Образ Петербурга в творчестве Достоевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 08:46, реферат

Краткое описание

Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов, палат — символе петровской эпохи — писали А. С. Пушкин («Медный всадник»), Н. В. Гоголь («Невский проспект»), Андрей Белый («Петербург»), Александр Блок, Анна Ахматова, Осип Мандельштам. В своем подходе к изображению Петербурга Ф. М. Достоевский близок к Гоголю и особенно к Н. А. Некрасову.

Вложенные файлы: 1 файл

образ петербурга у достоевского.docx

— 24.47 Кб (Скачать файл)

Введение

Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов, палат — символе петровской эпохи — писали А. С. Пушкин («Медный всадник»), Н. В. Гоголь («Невский проспект»), Андрей Белый («Петербург»), Александр Блок, Анна Ахматова, Осип Мандельштам. В своем подходе к изображению Петербурга Ф. М. Достоевский близок к Гоголю и особенно к Н. А. Некрасову.

Образ города имеет свою судьбу. Он живет своей жизнью, имеет свои законы развития, над которыми не властны его носители. Кто же лучше всего сможет выразить образ города, как не художник, и, может быть, лучше всего художник слова? Ибо ему наиболее доступно целостное виденье города. Одни писатели создавали случайные образы, откликаясь на выразительность Петербурга, другие, ощущая свою связь с ним, создавали сложный и цельный портрет северной столицы, третьи вносили свои идеи и стремились осмыслить Петербург в связи с общей системой своего миросозерцания; наконец, четвертые, совмещая все это, творили из Петербурга целый мир, живущий своей жизнью.

Каждая эпоха в истории русского общества знает свой Петербург. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему.

Достоевский - петербургский писатель. Образ этого города присутствует почти во всех его произведениях. Главное для автора в Петербурге то, что в нем сошлись «европейская и русская цивилизации», что это город, построенный насильственно, неестественно создавшийся, а потому оторванный от почвы.

Петербург - каменный мешок, мертвый, безликий, холодный, страшный город. Взятый у Пушкина образ медного всадника символизирует мощь и силу этого страшного города, проявляющуюся в его влиянии на людей. Для Достоевского Петербург- это медный всадник посреди болот, на которых стоит город.

Вступая в Петербург Ф. М. Достоевского, мы проникаем в чрезвычайно своеобразный, сложный и духовно богатый мир. Восприятие Петербурга писателем столь глубоко и столь сложно, что легко впасть в ошибку, опираясь на тот или другой текст, касающийся образа города. Сколь разноречивы отзывы Достоевского о северной столице. Для выяснения его образа Петербурга следует с особой тщательностью сопоставить все мысли, чувства, желания, рожденные в душе романиста городом, чтобы постигнуть все разнообразие отражения его души.

2.Основная часть

Образ Петербурга на страницах произведении Ф. М. Достоевского.

 а) Роман «Преступление и наказание»

Петербург Достоевского – это город униженных и оскорблённых, город, в котором совершаются преступления, город, само существование которого побуждает человека к убийству, другого ли, себя ли.

Место действия романа «Преступление и наказание» — распивочные, трактиры, трущобы, полицейские конторы, дома терпимости, дворы-колодцы, закоулки, комнаты-гробы и шкафы, чёрные лестницы, облитые помоями, Сенная площадь и Канава.

Судьбы героев подчас решаются именно на улице ( тем самым Петербург становится городом гибели людей): погибает под колёсами щёгольской коляски Мармеладов, на улице умирает чахоточная Катерина Ивановна, на улицу идёт Соня продавать себя, на проспекте перед каланчей кончает жизнь самоубийством Свидригайлов, в Неве находят женщину-утопленницу, на Конногвардейском бульваре Раскольников видит пьяную девочку, на Сенную выходит каяться перед народом главный герой, по улицам города бродит он перед, и после убийства.

