Образ крестьянина в прозе В. Белова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 21:34, контрольная работа

Краткое описание

Эпоха Возрождения (Ренессанс) – переходный период от Средневековья к Новому времени. Она охватывает период с XIV по начало XVII. Эпоха Возрождения (или Ренессанса) возникла в Италии в конце XIV – XVI вв. Ренессанс – одна из самых ярких страниц в истории культуры, ознаменованная невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Большое развитие получили промышленность, торговля, мореплавание, военное дело.

Содержание

1.В чем сущность новых подходов к осмыслению социальных процессов в философии эпохи возрождения ……………………………………………..стр.3
2. Выделите основные понятия философии структурализма и раскройте их смысл ………………………………………………………………………….стр.6
3.Охарактеризуйте специфические признаки научного познания ……….стр.10
4.Раскройте особенности идеологии современного белорусского государства……………………………………………………………………стр.17
5.В чем, по мнению Ф.Ницше состоит различие «морали рабов» и «морали господ» ? ………………………………………………………………………стр.20
6.Список использованных источников ……………………………………..стр.26

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по философии.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

Учреждение  образования

Брестский государственный университет имени  А.С.Пушкина 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа

На  тему:

  «Образ крестьянина в прозе В. Белова» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Брест 2012 г. 

Содержание: 

1.В чем сущность  новых подходов к осмыслению  социальных процессов в философии эпохи возрождения ……………………………………………..стр.3

2. Выделите основные  понятия философии структурализма  и раскройте их смысл ………………………………………………………………………….стр.6

3.Охарактеризуйте  специфические признаки научного  познания ……….стр.10

4.Раскройте особенности идеологии современного белорусского государства……………………………………………………………………стр.17

5.В чем, по  мнению Ф.Ницше состоит различие  «морали рабов» и «морали господ»  ? ………………………………………………………………………стр.20

6.Список использованных  источников ……………………………………..стр.26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.В  чем сущность новых  подходов к осмыслению  социальных процессов  в философии эпохи  возрождения 

     Эпоха Возрождения (Ренессанс) – переходный период от Средневековья к Новому времени. Она охватывает период с XIV по начало XVII. Эпоха Возрождения (или Ренессанса) возникла в Италии в конце XIV – XVI вв. Ренессанс – одна из самых ярких страниц в истории культуры, ознаменованная  невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Большое развитие получили промышленность, торговля, мореплавание, военное дело. Также развивалась техника, механика, математика, естествознание. Изобретения и открытия, открытие Америки, установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника, изменили взгляды людей на мир и на положение в нем человека, наложили глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии. Эпоха Возрождения – это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение, что человек – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. Это период духовного изменения общества, когда церковь утратила свои идеологические потребности и возникла потребность в новом мировоззрении.

          В этот период меняется общая ориентация философии и стиль философствования. Обращение к человеку и его земному существованию знаменует начало новой эпохи, которая зародилась в Италии, а на рубеже XV-XVI вв. становится общеевропейским явлением. В XVI в. культура Ренессанса стала, можно сказать, общеевропейским, прежде всего западноевропейским явлением. Немалые достижения духовной культуры в эту эпоху широко известны, они давно стали предметом самого пристального внимания, восхищения, изучения, осмысления. И это понятно, ведь в этой культуре был отражён всесторонний прогресс человека. Отсюда огромный интерес к эпохе Возрождения и популярность самого этого слова. Слово это означало возобновление тех великолепных достижений культуры греко – римской античности, которые были утрачены в эпоху Средневековья. Теперь рассмотрим подробнее эпоху Возрождения.         

 Важный  этап развития философской мысли  – философия эпохи Возрождения, в которой затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Эта эпоха оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии. 
         Эпоха Возрождения – время рождения титанов мысли, чувства, характера, идеала. Выдающиеся люди этого периода – цельные, универсальные, масштабные натуры. Они ставили перед собой грандиозные задачи – опираясь на опыт, объяснить жизнь природы, общества и человека.  
 
Для этой эпохи характерно как бы второе рождение идей античной философии, прежде всего – та же обращенность  к человеку. Потребности общественно-исторической практики явились мощным импульсом развития естественных  гуманитарных наук, заложив основы опытного естествознания Нового времени.

