Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 23:00, реферат
Цель исследования: выяснить, какими средствами художественной выразительности создается образ грозы поэтами XX века, что у них общее, что является особенностями индивидуального стиля каждого поэта.
Департамент образования ГОУ ВПО "Тольяттинский
мэрии г.о.Тольятти государственный университет"
XVIII Конгресс молодых исследователей
"Шаг в будущее"
Исследовательская работа на тему
"Образ грозы в стихотворениях поэтов второй половины XX века"
Секция: Литература
Автор:
Колженбаева Алтын-Ай Сундеткалеевна,
ученица 10 "Б" класса МОУ СОШ № 63
г.о. Тольятти Самарской обл.
Научный руководитель:
Дубровкина Вера Дмитриевна,
преподаватель русского языка и литературы МОУ СОШ № 63
г.о. Тольятти Самарской обл.
Тольятти, 2011
Тема данной исследовательской работы - «Словесное выражение образа грозы в произведениях поэтов XX века».
Объект исследования - стихи о грозе поэтов второй половины XX века.
Предмет исследования - словесное выражение образа грозы в этих стихотворениях.
Цель исследования: выяснить, какими средствами художественной выразительности создается образ грозы поэтами XX века, что у них общее, что является особенностями индивидуального стиля каждого поэта.
Материалом для исследования послужили стихи с одноименным названием «Гроза» Павла Когана, Василия Федорова, Николая Заболоцкого; «Гроза идет» Николая Заболоцкого, «Гроза в Новочеркасске» Анатолия Софронова, «Грянул гром нежданно, наобум...» С.Я.Маршака, «Перед дождем» А Твардовского.
Заглавие стихотворения, как известно, - это его сильная позиция. В основном в большинство стихотворений, которые мы взяли для исследования, в название входит слово «гроза». Уже в самом этом слове содержится, по выражению одного из лингвистов, «бездна образов». И, прежде всего, осознается это на фонетическом уровне. Громовой раскат - сочетание первых двух согласных [гр]- создает слуховой образ грома. А звук [з] почему-то ассоциируется у меня с латинской буквой Z и создает зрительный образ, напоминающий зигзаг молнии.
Все стихотворения проанализированы с точки зрения словесного выражения образа грозы на фонетическом уровне.
Во всех стихотворениях доминирующим является громовой звук [р], который связывается в нашем сознании со значением активного шума, грома, грохота, раската, торжественного звона. Внимательно вслушаемся в строки. Гром гремит во всех исследуемых нами стихах. У Александра Твардовского:
Прокатился краем неба...
У Василия Федорова:
Так неистовы...
У Павла Когана:
Косым, стремительным углом
И ветром, режущим глаза...
На землю падала гроза.
И, громом возвестив весну,
Она звенела по траве,
С размаху вышибая дверь
В стремительность и крутизну.
Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница ... - у Николая Заболоцкого.
А вот стихотворение С. Я. Маршака:
Грянул гром нежданно, наобум -
Яростный удар и гул протяжный.
А потом пронесся легкий шум,
Торопливый, радостный и влажный.
Дождь шумел негромко, нараспев,
Поливая двор и крышу дома,
Шепотом смиряя буйный гнев
С высоты сорвавшегося грома.
В восьми строках этого стихотворения 15 раз слышали мы этот громовой звук [р]. Гром то гремит с яростной силой, сливаясь в протяжный гул: «грянул гром», то «погромыхивает» через какие-то промежутки времени: «шепотом смиряя буйный гнев с высоты сорвавшегося грома». Но не только раскаты грома слышим мы в этом стихотворении. Шумят листвой поливаемые дождем деревья, хотя о них ни слова не сказано в этом стихотворении. Но они есть во дворе: это они шумят в словах [дощ'] «шумел», «крышу», «шепотом», «сорвавшегося».
Подобную картину наблюдаем мы и в стихотворениях других авторов. У Александра Твардовского в стихотворении «Перед дождем» «... дуб зеленый зашумел листвой каляной». У Николая Заболоцкого слышим мы «Человеческий шорох травы». У Василия Федорова: «Когда деревья буря гнет, укройся лучше под осокою». Как видим, достаточно полно поэтами создается образ грозы на фонетическом уровне.
