Образ Наташи Ростовой, "Война и мир"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 17:00, сочинение

Краткое описание

Роман-эпопея Л. Толстого “Война и мир” создавался в 1860-е годы, когда в современном обществе шли споры не только о дальнейших путях развития России, но и о роли женщины в семейной и социальной жизни.
Важную роль в романе играют женские образы, которые, как и образы других героев, делятся на статичные и развивающиеся.

Вложенные файлы: 1 файл

Образ Наташи Ростовой.docx

— 15.47 Кб (Скачать файл)

оман-эпопея Л. Толстого “Война и мир” создавался в 1860-е годы, когда в современном обществе шли споры не только о дальнейших путях развития России, но и о роли женщины в семейной и социальной жизни.

    Важную роль  в романе играют женские образы, которые, как и образы других  героев, делятся на статичные  и развивающиеся.

    В романе Толстого  “Война и мир” одной из  главных героинь является Наташа  Ростова. В ней автор воплотил, по его мнению, идеал женщины-матери. Автор рисует Наташу в развитии, он прослеживает ее жизнь на  протяжении длительного времени. С годами меняются ощущения  и мировосприятие героини.

    Впервые в романе  она появляется тринадцатилетней  девочкой, “черноглазая, с большим  ртом, некрасивая, но живая”. Подчеркивая  внешнюю непривлекательность своей  героини, Толстой утверждает, что  гораздо важнее красота души, внутренний потенциал; одаренность, способность к пониманию, чуткость, тонкая интуиция. Простота, естественность  и одухотворенность Наташи побеждают  ум и хорошие манеры.

    Толстой противопоставляет  живую, энергичную, всегда неожиданную  Наташу холодной Элен, светской женщине, живущей по заведенным правилам, никогда не совершающей необдуманных поступков. Элен, в отличие от Наташи, никогда бы не позволила бы себе при Марье Дмитриевне, которую все боятся, спросить через весь стол, какое пирожное будет сегодня на ужин.

    Элен - порождение общества, в котором Наташа появляется лишь однажды. Она не испорчена его условностями и предрассудками и живет лишь по тем законам, которые диктует ей сердце, сохраняя жизнерадостность, естественность и непосредственность.

    С возрастом  в Наташе возникает желание  быть в центре внимания, вызывать  всеобщее восхищение. Наташа любит  себя и считает, что все также  должны ее любить; хотя героине  и присущ эгоизм, это эгоизм  еще искренне-детский, свойственный  личности несформировавшейся. Она  любит думать о себе от третьего  лица и сама о себе замечает: “Что за прелесть эта Наташа!”  И все действительно восхищаются  ею, любят ее. Наташа одним впечатлением  определяет общественное поведение, заставляет по-новому видеть вещи.

    Наташа принадлежит  к тем персонажам, которые живут  “умом сердца”. Об уме же героини  судить сложно. Пьер говорит, что  Наташа “не удостаивает быть  умной”. Ее предназначение состоит  в другом: она оказывает влияние  на нравственную жизнь других  героев, обновляя и возрождая  их к жизни. Разрешая каждым  своим поступком сложные вопросы, Наташа как бы сама олицетворяет  ответ на вопрос, который так  долго и мучительно ищут Андрей  Болконский и Пьер Безухов. У  самой же героини нет склонности  оценивать и анализировать поступки  и явления. В этом смысле она  обладает собственным, прямым знанием  ценностей жизни.

    Многие эпизоды  романа рассказывают о том, как  Наташа вдохновляет людей, делает  их лучше, добрее, возвращает им  любовь к жизни. Например, когда  Николай Ростов проигрывает Долохову  в карты и возвращается домой  раздраженный, не ощущающий радости  жизни, он слышит пение Наташи  и с этим умиротворяющим голосом  забывает свою неудачу. В этот  же момент Николай чувствует, что сама жизнь прекрасна и  что все остальное - мелочи, не  стоящие внимания. В данный момент  герой думает: “Все это: и несчастья, и деньги, и Долохов, и злоба, и  честь - все вздор, а вот она  — настоящее”.

