Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 02:10, доклад
Народная культура и фразеология построены на тесном взаимодействии человека с природой, которая происходит из сильной зависимости человека от природных явлений (погодные условия, смена времен года). Не менее зависел человек и от своих постоянных спутников – домашних животных, которые помогали ему в труде, давали пропитание и защиту. Это отражается в народной фразеологии, тонко подмечающей многие особенности поведения животных. Немало таких особенностей поведения есть и у человека. Фразеологические единицы проводят параллели между животными и людьми, сравнивают «характеры» людей и животных.
Образы домашних животных во фразеологии Пермского края.
Народная культура и фразеология построены на тесном взаимодействии человека с природой, которая происходит из сильной зависимости человека от природных явлений (погодные условия, смена времен года). Не менее зависел человек и от своих постоянных спутников – домашних животных, которые помогали ему в труде, давали пропитание и защиту. Это отражается в народной фразеологии, тонко подмечающей многие особенности поведения животных. Немало таких особенностей поведения есть и у человека. Фразеологические единицы проводят параллели между животными и людьми, сравнивают «характеры» людей и животных.
Материалом для работы послужили фразеологизмы о домашних животных из «Фразеологического словаря пермских говоров» Прокошевой К.Н. всего рассмотрено семь тематических групп: «коза», «корова», «кошка», «лошадь», «овца», «курица», «собака».
Коза, козел – в народных представлениях и обрядах, связанных с продуцирующей магией – символ и стимулятор плодородия. В то же время считается нечистым животным, имеющим демоническую природу; выступает как ипостась нечистой силы и одновременно как оберег от нее. В домашнем хозяйстве ценились такие качества коз, как плодовитость и неприхотливость [СД – КОЗА].
Тематическая группа «коза» представлена восемью фразеологическими единицами, из них:
Можно увидеть, что в тематической группе «коза» фразеологическими единицами подчёркиваются такие качества коз, как неутомимость, непоседливость, выносливость, «дурной характер». Внимание к дурному характеру и несколько неприязненное отношение к козе можно объяснить её демонической природой в народных мифологических поверьях [СД – КОЗА], не случайно у чёрта – козлиные рога и хвост. Появление выражения «сталинская корова» объясняется введённым при Сталине налогом на коров, который привёл к тому, что люди стали вместо коров заводить коз (на которых налога не было).
Корова – домашнее животное, относящееся к крупному рогатому скоту; в традиционной культуре воплощение богатства, в мифологических поверьях и фольклоре, кроме того, символ грозовых туч [СД – КОРОВА]
Тематическая группа «корова» представлена десятью фразеологическими единицами, из них:
Фразеологические единицы этой тематической группы не выражают явной отрицательной коннотации. Это может быть связано с тем, что корова в традиционной культуре – воплощение достатка, богатства. Немногочисленность ФЕ в этой тематической группе, идущее вразрез с огромной ролью коровы в крестьянской жизни можно объяснить тем, что корова является объектом тщательно разработанной системы обрядов и магических приемов, разведение коров связано с целым комплексом традиционных норм и установлений: поверий, примет, предписаний, запретов, ритуалов, заговоров [СД – КОРОВА], а настолько важное животное не стоит упоминать где ни попадя – можно и сглазить.
Кошка – домашнее животное, наделяемое в народных представлениях двойственной символикой и различными демоническими функциями, часто сопоставляется с собакой по принципу женского — мужского [СД – КОШКА].
Тематическая группа «кошка» представлена восемью фразеологическими единицами, из них:
Кошка здесь представлена, как животное, изначально дружелюбное (или нейтральное) по отношению ко всем, в отличие от собаки, которая охраняет дом от чужаков. Кошка символизирует ласку (часто встречается в колыбельных), но при этом наделена и отрицательными чертами – вороватость, пакостливость. Также можно увидеть, что кошка – часть некоего «обязательного имущественного минимума».
