Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:48, реферат
В период написания романа Булгаков изучил не только текст Евангелий, но и многочисленные исторические источники об Иудее начала эры, иврит, неканонические толкования. Автор сознательно отступает от евангельского сюжета, предлагая свое видение библейских мотивов
Введение
I. Образ Понтия Пилата в истории и Библии…………………………1-3 ст.
II. Образ прокуратора в романе Булгакова / Мастера………………...4-5 ст.
III. Вечный спор Иешуа с Понтием Пилатом ………………………….6-8 ст.
IV. Проблема совести Понтия Пилата…………………………………9-11 ст.
Заключение
Список литературы
Министерство науки и образования Украины
Харьковский национальный университет имени В.Н.Каразина
Реферат
на тему: «Образ Понтия Пилата и проблема совести»
(по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Харьков 2013
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» по праву считается не только величайшим произведением литературы, но и кладезем удивительных по своей глубине философских мыслей. Сам роман состоит как бы из двух частей. Это роман о Мастере и роман, написанный самим Мастером. Главный герой булгаковского произведения мечтал рассказать миру историю о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате. Не случайно Мастер пишет роман о Понтии Пилате, а отнюдь не об Иешуа Га-Ноцри. Именно с Пилатом связано все развитие действия в древней части романа. В итоге он создал на историческом материале книгу огромной психологической выразительности. Этот «роман в романе» далек от известных нам трактовок библейской темы. Мастер и, соответственно, стоящий за этим образом Булгаков, видит все происходящее в те давние времена совершенно иначе, чем мы привыкли.
В период написания романа Булгаков изучил не только текст Евангелий, но и многочисленные исторические источники об Иудее начала эры, иврит, неканонические толкования. Автор сознательно отступает от евангельского сюжета, предлагая свое видение библейских мотивов. [3. с. 312]
Образ Понтия Пилата в истории и Библии
Одним из источников, которым воспользовался Булгаков для создания образа Понтия Пилата является книга немецкого историка Густава Адольфа Мюллера «Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи и судья Иисуса из Назарета». Название книги совпадает с булгаковским текстом - «пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат». Между тем вопрос, каким по счету - пятым или шестым - прокуратором (т.е. императорским чиновником, обладавшим высшей административной и судебной властью в небольшой провинции), был в Иудее Пилат, историками решается по-разному.
Английский историк Ф. У. Фаррар считает, например, Пилата шестым прокуратором Иудеи, указывая, что тот стал им после Архелая, Колония, Марта Амбивия, Ания Руфа и Валерия Грата. А соотечественник и современник Фаррара, профессор Оксфордского университета А. Эдершейм утверждает, что сын Ирода Великого Архелай являлся этнархом (т. е. правителем) Иудеи, первым прокуратором тут был Колоний. Схожей точки зрения придерживается и Мюллер, намеренно вынесший слово «пятый» (прокуратор) в название своей книги.
Постоянная резиденция Пилата, сообщает Мюллер, находилась на берегу Средиземного моря, в прекрасном портовом городе Кесарии Палестинской, или Кесарии Стратоновой.Последнего названия в Библии нет, но Мюллер замечает, что Кесария Палестинская называлась еще и Кесарией Стратоновой «благодаря прочной башне грека Стратона, построенной на самом западном выступе относительно длинной и низкой скалы». И в романе Булгакова Пилат, собираясь спасти Иешуа, хочет удалить его из Ершалаима в Кесарию Стратонову на Средиземное море, т. е. именно туда, «где резиденция прокуратора». Имя Пилата, пишет Мюллер, связано с именем Иисуса «неразрывным узлом». Вот и в булгаковском романе Пилату снится, что Иешуа обращается к нему: «Мы теперь будем всегда вместе... Раз один - то, значит, тут же и другой! Помянут меня,- сейчас же помянут и тебя!».Мюллер утверждает, что решение предать Иисуса смерти привело Пилата к «ужасному» разладу между тем, что говорило ему сердце и диктовал разум.
Народные легенды о Пилате бытовали в средние века во многих европейских странах - Франции, Швейцарии, Германии, Нидерландах.
1
Булгаков выбрал две версии: немецкую (майнцскую) - о происхождении Пилата и швейцарскую - о его «загробных» терзаниях. «В Майнце жил король Ат, который умел читать судьбу людей по звездам,- пересказывает Мюллер немецкую легенду.- Будучи однажды на охоте, он прочел по звездам, что если в этот час от него зачнет женщина, то родится ребенок, который станет могущественным и прославится. Так как король находился слишком далеко от Майнца, чтобы послать за супругой, он приказал выбрать для него какую-нибудь девушку по соседству. Случилось так, что ею стала прекрасная дочь мельника Пила. Она и родила Пилата».
