастером. Так же называет его и возлюбленная. Имя Мастера в романе не дано, так как этот человек выступает в произведении как талантливый писатель, автор гениального творения. Судьба художника, изображенная на страницах романа, могла случиться с каждым гением того времени. Наверное, поэтому М. А. Булгаков и не называет ни его имени, ни фамилии. Даже сам автор «Мастера и Маргариты» частично прошел через это: его критиковали, не признавали как писателя, он порвал свой роман и бросил в огонь.

 

Судьба Мастера во многом повторяет судьбу самого Булгакова. Хотя он и начинал писать свой роман в 1928 году, но основной творческий период начался после его бракосочетания с Еленой Сергеевной Шиловской. В Елене можно сразу же заметить Маргариту — главную героиню романа, которая тоже как муза явилась к Мастеру, без нее роман не был бы написан. Так же как и у Булгакова явилась на свет “главная книга” Мастера — произведение, в которое он смог вложить свою душу и сердце.

Этой Главной книгой для Булгакова стал роман “Мастер и Маргарита”, который он писал в течение 12 лет! С 1928 по 1940 год. Причем жизнь этой Главной книги не была такой гладкой, как кажется.

Трагическая судьба Мастера характерна для многих писателей, живших в 30-е годы. Литературная цензура не пропускала произведения, отличавшиеся от общего потока того, о чем нужно было писать. Шедевры не могли найти признание. Писатели, рискнувшие свободно высказывать свои мысли, попадали в психиатрические больницы, умирали в нищете, так и не добившись известности. В своем романе Булгаков отразил реальное положение писателей в это нелегкое время.

 

Жизнь моя, надо сказать, сложилась не совсем обыкновенно...чудовищная неудача с этим романом как бы вынула у меня часть души. М. А. Булгаков. 

Роман «Мастер и Маргарита» дошел до читателей больше, чем через четверть века. Впервые публикация романа появилась в 1966 году в журнале «Москва». Это стало возможным благодаря усилиям вдовы писателя Е. С. Булгаковой и поддержке К. М. Симонова. Роман произвел на читателей шокирующее впечатление. Немудрено, ведь он является уникальным произведением. Подтвердилась знаменитая фраза Воланда: "Рукописи не горят!" Шедевр не исчез бесследно, а получил мировое признание. В настоящее время роман «Мастер и Маргарита» является одним из любимейших произведений наших современников.

 

Сравнивая Михаила Булгакова и Мастера, можно еще рассмотреть и такой факт, как продолжатели их дел и их ученики. Из романа Булгакова мы узнаем, что у Мастера, в конце концов, появился ученик: им стал Иван Бездомный — впоследствии сотрудник Института философии, профессор Иван Николаевич Понырев. Он был воспитан Мастером в настоящего человека, нашедшего себе место в обществе, в психиатрической лечебнице, где они оказались вместе лишь по той причине, что там оказываются все, кому нет места в обществе лжи и обмана. Иван Николаевич перенял от Мастера те основные принципы жизни, которых ему так не хватало и которых не могли дать ненастоящие литераторы. А был ли ученик у Булгакова? Опираясь на скудные сведения из его биографии, можно сказать лишь то, что он не был признан своим обществом, поэтому, наверное, он не мог встретить такого человека, который бы стал наследником его литературной деятельности. Другими словами, Булгаков воплотил в своем герое еще и те черты, которые он хотел бы, но не мог иметь сам.

 


Информация о работе Образ Мастера в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»