Центральное место в системе образных средств языка занимает лексика. Все высказывания о величии, богатстве и удивительной красоте русского языка обращают внимание прежде всего на многообразие лексического состава, в котором заключены неисчерпаемые возможности для передачи самых разнообразных значений. Именно оттого, что слово является основной единицей языка, самым заметным элементом его художественных средств, вопрос о лексическом богатстве русского языка, об изобразительном использовании лексики в художественном тексте является наиболее разработанным в лингвистической литературе, поэтому, прежде всего, мы анализировали доступную нам литературу о лексических средствах выразительности речи.
При исследовании на лексическом уровне мы пользовались методом сплошной выборки изобразительно-выразительных средств языка в исследуемых нами стихотворениях и методом их классификации. Ведущую роль среди тропов для создания образов грозы играет олицетворение. Это прием, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы. Так, у Заболоцкого: «Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница»; «стекает по телу, замирая в восторге, вода»; «травы падают в обморок»; «движется нахмуренная туча», У Павла Когана гроза, «...Сосен мирные ряды высокой силой раскачав, вдруг задохнулась». У Твардовского: «Над землею истомленной дождь собрался долгожданный». У С. Я. Маршака: «Дождь шумел... шепотом смиряя буйный гнев с высоты сорвавшегося грома».
Удивительно и эпитеты в исследуемых нами стихотворениях. В качестве эпитетов в основном выступают прилагательные. Встречается много прилагательных, которые в обыденной «непоэтической» речи не могут сочетаться с существительными, с которыми они сочетаются в исследуемых нами текстах. Например: «каменный гром»; «мертвая корона»; «земля истомленная»; «вешний холод»; «медлительное появление»; «сияющий дождь»; «счастливые цветы»; «зашумел листвой каляной». Помимо эпитетов - прилагательных, есть в стихах и эпитеты, выраженные словами других частей речи, например, существительными. Чаще всего встречаются они в стихотворениях Н.Заболоцкого: «сумрак восторга», «краткую ночь вдохновенья», «над просторами круга земного», «в дивном блеске своей наготы», «дерево печали».
Сочетание «сумрак восторга» является еще и оксюмороном. Напомним: оксюморон - стилистическая фигура, в которой наблюдается необычное соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга, а значит, часто находящихся в антонимических отношениях Резко наступает тьма, но лирический герой все же любуется этим сумраком, радуясь от всей души, предвкушая с восторгом то очищение, которое он принесет. Оксюморон здесь подчеркивает внутреннюю конфликтность, противоречивое психологическое состояние, в предельно лаконичной форме концентрирует мысли и эмоции.
Довольно много встретилось нам интересных метафор. Так, у Василия Федорова: «Огни и громы так неистовы, когда небесная коса наскочит на земные выступы». Удивительно яркий образ молнии воссоздает эта небесная коса. У Павла Когана: «гроза звенела по траве, с размахом вышибая дверь в стремительность и крутизну».
Интересны и сравнения, обнаруженные нами. Так, у Анатолия Софронова: «...гром грохочет по округе, - он так широк и так он звучен, как будто бьет он по кольчуге». У Заболоцкого: «я люблю... медлительное появление первых дальних громов - первых слов на родном языке». Развернутое сравнение лежит в основе композиции одного из лучших, на наш взгляд, стихотворений Н.Заболоцкого - «Гроза», которое с полным правом можно отнести к философской лирике. После описания зарождения грозы Заболоцкий пишет:
Так из темной воды появляется в мир светлоокая дева,
И стекает по телу, замирая в восторге, вода,
Травы падают в обморок, и направо бегут, и налево
Увидавшие небо стада.
А она над водой, над просторами круга земного,
Удивленная, смотрит в дивном блеске своей наготы.
И, играя громами, в белом облаке катится слово,
И сияющий дождь на счастливые рвется цветы.
Сравнение строится по принципу контраста (игра темного и светлого начал). В первой части - «тень», «сумрак», «темная рука», «ночь». Во второй - «светлоокая дева», «белое облако», «дивный блеск», «сияющий дождь». «Светлоокая дева». Одно из основных его значений - рождение заново души человека, очищенной «грозовым» вдохновением, творчеством, самой творческой силой природы. В этом состоянии человек сознает себя «над просторами круга земного».
«Светлоокая дева» - параллель грозе и вдохновенью, она сама рождена и человеческим сознанием, и грозовой природой. Это символ творчества природы и человека, объединивших творческие усилия. Одновременно это и самостоятельный образ, обладающий властью над природой и словом: с появлением «светлоокой девы» все изменилось в мире природы, изменился и человек, преодолев разрыв с природой. Вот почему в мире торжествует в этот момент счастливая гармония, все становится праздничным и музыкально звучащим (ярко ощущается звукопись):
И, играя громами,
в белом облаке катится слово,
И сияющий дождь на счастливые рвется
цветы.