Швейцарская же легенда повествует о том, что погребенный в горном озере самоубийца Пилат, подобно старому усталому Агасферу, не знает ни минуты покоя и что ежегодно в страстную пятницу, ночью, дьявол поднимает его со дна, втаскивает на окружающие озеро «скалистые стены», где до рассвета тщетно пытается смыть с него вечные пятна позора. Элементы этой легенды мы также находим в булгаковском романе: когда Мастер, с разрешения Сатаны, отпускает Пилату его грех, «скалистые стены» рушатся, и пятый прокуратор Иудеи обретает, наконец, желанный покой.
Мюллер считает, что Пилатов грех заслуживает всяческого порицания. Но, с другой стороны, овладевшая прокуратором трусость делает его поведение психологически объяснимым и даже в какой-то мере простительным (боялся ярости вышестоящих начальников). Конечно, замечает Мюллер, «история - строгий судья, и действия Пилата она назовет не иначе, как «судебным убийством» невиновного. Но при всем том - убийством, совершенным при смягчающих вину обстоятельствах, отчего и не откажет несчастному прокуратору в сострадании, которое история всегда испытывает к трагическим личностям».Эта концепция Мюллера, как и многое другое в его книге, не прошла мимо внимания Булгакова: ведь и он тоже определенно сострадает Пилату, несмотря на проявленную тем в столь важный момент трусость.
В Библии
Понтий Пилат, римский прокуратор,
управлявший Палестиной как
2
Высокомерный и жестокий, Понтий Пилат с презрением относился к иудейскому народу, не раз оскорблял его религиозное чувство.
Так, вскоре после своего назначения он послал в Иерусалим воинский отряд, на знаменах которого был изображен император. Иудеи в знак протеста направили посольство в Кесарию, резиденцию римского наместника. После трудных переговоров знамена были убраны. Позднее Понтий Пилат использовал не по назначению деньги из храмовой казны, предназначенные для сооружения водопровода в Иерусалиме, население которого страдало от недостатка воды. Это привело к волнениям в городе. Но прокуратор заранее внедрил в возбужденную толпу переодетых воинов, и те разогнали ее. Затем прокуратор распорядился поместить во дворце Ирода в Иерусалиме золотые щиты с надписью. Это вызвало возмущение жителей города, а группа влиятельных иудеев обратилась с жалобой к императору. Щиты были убраны. Понтий Пилат распорядился также отчеканить монеты с изображением римского священного сосуда, что также было вызовом иудеям. Прокуратор не чурался подношений и не останавливался перед применением насилия (Лк 13:1). Народ ненавидел его; после свержения в 31 г. Сеяна прокуратор опасался, что император может лишить его должности в связи с поступавшими жалобами. Этим можно объяснить его позицию в деле Иисуса (Мф 27:2,11-26; Мк 15:1-15; Лк 23:1-25; Ин 18:28 - 19:16). Жена Понтия Пилата просила его не делать зла Праведнику (Мф 27:19), но он, желая угодить толпе, отдал Иисуса на распятие, хотя перед этим и говорил, что не видит вины этого человека (Ин 18:38; 19:4,6). В знак того, что он невиновен "в крови Праведника Сего", Понтий Пилат умыл руки (Мф 27:24). Предание гласит, что прокуратор покончил жизнь самоубийством.
3
Образ прокуратора в романе Булгакова / Мастера
Понтий Пилат известен нам как человек, приговоривший Иисуса Христа к распятию. Это знакомая многим библейская история. Но Булгаков видит эти события по-другому. Имя библейского персонажа Понтия Пилата, в отличие от Иешуа и Воланда, даже не изменено. Но и этот образ Булгаков сумел показать с неожиданной стороны. Библейский Пилат после осуждения Христа на казнь умыл руки, показывая этим, что снимает с себя ответственность за этот поступок, перекладывая вину на плечи иудеев. Пилат булгаковский не смог снять со своей души ответственность за смерть Иешуа, потому что при жизни последнего, в беседах с ним увидел свет истины и, потеряв его, мучается духовно. А ведь у него была возможность спасти Га-Ноцри, но он ею не воспользовался. И этого Пилата, несущего ответственность за свой выбор, Булгаков наказывает бессмертием.
Впервые мы встречаемся с Понтием во второй главе романа, когда перед ним появляется «подследственный из Галилеи», которого игемон вынужден судить. Изначально бродячий философ не представляет собой необычного зрелища, наоборот, он показан как абсолютно нормальный человек, «одетый в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора…» Но по ходу развития событий данной главы, мы понимаем, кого подразумевает автор под бродягой Иешуа Га-Ноцри. Сам же Пилат не столько понимает, сколько чувствует, что перед ним стоит не простой оборванец, а человек совершенно необычный.
