Особенности изображения народа и истории в романе Мухтара Ауэзова "Путь Абая"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:05, статья

Краткое описание

Творческое применение М. Ауэзовым основных принципов осмысления истории, выявление основных особенностей историзма эпопеи “Путь Абая”, ее новаторский взгляд в обогащение данного жанра. Большое историческое значение эпопеи.

Вложенные файлы: 1 файл

30.docx

— 15.69 Кб (Скачать файл)

Особенности изображения народа и истории  в романе Путь Абая. 

"Слепой  теряет посох только один раз". 

(Йес) 

         Изучение эпопеи “Путь Абая” в историческом аспекте показывает, что автором была проделана огромная работа, определившая, безусловно, научно-познавательное значение этого произведения, явившегося для самого взыскательного читателя серьезным источником изучения прошлого Казахстана, воссозданного при всей исторической достоверности в ярких художественных образах.М. Ауэзов приступил к работе над эпопеей “Путь Абая” в середине 30-годов. 

       Наряду с определенными выше  задачами исследование имеет  целью изучение творческого применения  М. Ауэзовым основных принципов осмысления истории, выявление основных особенностей историзма эпопеи “Путь Абая”, ее новаторский взгляд в обогащение данного жанра. 

Хронологически  начало эпопеи относится к середине XIX века, когда в Среднем жузе была ликвидирована ханская власть, а вместе с ней произошло ущемление прав прежней правящей верхушки - султанов, считавшихся потомками Чингисхана. 

Бедственное положение рядовых общинников, которые  пытаются вести самостоятельное  хозяйство, отражено и в горьких  раздумьях Абая: “Ведь большинство  хозяйств владеет лишь двумя-тремя  десятками овец и тремя, много  четырьмя головами крупного рогатого скота. И этот скот должен пропитать  своих владельцев в течение круглого года: он служит тягловой силой, его  бьют на котел, продают на нужды хозяйства, он дает одежду и покрывает все  расходы домашнего очага. Даже когда  этот скот и не терпит урона - какое  убожество и скудость!” 

Среди многих описаний социальных контрастов в эпопее особенно выделяется картина раскинувшегося на жайляу аула Кунанбая: “Белые просторные юрты большого аула занимают весь правый край широкого луга, в стороне от овечьего загона с его запахами и шумом. На левом, возле загона, раскинуты одни серые юрты, ветхие, рванные шатры, темные, закопченые палатки и маленькие шалаши. Здесь живут соседи-бедняки, обслуживающие огромную семью Кунанбая, старики чабаны, мальчишки-подпаски, доярки, табунщики, пастухи”. 

Таким образом, уже с первых страниц романа перед  читателем проходят все социальные слои казахского общества, что дает возможность воспроизвести исторический облик народа в целом. 

Отношение к женщине в романе “Путь Абая” 

В условиях патриархально-феодального быта права  женщины были ограничены, не говоря уже о том, что совершенно исключалось  ее участие в общественной и государственной  деятельности. 

Пережитком  патриархальщины был также обычай при договорах о мире заключать  браки между замиряющими сторонами  или передавать детей на воспитание в семью недавнего врага. Жертвой  такого обычая явилась маленькая  Камшат, дочь Кунанбая, переданная в семью Божея, погубившего ее бесчеловечным обращением. 

Отношение к женщине, как к собственности  рода, объясняет обычай аменгерства, строго охраняемый адатом, по которому женщина или невестка после смерти мужа (жениха), если за нее уже выплачен калым, переходила к его брату или ближайшему родственнику. Упустить захваченную невесту считалось величайшим позором для всего рода, поэтому в народе говорили: “Невеста, ушедшая от жениха, не может уйти от рода”. 

Любимая жена Абая Айгерим с детства была просватана за жигита из племени мамай. После того, как ее жених умер, права на нее перешли к его старшему брату, пожилому человеку. Абаю удалось предотвратить этот брак Айгерим, лишь заплатив полностью калым ее отцу и удовлетворив все материальные претензии ее жениха. 

Казахское обычное право предусматривало  исключительно строгие меры наказания  за

 похищение  женщины. 

“Похищение  как без согласия, так и с  согласия женщины, но помимо воли ее родителей, мужа или опекуна, считалось одним  из самых тяжких преступлений в области  семейно-брачных отношений”.  Похищение женщины так или иначе приравнивалось к похищению части собственности того или иного человека и шире - его рода. Поэтому каждый случай похищения женщины, как это видно на многих примерах романа, сопровождался ответной барымтой, ограблением целых аулов, тяжелыми увечьями, даже убийствами. 

Большое историческое значение эпопеи “Путь Абая” 

Эпопея “Путь  Абая” содержит богатый материал для изучения этнографии казахов второй половины XIX века.  Из романа вытекает, что весь быт казахского дореволюционного аула был полностью подчинен пастбищно-кочевому скотоводству, как преобладающей отрасли хозяйствования. Все особенности жилища с его внутренним убранством, своеобразие одежды, предметов обихода, пища и др, обязаны своим происхождением условиям кочевого скотоводческого хозяйства.  

Очень важно, и то обстоятельство, что материальная культура казахов показана в романе в развитии, отражающем изменения  в быту, происшедшие после присоединения  Казахстана к России. В этом отношении  характерны отдельные стороны быта жатаков, городских казахов.  

Глубокое  проникновение в жизнь аула дало автору возможность отразить народные обычаи. Из них особенно красочно воссозданы свадебные обряды, народные празднества, связанные с рождением ребенка, поэтические картины молодежи в  лунные ночи с песнями у качелей, в которых так ярко проявлялись  музыкальность народа, любовь к поэзии, его духовный облик. Эпопея дает представление  о похоронном ритуале, верованиях казахов.  

Уже краткое  перечисление названных выше различных  сторон народного быта убеждает в  том, что богатейший материал эпопеи по этнографии казахов XIX века невозможно вместить в рамки настоящей работы. Он может стать предметом самостоятельного изучения этнографов.  

Вместе с  тем необходимо отметить, что помимо своего познавательного значения все  эти детали быта, т.е. вся материальная культура и народные обычаи, сами по себе несут важную функцию в создании неповторимых атрибутов эпохи, помогающих наглядно воспроизводить колоритные особенности  обстановки, дух времени. Описание деталей  быта в эпопее не является лишь средством  воссоздания исторической экзотики, они важны автору для изображения  характерных картин жизни общества, той типической среды, в которой  развертывается действие романа. Этим обусловлен и выбор лишь исторически  типичных деталей.  

Люди представлены в романе во всей полноте и своеобразии. Совершенно отчетливо видны их внутренний мир и внешний облик, их образы становятся благодаря бытовым деталям  более убедительными, живыми. Этнографическая  точность, подлинность созданного в  романе быта - одно из важных условий  реалистического изображения персонажей и эпохи, их соответствия исторической правде.

Информация о работе Особенности изображения народа и истории в романе Мухтара Ауэзова "Путь Абая"