     Выразителями этой тенденции были крупнейшие мыслители эпохи Возрождения, общим пафосом которой стала идея гуманизма, отстаивание принципа творческой самостоятельности человека, его достоинства. Права на земные радости и счастье.

     Возникла  новая культура, получившая название культура Гуманизма– это воззрение, основывающиеся на ценности человека как личности, его праве на свободу, счастье. Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106—43 до н. э.). Для него humanitas — это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. Родоначальником гуманизма был поэт и философ Франческо Петрарка (1304-1374) – неутомимый собиратель и исследователь древних рукописей и памятников. 
            Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращённые к проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические теории Никколо Макиавелли и социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.        

   Одним из первых буржуазных политических идеологов стал Никколо Макиавелли (1469-1527) — государственный деятель, писатель, историк. В своем наиболее известном произведении "Государь" ("Князь") раскрывает побудительные мотивы деятельности людей — материальный интерес, эгоизм. Эгоистическая природа человека делает необходимым государственное устройство общества («Цель оправдывает средство»). Государство является высшим проявлением человеческого духа, а служение государству смыслом и счастьем человеческой жизни. Макиавелли полагает, что лучшая форма государства — республика, где каждый ответственен за ее судьбу. Но если у народа не развиты демократические традиции, то для достижения политических целей государь может употребить любые средства. Как частное лицо государь не может пренебрегать моральными нормами, но ради процветания государства он может и не считаться с ними. В дальнейшем под макиавеллизмом стали понимать беспринципность, цинизм в достижении политических целей («Государь»). Макиавелли рассмотрел вопросы: 1) «Что лучше: внушать людям любовь или страх?» Ответ: «Лучше внушать страх». 2) «Как государи должны держать слово?» Ответ: «Пока им выгодно». 
          Английский гуманист и политический деятель Томас Мор (1478-1535) в своей книге "Утопия" пытался разрешить конкретные задачи общественного переустройства. «Утопия» (слово «утопия» в буквальном переводе с греч. (ou – нет, topos - место) -  «место, которого нет») - произведение, описывающее жизнь на счастливом острове, затерянном где-то в Новом Свете. Книга состоит из двух разделов. В первом анализируются конкретно-исторические условия английского общества в XVI веке. Во втором описывается идеал общественного устройства, существующего на вымышленном острове — «Утопия». У жителей «Утопии» нет частной собственности, нет классов, труд становится жизненной и моральной потребностью всех островитян, однако есть рабы из числа преступников, которые выполняют самые тяжелые и грязные работы. Человек есть высшая ценность, и поэтому должен жить счастливо, работать по способностям и получать по потребностям. Сформированные в «Утопии» идеи оказались весьма жизнеспособными, и нашли свое дальнейшее развитие в философских системах последующих веков.

     Спустя  столетие утопические идеи получили развитие в творчестве итальянского мыслителя Томмазо Кампанеллы (1568-1639), доминиканского монаха, астролога и бунтовщика. Интерес к естествознанию сочетался у него с еще большей заинтересованностью в социально-политических проблемах своего времени. За участие в борьбе против испанского ига провел в заключении около тридцати лет, где и написал свой главный труд - "Город Солнца". 
           Кампанелла считал главной причиной всех бедствий в обществе неравенство людей; что упразднение частной собственности искоренит различие между интересами личности и интересами государства, которым должны управлять философы. Кампанелла разработал всеобъемлющую систему воспитания и подготовки новых поколений, в которой учитывается природная предрасположенность каждого индивида. Существенным моментом в программе философа было формирование всемирного единения, союза государств и народов, что должно было обеспечить прекращение братоубийственных войн между народами.

            В отличие от Мора Кампанелла не только мечтал о совершенном обществе, но и стремился к радикальному переустройству социальных порядков. Заговор против испанского владычества предполагал последующее учреждение такого общественного строя. Однако различие между Мором и Кампанеллой в этом важном пункте еще не дает основания для противопоставления этих мыслителей. Сходство между ними значительно. И тот и другой не придавали значения условиям и путям осуществления идеала, сосредоточивая свое внимание на детальном конструировании будущего царства добра и справедливости.

     Таким образом, в эпоху Ренессанса начал формироваться новый подход к осмыслению социальных процессов. Он базировался на естественных особенностях людей, их земных интересах, учитывал исторические условия существующего времени, ориентировался на общественные идеалы, рожденные культурой Ренессанса.  Идеи утопистов Возрождения сыграли значительную роль в дальнейшем формировании социалистических идей. 
 