Понтий Пилат в изображении М. Булгакова – персонаж сложный, драматичный. Из-за боязни доноса, боязни погубить карьеру Пилат утверждает приговор, и Иешуа казнят. Он совершает зло под давлением обстоятельств, которым не смог противостоять, а затем всю свою жизнь и далее — в течение "двенадцати тысяч лун" — раскаивается в этом".
Символичны цвета одежды Пилата: он вышел "в белом плаще с кровавым подбоем". Само сочетание белого (цвет чистоты и невинности) и кроваво-красного цвета уже воспринимается как трагическое предзнаменование.
4
Булгаковский Понтий Пилат сильно облагорожен по сравнению с прототипом, поэтому его взяточничество и стремление к наживе спрятаны в подтекст. Известно, что именно из-за непомерных поборов с населения Пилат и был смещен в конце концов со своего поста. Понтий Пилат для Булгакова, в отличие от установившейся в истории христианства традиции, — не просто трус и отступник. Его образ драматичен: он и обвинитель, и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит и себя, свою душу. Вот почему, загнанный в угол необходимостью предать смерти бродячего философа, он про себя произносит: «Погиб!», затем: «Погибли!». Он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность.Булгаков пренебрегает многими евангельскими фактами ради раскрытия образа Пилата. В отличие от Иешуа автор осуждает своего героя. Ему важно провести параллель между тем временем и Москвой 20-х годов, в доказательство того, что люди остались такими же, а трусость всегда остается самым тяжелым пороком.
Но с евангельскими мотивами совпадает главное: Пилат ощутил в бродячем философе потрясающую силу Целителя, Мудреца, Учителя. Ощутил, что только Иешуа способен излечить его, Пилата, от мучительной боли, ответить на роковой вопрос «Что есть истина?» Га-Ноцри - истерзанный палачами, преданный мучительной казни арестант - вызывает в романе не жалость, как Мастер, но уважение и восхищение и у Пилата, и у читателя. Он предстает в финале романа тем же, чем предстает Христос в Новом Завете: Носителем милосердия. Он призывает нас быть снисходительными к жалким суетным людям: «Злых людей нет на свете» [4. с. 19].
Прокуратор уже не может спасти Иешуа, ему мешают страх, трусость, он боится в дальнейшем оказаться на месте философа. Здесь Булгаков очень ярко показал противоречивость Пилата. Он жаждет спасти Га-Ноцри, но его положение и боязнь осуждения Синедрионом заставляет игемона пойти против голоса совести. Булгаков судит своих героев по счету человеческой нравственности. Для него неизменен закон справедливости, по которому зло неизбежно подлежит возмездию, а искреннее раскаяние — наказанию. В этом истина.
5
Вечный спор Иешуа с Понтием Пилатом
Иисус Христос появляется как пленник Пилата. Он называет себя Иешуа Га-Ноцри. Между Пилатом и Иешуа происходит динамичный диалог, изменивший отношение прокуратора к его пленнику.Короткой встречи оказалось достаточно, чтобы Пилат навсегда попал под влияние бродячего философа. С момента встречи с Иешуа что-то случилось с неустрашимым воином Пилатом Понтийским, всадником Золотое Копье. Его во сне и наяву преследует одно и то же желание – он хочет "разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то недоговорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана".
Есть сильное взаимодействие между темами прокуратора и нищего философа. Зло воплощено в образе предателя Иуды и первосвященника Каифа, настоявшего на казни. Зло имеет скрытое воздействие на Иешуа, реализуемое посредством Понтия Пилата. В свою очередь прокуратор Иудеи совершает скрытое наказание предателя, осуществленное начальником тайной полиции Афранием и его подручными. В системе Иешуа – Пилат с самого начала более активен прокуратор из Иудеи. Хотя он и попадает под влияние идей своего пленника, все же этот процесс изменения личности показан как внутренний перелом, к которому он уже подготовлен.
Главам, посвященным Иешуа и Понтию Пилату, в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” отводится незначительное место по сравнению с остальной книгой.Это всего четыре главы, но они как раз являются той осью, вокруг которой вращается все остальное повествование. Беседа с Га-Ноцри переворачивает всю душу Пилата. От равнодушия не осталось и следа, он чувствует правоту собеседника в их споре и уже хочет спасти его — ведь это в силах прокуратора. Надежда на спасение остается даже после того, как узнику предъявляют обвинение в оскорблении кесаря. Увы, заключенный не хочет отрекаться от своих слов, а Пилат из трусости, из боязни разрушить карьеру (которая не приносит ему радости), но более всего из страха перед императором не может помочь Иешуа. Казнь неизбежна. Но закончен ли спор Пилата с Иешуа? Закончены ли мучения прокуратора (ведь он сам мучается вынесенным приговором)? Иешуа умер, а Пилата всюду, всегда преследуют слова о том, что один из главных человеческих пороков — трусость.