И еще одно сравнение обнаружили мы в стихотворении Павла Когана. «Гроза». В нем противопоставляется два состояния: во время грозы и после нее. «Косым стремительным углом... на землю падала гроза». После грозы: «устало высохла трава. И снова тишь. И снова мир, как равнодушье, как овал». Итак, угол и овал - гроза и затишье, покой. Закончил это стихотворение П. Коган строчками: «Я с детства не любил овал! Я с детства угол рисовал».
О многом рассказать может количественная характеристика морфологической стороны текста. Анализировав морфологическую сторону исследуемых стихотворений, замечаем, что тексты насыщены глаголами. Так, в стихотворении Заболоцкого «Гроза» встречается множество глаголов, которые как бы придают образам постоянное действие, рисуют динамичную картину: гроза не перестает надвигаться и все больше и больше пугает своим могуществом: «пробежала зарница, и слилась, и смешалась»; «вал шевелится»; «стелется птица»; «стекает вода»; «травы падают»; «бегут стада»; «дождь рвется». У Павла Когана: «падала гроза»; «звенела, с размаху вышибая дверь»; «вдруг задохнулась и упала». У Федорова: «коса наскочит»; «буря гнет»; «гроза бьет». У Твардовского: «дуб... зашумел»; « из-за моря поспешая... туча... поднималась»; «гром прокатился»; «грузовик рванул». У Софронова: «клубятся тучи»; «грохочет гром»; «гроза гремела»; «молнии блистали». У Маршака: «пронесся шум»; «дождь шумел». Помимо глаголов, которые сами по себе обозначают действия, создают динамичную картину, в стихотворениях встречается много отглагольных существительных с семантикой действия, его интенсивности. У Заболоцкого: шорох, молния мысли, появленье, шаги.. У Маршака: удар, гул, шум, гром. У Софронова: сраженья, битва. У Твардовского: подпора, капли. У Павла Когана: гром, размах, стремительность.
В создании образов, в передаче отношения к изображаемой действительности участвует и синтаксис. Отличительной чертой русского синтаксиса является свобода передвижения слов внутри предложения. Прежде всего, синтаксическая подвижность придает изобразительный заряд каждой синтаксической конструкции.
В исследуемых нами стихотворениях присутствует свободный порядок слов. В предложениях встречается инверсия, она усиливает выразительность речи, придает ей гибкость. Так, у Павла Когана: «Косым, стремительным углом и ветром, режущим глаза, переломившейся ветлой на землю падала гроза. И громом возвестив весну, она звенела по траве». У Софронова: «Он был земле родной полезным в сраженьях грозных, многократных». «Лежат у памятника цепи...». У Заболоцкого: «И стекает по телу, замирая в восторге, вода, травы падают в обморок, и направо бегут и налево увидавшие небо стада». «И сияющий дождь на счастливые рвется цветы». «Сколько раз, ее увидев в поле, замедлял я робкие шаги...»
В стихотворении Павла Когана есть парцелляция. Это такой экспрессивный синтаксический прием, когда предложение интонацией делится на самостоятельные предложения. - И вниз. К обрыву. Под уклон. К воде. Парцелляция придает как бы остроту и резкость действию.
Присутствует в некоторых стихотворениях такая стилистическая фигура, как анафора - она заключается в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда. Так у Павла Когана: И снова тишь. И снова мир…
Я с детства не любил
овал!
Я с детства угол рисовал!
У Федорова:
Когда небесная коса наскочит
На земные выступы.
Когда деревья буря
гнет...
У Заболоцкого:
Сколько раз она меня ловила,
Сколько раз, сверкая серебром,
Сломанными молниями била,
Каменный выкатывала гром!
Словесное выражение образа грозы в стихотворениях поэтов второй половины XX века
Работу выполнила
Ученица 10 «Б» класса
Колженбаева Алтын-Ай
Итак, мы исследовали на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях стихотворения разных поэтов, У каждого из них есть свои определенные особенности. Можно восхититься искусством авторов, тем, как, умело используя в своих стихотворениях различные средства словесной выразительности, создают они удивительные, по-своему оригинальные, неповторимые образы грозы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. Сборники стихов:
Информация о работе Образ грозы в стихотворениях поэтов второй половины XX века