Достоевский практически не говорит о прекрасном Петербурге даже тогда, когда он пишет о прекрасном городе, он тут же возвращается к грязному Петербургу: «Проходя мимо Юсупова сада … он пришёл к убеждению, что если бы распространить Летний сад на всё Марсово поле и даже соединить его с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекраснейшая и полезнейшая для города вещь. Тут заинтересовало его вдруг: почему именно во всех больших городах человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно склонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость».

Петербург слит с состоянием своих героев, в этом городе реальное кажется фантастическим, а фантастика – реальностью. Фантастичным кажется появление Свидригайлова, само существование старухи процентщицы, подчас нереальным Раскольников ощущает своё преступление.

В описании города и его героев преобладает жёлтый цвет. Грязно-жёлтые обои в комнате Раскольникова, такого же цвета обои и в комнате Сони, и в квартире старухи, жёлтая мебель в кабинете Порфирия Петровича и старухи процентщицы, ярко-жёлты домики на Петровском острове, жёлтые лица и у Раскольникова, и у Порфирия Петровича, и у старухи. Соня получает вместо паспорта жёлтый билет. Свидригайлов называет Петербург городом полусумасшедших. Такое нагнетание жёлтого цвета не случайно. Ведь и сумасшедший дом называют «жёлтым домом». Этот город сводит человека с ума, делая его существование подчас невыносимым.Город – это и дома, в которых живут люди. Дома, где живут герои, ужасны. «Каморка его … походила более на шкаф, чем на квартиру». «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной, всю её было видно из сеней». «Это была крошечная клетушка, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…». В этих комнатах страшно жить, здесь зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые и дети.

Действие романа происходит летом. Лето в Петербурге – это северное лето. Лето в романе – жаркое, такое, что трудно дышать. Трудно дышать на улицах, трудно дышать в распивочных, квартирах, углах. «Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и всё до того было пропитано винным запахом, что кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным». Эта удушающая атмосфера становится символом города, где зреет мысль Раскольникова, где свершаются преступления.

Петербург – это город одиночества. «Ведь надо же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь пойти!» — почти кричит Мармеладов. Здесь человек стремится к уединению, стремится отгородиться ото всех. «Он решительно ушёл от всех, как черепаха в свою скорлупу», — пишет Достоевский о Раскольникове.

Панораме страшного города противопоставлено описание природы в эпилоге романа. «День опять был ясный и тёплый.… С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода, и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, точно не прошли ещё века Авраама и стад его». Так противопоставлением свободного воздуха Сибири и душного Петербурга заканчивается петербургский роман Достоевского.

б) Роман «Бедные люди»

Роман "Бедные люди"- главное внимание автор уделяет изображению социальных противоречий жизни Петербурга и выражает свое горячее сочувствие бедным людям, также в произведении наиболее полно отражается жизнь петербургских низов.

Петербург выступает здесь как беспощадная сила, враждебная тысячам и тысячам незаметных тружеников. Постепенно образ города словно отчуждается от восприятия героев, в чьи уста вложен автором рассказ о нем, и начинает самостоятельную жизнь в романе как равноправное, активно действующее лицо. Впоследствии это станет характерным для многих произведений писателя. Роман "Бедные люди" положил начало тому, что впоследствии получило название "Петербург Достоевского".

Обитатели убогих квартир и углов в петербургских трущобах с опаской проходили мимо роскошных парадных подъездов, сторонились Невского, смотрели на дворцы - и не видели их красоты. Они ютились в своих закоулках, и великолепие богатых особняков лишь напоминало им об их обездоленности.

