Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 20:09, курсовая работа
Темой нашего исследования является своеобразие системы персонажей в романе Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол». Тема очень обширная и емкая, поэтому ее раскрытие будет находиться в аналитической части курсового сочинения. В реферативной части будет изложен обзор критики по исследуемой проблеме в отечественном литературоведении.
Эрнест Хемингуэй родился 21 июля 1899 года в Оук Парке, штат Иллинойс, США. Его отец, Кларенс Эдмонт Хемингуэй, был врачом, а мама, Грейс Холл, посвятила жизнь воспитанию шестерых детей.
I. Введение. Роман Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол» в оценке отечественных и зарубежных критиков С. 3
II. Основная часть. Особенности системы персонажей в романе Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол» С. 14
1. Специфика образа Роберта Джордана как главного героя романа:
1.1. Роберт Джордан – центральная фигура в системе персонажей.
Использование в романе приема «сжатого времени».
1.2. Отряд партизан как собирательный образ испанского народа в борьбе с фашизмом:
1.2.1. Старик Ансельмо;
1.2.2. Командир отряда партизан Эль Сордо;
1.2.3. Пабло как сломленный войной и внутренними противоречиями персонаж;
1.2.4. Пилар – образ сильной женщины в условиях войны.
2. Эволюция образа главного героя.
2.1. Роберт Джордан и Мария. Линия любви на фоне военных действий.
2.2. Любовь, способная изменить отношение к жизни и мировоззрение главного героя.
2.3. Любовь к Марии как любовь ко всему человечеству.
2.4. Гибель главного героя как вершина его духовной эволюции.
III. Заключение С. 26
IV. Список использованной литературы
Министерство общего
и профессионального
Российской Федерации
Ивановский государственный университет
Кафедра зарубежной литературы
Курсовая работа студентки 2 курса
факультета РГФ (6 английская группа)
Морозовой Елены Вячеславовны
Тема: Особенности системы персонажей в романе Эрнеста Хемингуэя
«По ком звонит колокол»
Научный руководитель:
преподаватель кафедры
зарубежной литературы ИвГУ
Бабков М.Ю.
Иваново, 2005
План курсового сочинения:
I. Введение. Роман Э. Хемингуэя «По ком
звонит колокол» в оценке отечественных
и зарубежных критиков
II. Основная часть. Особенности системы
персонажей в романе Э. Хемингуэя «По ком
звонит колокол»
1. Специфика образа Роберта Джордана как главного героя романа:
1.1. Роберт Джордан
– центральная фигура в
Использование в романе приема «сжатого времени».
1.2. Отряд партизан как собирательный образ испанского народа в борьбе с фашизмом:
1.2.1. Старик Ансельмо;
1.2.2. Командир отряда партизан Эль Сордо;
1.2.3. Пабло как сломленный войной и внутренними противоречиями персонаж;
1.2.4. Пилар – образ сильной женщины в условиях войны.
2. Эволюция образа главного героя.
2.1. Роберт Джордан и Мария. Линия любви на фоне военных действий.
2.2. Любовь, способная
изменить отношение к жизни
и мировоззрение главного
2.3. Любовь к Марии как любовь ко всему человечеству.
2.4. Гибель главного
героя как вершина его
III. Заключение
IV. Список использованной литературы
I. Введение. Роман Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол» в оценке отечественных и зарубежных критиков
Темой нашего исследования является своеобразие системы персонажей в романе Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол». Тема очень обширная и емкая, поэтому ее раскрытие будет находиться в аналитической части курсового сочинения. В реферативной части будет изложен обзор критики по исследуемой проблеме в отечественном литературоведении.
Эрнест Хемингуэй родился 21 июля 1899 года в Оук Парке, штат Иллинойс, США. Его отец, Кларенс Эдмонт Хемингуэй, был врачом, а мама, Грейс Холл, посвятила жизнь воспитанию шестерых детей.