 
 
 
 
 

2. Выделите основные  понятия философии  структурализма 

и раскройте их смысл

     Структурализм - конкретно-научная методологическая ориентация, выдвигающая в качестве задачи научного исследования выявление структуры объектов. Структурализм возник в начале 20 в. в ряде гуманитарных дисциплин (лингвистика, литературоведение, психология и др.) как реакция на плоский эволюционизм позитивистского толка. Он использует структурные методы исследования, разработанные в математике, физике и др. естественных науках. Для структурализма характерно: углубленное внимание к описанию актуального состояния исследуемых объектов, выяснению внутренне присущих им вневременных свойств, стремление к четкому различению исследуемых объектов и исследовательских средств и соответственно отказ от приоритета изолированных фактов и фиксирование отношений между фактами или элементами изучаемой системы. При изучении объекта структурализм предполагает движение от первичной организации наблюдаемых фактов в рамках исследовательской задачи к выявлению и описанию внутренней структуры объекта (его иерархии и взаимосвязей между элементами каждого уровня) и, далее, к созданию теоретической модели объекта с ее интерпретацией в исследуемом материале. На развитие структурализма в ряде наук оказали влияние создание семиотики, идеи Ф. Соссюра в лингвистике, Леви-Строса в этнологии, Л. С. Выготского и Пиаже в психологии, а также разработка металогики и метаматематики (Фреге, Гильберт). Некоторым общим для структурализма предметом исследования можно назвать процессы деятельности, опосредствуемые общением их участников с помощью знаковых систем. Такими системами для структурализма выступают: естественный язык, первобытные социальные и культурные структуры и т. п.

     Структурализм - метод, используемый рядом наук и позволяющий воспринять человека как практику а не объект или понятие), как целостность – или структуру – с внутренне присущим ей смыслом. Элементы такой структуры обладают смыслом лишь в отношении друг к другу или к целому. Структурализм – это, прежде всего, аналитический и объективный метод, описывающий не просто элементы некоего целого сами по себе, но их связь и порядок их функционирования (их «серию»). Обычно структура определяется как символическая реальность, предваряющая собой разделение на действительное и воображаемое, объект и понятие. Это «глубинный пласт», открытие которого обеспечивает нам «археологию мысли». По М. Фуко, структурная философия представляет собой новую трансцендентальную (определяющую условия возможности) философию, описывающую равновесие или общую атмосферу человеческого присутствия среди вещей, людей и культурной реальности; она определяет также условия зарождения идей, развиваемых нами впоследствии, творческого воображения (у каждой социальной структуры – свои грезы) и человеческих взаимоотношений.

     Структурализм - обозначение в целом неоднородной сферы гуманитарных исследований, избирающих своим предметом совокупность инвариантных отношений (структур) в динамике различных систем. Начало формирования структуралистской методологии датируется выходом в свет “Курса общей лингвистики” Соссюра, в котором содержатся две интенции, фундаментальные для последующего развития этого метода. Во-первых, рассматривая язык как упорядоченную от простейших до сложных уровней систему знаков, Соссюр полагает источник его способности обозначать и выражать нечто – только во взаимосвязи каждого элемента с другими, включенности элементов в определенную систему отношений. Тем самым была намечена резкая антитеза как позитивистскому атомизму, пытающемуся выделить “конкретные языковые сущности”, элементарные единицы значения, из которых складывается язык; так и эволюционной лингвистике, игнорирующей синхронический аспект изучения языка в пользу диахронического. Во-вторых, в “Курсе” было выдвинуто стратегически важное положение об отсутствии субстанции языка: даже на уровне простых звуков мы сталкиваемся не с частицей “материи” языка, а с парами взаимоотрицающих элементов, деструктивными фонемами, чистым, без носителя, различием. Начиная с 20-х идеи Соссюра воспринимаются и развиваются в различных школах структурной лингвистики: Пражским лингвистическим кружком, Копенгагенской глоссематикой, американской дескриптивной лингвистикой. Заметно также влияние соссюрианства на гештальт-психологию и русский формализм.

Информация о работе Образ крестьянина в прозе В. Белова