    Героине Толстого  свойственно сострадание. Наташа  очень хорошо понимает и жалеет  Денисова, сделавшего ей предложение. Когда плакала Соня, Наташа, не  зная причины ее слез, “распустив  свой большой рот и сделавшись  совершенно дурной, заревела как  ребенок... и только оттого, что  Соня плакала”. Толстой наделяет  свою героиню редкими душевными  качествами: чуткостью и интуицией.

    В Наташе изначально  заложен русский национальный  характер. В сцене после охоты  она с удовольствием слушает  игру и пение дядюшки, который  “пел так, как поет народ”, а  затем танцует “Барыню”. Все  окружающие поражаются ее умению  понять все то, что было во  всяком русском человеке. “Где, как, когда всосала в себя из  этого русского воздуха, которым  она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые давно бы должны были вытеснить!”

    Писатель отмечает  поэтичность своей героини. Находясь  в Отрадном, Наташа созерцает  звездное небо, искренне восхищаясь  ночным пейзажем: “Ведь этакой  прелестной ночи никогда не  бывало”, - говорит она. В этом  проявляется близость героини  к природе.

    Свойственно героине  и самопожертвование. Не задумываясь, она отдает все подводы под  раненых, оставляя вещи, и не представляет, что можно поступить иначе  в данной ситуации.

    Сущность натуры  Наташи - любовь. Это чувство неотделимо  от героини. Искреннее чувство  впервые посещает ее при встрече  с князем Андреем. Андрей Болконский  становится непринужденным и  естественным рядом с Наташей, а он мог оставаться собой  лишь с очень немногими людьми: “Князь Андрей любил встречать  в свете то, что не имело  на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа”.

    Однако Наташа  Ростова и Андрей Болконский- разные люди. Он живет разумом, она - сердцем, инстинктом, и поэтому  чужда интеллектуальному миру  князя Андрея. В том, что Наташу  влечет к Анатолю Кура-гину, который противопоставлен князю Андрею полнотой жизни, проявляется естественность Наташи, ее близость к природным началам. Ведь именно жажда жизни в Анатоле так привлекла ее. Она выполняет естественное предназначение женщины (стремление к любви) остальное, по мнению писателя, является наносным и неважным. Все ее метания, в конечном счете, имеют целью создание семьи и рождение детей.

    После душевного  кризиса Наташу вновь посещает  радостное и новое чувство. Оно  и возвращает ее к жизни. Важную  роль сыграл здесь и Пьер, “детская  душа” которого была столь  близка Наташе. Он был единственным, кто вносил радость в дом  Ростовых, когда она мучилась  угрызениями совести, страдала и  ненавидела себя за случившееся. Пьер боготворил Наташу, а она  была благодарна ему только  за то, что он есть и что  он для нее единственное утешение. Пьер, как и Наташа, живет чувствами  и эмоциями, поэтому эти герои  так близки друг другу по  своему внутреннему содержанию.

    В эпилоге Наташа  показана уже не той веселой, наивной девочкой. Она любящая  и любимая жена, мать четверых  детей. Бывшая модница, героиня не  интересуется более своей внешностью, поскольку теперь это для нее  не имеет значения. Она максимально  приблизилась к ответу на вопрос  о смысле человеческого бытия. Фальшивое светское общество  чуждо Наташе; после замужества  она практически перестает бывать  в свете.

    Только через  любовь к Пьеру и семью Наташа  обретает душевное спокойствие.

    Создав образ  Наташи Ростовой, Толстой дал  понять, что она последует за  Пьером Безуховым в Сибирь  и повторит судьбу жен декабристов.

    Итак, в образе  Наташи Ростовой воплотилась  идея о том, что красоты и  счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Именно от  нее исходит энергия обновления, освобождения от всего фальшивого, ложного, привычного. Эта героиня  явилась толстовским идеалом  жизни без мук и исканий  холодного разума.


Информация о работе Образ Наташи Ростовой, "Война и мир"