В детстве будущего писателя окружал достаток, забота и внимание. С ранних лет он пристрастился к чтению и музыке, которая, благодаря маме, постоянно звучала в их доме. Обретенное на таких музыкальных занятиях чувство ритма определило позднее важные особенности прозы Хемингуэя.1
На юного Эрнеста большое влияние оказывали его отец и дед, ветеран войны между Севером и Югом. Кларенс Хемингуэй был «большим любителем природы, пикников, охотником и рыболовом; эти его склонности явно передались старшему сыну».2 Образы отца и деда возникают потом в воспоминаниях Роберта Джордана, главного героя романа «По ком звонит колокол».
Хемингуэй учился в городской школе, которая отличалась высоким качеством преподавания, а после ее окончания решил не поступать в Университет, а переехал в Канзас, где устроился работать в местную газету «Канзас Сити стар». Хемингуэю пришлась по душе работа репортера, «ему нравилась обстановка «напряженки», когда информация о том или ином событии должна быть подана своевременно, оперативно, наглядно». Позже будущий писателя отмечал, что «сотрудничая в «Стар», он научился писать простые ясные фразы.3
Работа в газете шла неплохо, однако мысль о фронте ни на минуту не покидала его, однако из-за плохого зрения его не принимали на службу. Но в 1918 году поступило сообщение о том, что американский Красный крест призывает добровольцев для службы в Италии, и Хемингуэй в качестве водителя санитарной машины был командирован в Милан.
После войны Эрнест Хемингуэй возобновил литературные эксперименты, работая журналистом в Чикаго. Тогда же он первый раз (из четырёх) женился. Уже в 1925 году была опубликована первая книга Хемингуэя - "В наше время". Первый настоящий писательский успех пришел к Хемингуэю в 1926 году после выхода в свет "Солнце тоже восходит", пессимистичного, но в то же время блистательного романа о "потерянном поколении" французских и испанских репатриантов 1920-х годов.4
Послевоенные годы Хемингуэй посвятил полностью литературе. Основным его местом жительства был Париж, однако он очень много путешествовал, поскольку увлекался горными лыжами, охотой и рыбалкой. В 1929 году Хемингуэй пишет свой знаменитый роман "Прощай, оружие" о истории несчастной любви, развивающейся на фоне сражений I мировой войны.
В 1930-е годы он возвратился
к профессии репортера и
С началом II Мировой войны он переехал в Лондон, продолжая свою репортерскую деятельность. Хемингуэй всегда оказывался в самых горячих точках, был свидетелем событий, которые позже стали хрестоматийным материалом. Поэтому его записи имеют не только литературную, но и историческую ценность.
В 1960-х годах, пролежав долгое время в больнице с диагнозом депрессии и серьезного умственного расстройства, он убедился, что больше не в состоянии писать. Xемингуэй возвращается в свой дом, в Кетчем (штат Айдахо), и 2 июня 1961 года, приставив к виску ружье, кончает жизнь самоубийством. Мастер был похоронен между двумя соснами на городском кладбище в штате Кентукки.6
Переходя к обзору критического материала важно сказать, что «роман «По ком звонит колокол» имел свою судьбу, трудную и счастливую, как и судьба его автора»7. Сразу же после выхода романа в октябре 1940-го года, он оказался в центре внимания. «Ни одно произведение Хемингуэя по выходе не вызывало столь бурного и противоречивого приема, столь интенсивной полемики. Равнодушных не было. Большинство восхваляли. Но были и те, кто резко его критиковал».8
Вызванные романом споры во многом объясняются «не только различием взглядов писавших о нем критиков и литературоведов, но и сложностью и противоречивостью как самого произведения, так и лежащего в его основе жизненного содержания».9
Сложно складывалась судьба романа в России. После перевода романа на русский язык в 1940 году, он был запрещен деятелями правительства, «тем не менее машинописный текст ходил по рукам и был весьма популярен в среде творческой интеллигенции. Илья Эренбург писал в 1963 году, что подвиг Роберта Джордана продолжают советские люди, жертвующие собой в битве с фашизмом».