Действие романа происходит в Петербурге, с 8 апреля по 30 сентября (весна, лето, начало осени). Но герои Достоевского не увидели цветения сирени, жасмина и лип, не ощутили колдовского очарования белых ночей, не вдохнули свежего ветра с залива. Она фактически лишены всего, они обездолены. В сырость и слякоть автор водит своего героя по камням набережных каналов, вдоль домов "высоких, черных, закоптелых", сталкивает его с артельщиками, извозчиками, шарманщиками, пьяными мужиками и грязными бабами и прочим народом с "уныние наводящими лицами". Образ такого города наводит уныние и на героя повести, и на читателя, создавая наиболее подходящий общий тон.Это Петербург далеких окраин, город бедняков. Варенька с родителями живет в деревянном домике на Петербургской стороне, после смерти отца перебирается с матерью на Васильевский остров, и, лишь похоронив мать, поселяется в доме, набитом бедными семьями, вблизи Фонтанки. Во дворе дома, напротив Вареньки, проживает и Макар Девушкин. Упоминается в романе и Выборгская сторона - в те времена также жалкая окраина.

В "Бедных людях" Достоевский развернул перед читателем подробное описание жилищ петербургской бедноты.

Можно ясно представить себе, в "бальзаминчиках" и "гераньках" комнатку Вареньки Доброселовой и угол в чадной кухне за перегородкой, который Макар Алексеевич из самолюбия называет своей комнатой. "Вообразите, примерно, - пишет Девушкин Вареньке, - длинный коридор, совершенно темный и нечистый. По правую его руку будет глухая стена, а по левую всё двери да двери, точно нумера, все так в ряд простираются. Ну, вот и нанимают эти нумера, а в них по одной комнатке в каждом; живут в одной и по двое, и по трое. Порядку не спрашивайте - Ноев ковчег!. Впрочем, кажется, люди хорошие, всё такие образованные, ученые, чиновник один есть (он где-то по литературной части), человек начитанный. Два офицера живут и всё в карты играют. Мичман живет; англичанин учитель живет".

 

Губительна для всего живого атмосфера этих углов с их "остроуслащенным запахом". Девушкин не может привыкнуть к ней: "У нас чижики так и мрут. Мичман уже пятого покупает, - не живут в нашем воздухе, да и только. Кухня у нас большая, обширная, светлая. Правда, по утрам чадно немного, когда рыбу или говядину жарят, да и нальют, намочат везде, зато уж вечером рай. В кухне у нас на веревках всегда белье висит старое; а так как моя комната недалеко, то есть почти примыкает к кухне, то запах от белья меня беспокоит немного; но ничего: поживешь и попривыкнешь".

Отвратительна лестница доходного дома, по которой Макар Алексеевич ежедневно поднимается в свою "комнату":". винтовая, сырая, грязная, ступеньки поломаны, и стены такие жирные, что рука прилипает, когда на них опираешься. На каждой площадке стоят сундуки, стулья и шкафы поломанные, ветошки развешаны, окна повыбиты; лоханки стоят со всякой нечистью, с грязью, с сором, с яичною скорлупою да с рыбьими пузырями; запах дурной. одним словом, нехорошо"."Нехорошо" не только в жилищах героев, нехорошо и на улицах Петербурга. Гонимый несчастьями, мечтающий выпросить взаймы хоть несколько грошей для спасения Вареньки, Девушкин бродит по улицам города и наблюдает жалкую и в то же время обычную сцену: "Остановился я посмотреть на шарманщика. Мысли такие лезли в голову, - так я, чтобы рассеяться, остановился. Стою я, стоят извозчики, девка какая-то, да еще маленькая девочка, вся такая запачканная. Шарманщик расположился перед чьими-то окнами. Он милостыни просить не хочет; зато он для удовольствия людского трудится, как заведенная машина. Нищий, нищий он, правда, все тот же нищий; но зато благородный нищий; он устал, он прозяб, но все трудится, хоть по-своему, а все-таки трудится. "

Показывая скитания Девушкина по Петербургу, Достоевский знакомит читателя с жизнью петербургских улиц, создает целую галерею городских типов, углубляя социальное звучание своего произведения. Это нищие, беспризорные, шарманщики, дети-побирушки, обманутые и "павшие" девушки, ростовщики, чиновники. Чиновничеству, которое составляло в сороковых годах прошлого века одиннадцатую часть жителей столицы, Достоевский вообще уделяет особое место на страницах своих романов. Но это - мелочь, беднота, годовой доход которой не превышал заработка ремесленника, а иногда был и меньше.