Лошадь – в народной традиции одно из наиболее мифологизированных животных. Как главное транспортное и тягловое (в лесной зоне) животное воплощала связи с миром сверхъестественного, «тем светом», был атрибутом мифологических (эпических) персонажей, связан одновременно с культом плодородия, смертью и погребальным культом.
Тематическая группа «лошадь» представлена девятнадцатью фразеологическими единицами, из них:
ФЕ этой тематической группы подчёркивают силу, выносливость лошади, позволяют соотнести лошадь с достатком, изобилием, в большинстве не выражают отрицательной оценки. Лошадь в последнем фразеологизме выступает проводником между двумя мирами – «этим» и «тем».
Овца – домашнее животное; повсеместно у славян разводится для получения шерсти, овчины и мяса, для производства молочных продуктов. Верования об овцах связаны в основном с древней мифологемой «дождь-молоко» и с культом предков. На народные воззрения, относящиеся
к овцам, оказали влияние библейские представления о священнослужителях (пастырях) и верующих (овцах), а также христианская символика агнца [Сл.Древности].
Тематическая группа «овца» представлена тремя фразеологическими единицами, из них:
Самая малочисленная группа, что можно связать с малым распространением овцеводства в нашем регионе. Овца и баран у славян считаются чистыми, благословенными животными, используются в обрядах, связанных с водой и в гаданиях [СД – ОВЦА.
Курица – домашняя птица, наделяемая брачно-эротическими, демоническими чертами и выступающая в ритуалах маркером «переходных» состояний, процессов. Женская особь (курица) противопоставлена петуху, однако в форме куры это противопоставление нейтрализуется. Разведение кур составляет древнейшую и высоко ритуализованную отрасль домашнего хозяйства [Сл. древности].
Тематическая группа «курица» представлена одиннадцатью фразеологическими единицами, из них:
Образ петуха в народном представлении чётко связан с наступлением утра, измерением времени; считается, что крик петуха прогоняет нечистую силу. Фразеологизм «на куричьей голяшке», возможно, связан с народными сказками (изба на курьих ножках). Фразеологические единицы, характеризующие человека, выделяют основной чертой «куриного характера» спокойствие, даже некоторую медлительность.
Собака – как и кошка, наделяется в народных представлениях двойственными свойствами, демоническими и божественными. Собака выступает как охранитель дома от чужаков и злых сил, при этом её «нечистота» проявляется в тех легендах и сказаниях, где речь идет о способности ведьм и упырей превращаться в собак.
Тематическая группа «собака» представлена тридцатью одной фразеологической единицей, из них:
Подчёркиваются такие качества собаки, как злобность, сварливость, привычка «браниться» – лаять. Значения «собачьих» определений в основном отрицательные (названия болезней, сравнения человека с собакой). «Собачьи» грибы не пригодны в пищу для человека, да и вся собачья жизнь в целом не сахар. Демоническое начало собаки во фразеологии можно обнаружить в «съедании собаками», то есть в смерти. При этом собака остаётся неотъемлемым атрибутом человеческого жилища и его верным защитником.
В качестве заключения.
Преобладание негативно окрашенных фразеологизмов легко объясняется их источником – диалектами (говорами), диалект как сниженный пласт языка включает в себя сниженную лексику. Сравнение человека с животным никогда не считалось особенно лестным, так как в большинстве определений человек ставится выше животных, поэтому в группах «характеристика человека» и преобладают фразеологические единицы с негативным значением. Эта ситуация объясняется особенностью человеческого восприятия действительности, когда «положительное» будет нормой и зачастую не отражается в языке, а «отрицательное» маркировано и отражается в языке чаще как признак отклонения от идеального «положительного».
Список литературы:
Бакланова И.И., Фразеологизмы о животных и людях
Гура А.В., Из словаря «Славянские древности»: пчела; росомаха; собака
Подюков И.А., Народная фразеология в зеркале народной культуры
Прокошева К.Н., Фразеологический словарь пермских говоров
Этнолингвистический словарь «Славянские древности» под ред. Н.И Толстого
Информация о работе Образы домашних животных во фразеологии Пермского края