Город мы видим здесь сквозь восприятие главного героя. Макар Девушкин в своих письмах-исповедях видит Петербург мрачным, грязным, перенаселенным, наводящим уныние и тоску.

Вечер был такой темный, сырой. Народу ходила бездна по набережной, и народ-то как нарочно был с такими страшными, уныние наводящими лицами, пьяные мужики, курносые бабы в сапогах и простоволосые, артельщики, извозчики, наш брат по какой-нибудь надобности; мальчишки; какой-нибудь слесарский ученик в полосатом халате, испитой, чахлый, с лицом, выкупанным в копченом масле, с замком в руке; солдат отставной, в сажень ростом, вот какова была публика!»

Судоходный канал Фонтанка! Барок такая бездна, что не понимаешь, где все это могло поместиться. На мостах сидят бабы с мокрыми пряниками да гнилыми яблоками, и все такие грязные, мокрые бабы. Скучно по Фонтанке гулять! Мокрый гранит под ногами, по бокам дома высокие, черные, закоптелые; под ногами туман, над головой тоже туман. Такой грустный, такой темный был вечер сегодня".

Но Петербург неоднороден. В нем есть и другая жизнь. Девушкин видит резкие социальные контрасты. "Когда я поворотил в Гороховую,-рассказывает он, - так уж смерклось совсем и газ зажигать стали. Я давненько-таки не был в Гороховой, - не удавалось. Шумная улица! Какие лавки, магазины богатые; все так и блестит и горит, материя, цветы под стеклами, разные шляпки с лентами. Подумаешь, что это все так, для красы разложено - так нет же: ведь есть люди, что все это покупают и своим женам дарят. Богатая улица! Немецких булочников очень много живет в Гороховой; тоже, должно быть, народ весьма достаточный. Сколько карет поминутно ездит; как это все мостовая выносит! Пышные экипажи такие, стекла как зеркало, внутри бархат и шелк; лакеи дворянские, в эполетах, при шпаге. Я во все кареты заглядывал, всё дамы сидят, такие разодетые, может быть и княжны и графини. Верно, час был такой, что все на балы и в собрания спешили".

Макар Девушкин горько задумывается о несправедливости, которая царит вокруг. Одни живут "в каком-нибудь дымном углу, в конуре сырой какой-нибудь, которая, по нужде, за квартиру считается", а другие "тут же, в этом же доме, этажом выше или ниже", живут "в позлащенных палатах", - размышляет он.

Смиренный Девушкин сам испуган своим "вольнодумством", видя, что в нем рождаются "ропот, либеральные мысли, дебош и азарт", но он не в силах побороть их. Картины тяжких страданий петербургской бедноты, особенно детских страданий, заставляют его роптать.

Страдания детей - одна из граней социальной жизни Петербурга, жизни России, где господствует власть богатства, где гибнут бедняки.

 

в) Роман «Белые ночи»

«Белые ночи» — одно из самых светлых и поэтических произведений писателя. Молодой чиновник-разночинец и юная девушка, оба чистые и ясные душой, изображены здесь на фоне петербургских каналов, озаренные сиянием белых ночей. И обстановка действия повести, и образы ее героев овеяны поэтической атмосферой романтической лирики, а также пушкинских поэм о Петербурге. Впервые возникающее у Достоевского в «Петербургской летописи» и «Белых ночах» философско-историческое осмысление темы Петербурга, созданный писателем образ одинокого интеллигентного героя, чувствующего себя чужим и заброшенным в большом шумном городе, его скромные мечты о тихом «своем уголке», рассказ Настеньки о жизни в доме бабушки, обращение к теме «белых ночей» для характеристики «призрачного» Петербурга, описания его каналов —все это также овеяно поэтической атмосферой пушкинских поэм.

Информация о работе Образ Петербурга в творчестве Достоевского