После ХХ съезда партии начался новый этап освоения творчества Хемингуэя, и в 1968 году появилось 4-томное собрание сочинений писателя; в его третий том, во многом благодаря усилиям члена редколлегии К.М. Симонова, был включен и роман «По ком звонит колокол».10 С К. Симонова же и началось критическое освоение творчества Хемингуэя в нашей стране. В своей статье к Собранию сочинений Э. Хемингуэя К. Симонов писал о том, что роман «По ком звонит колокол» написан не только писательским пером, но и солдатом с оружием в руках, поэтому «горечь Хемингуэя – это не горечь стороннего человека, хотя бы и горячо сочувствующего свидетеля, это личная нестерпимая горечь человека, потерпевшего поражение», хотя знающего, что дальнейшая борьба впереди, что фашизм можно победить. 11
К.Симонов назвал роман «своего рода реквием, главные герои которого – люди, погибшие за свободу испанской земли. И среди этих людей, испанцев и неиспанцев, Роберт Джордан, один из «американцев, павших за Испанию», человек, глазами которого Хемингуэй смотрит на борьбу с фашизмом», человек, отражающий в романе взгляды и чувства самого писателя.12
«Развернутая в романе картина жизни – а жизнь в то время была прежде всего войной – сложна и противоречива. В этой противоречивости отражается и реальная противоречивость происходившего, и противоречивость взглядов самого Хемингуэя».13 В лагере, где сражается его герой, писатель многого не принимает, со многим спорит. «Разрозненность усилий, бюрократизм, бестолковщина, анархистские нравы и влияния – все это вызывает ярость и Роберта Джордана, и самого Хемингуэя». 14
Э. Хемингуэй понимает, что только испанские коммунисты, способны были противостоять фашизму, но в то же время он задумывается о проблемах, «связанных с подчинением личности коллективной воле и общественной необходимости». 15
Но как бы не сильны были эти противоречия, осознанное чувство общественного долга побеждает все остальное в Роберте Джордане. «Сама сила этих противоречий носит острый, глубоко драматический характер».16 Хемингуэй не мог написать своего героя иначе, чем написал. «Убежденный гуманист, ставший в гражданскую войну с оружием в руках на сторону народа, пришедший в этой борьбе к твердому логическому выводу, что победу можно завоевать, только идя вместе с коммунистами, Роберт Джордан внутренне остается индивидуалистом и идеалистом, корни его чувств связаны с иным, буржуазным обществом, с иными взглядами, с иной школой воспитания».17 Вопреки своему неприятию коммунистических идей, он совершает беспрерывную работу над собой для того, чтобы остаться верным народу, борющимся с фашизмом. Для героя, как и для самого писателя, нет ничего важнее, чем победа над фашизмом, он готов умереть за нее, считая, что за это надо умирать.
«Роберт Джордан беззаветно сражается за дело народа, и в тоже время в своих мыслях, думая о народе, революции, коммунизме, часто и многое судит со своих, не разделяемых нами позиций».18 Пусть иногда его мысли противоречивы, но эти противоречия заключены в самой жизни.
К. Симонов также говорит о том, что, анализируя роман, нельзя забывать о том, что автор в лице главного героя – американец, и, возможно, многое в восприятии испанской жизни и испанской революции может не сходиться с тем самоощущением, которое есть у самих испанцев, воевавших за свободу своей страны. «Даже несмотря на глубочайшее писательской проникновение, писатель – сын одного народа, пишущий о другом народе и даже являющийся участником его борьбы за свободу, все-таки в чем-то пишет об этом народе со стороны».19 Но как бы не различны были взгляды между испанцами и писателями, роман Хемингуэя пронизан громадной любовью к испанскому народу. «Это любовь и преданная, и нежная, и сердитая, способная и подмечать слабости, и восхищаться, способная и на горечь, и на уважение, и даже на преклонение. Словом, это настоящая, большая, хотя и не свободная от заблуждений любовь большого и честного человека к великому и прекрасному народу». 20
Одним из первых исследователей системы персонажей в романе «По ком звонит колокол» был И.Л. Финкельштейн, написавший книгу под названием «Хемингуэй – романист», вышедшей в 1974 году. Эта книга очень поможет нам в дальнейшей работе, потому что автор наиболее полно проанализировал характеры не только главных, но и второстепенных героев романа.
И.Л. Финкельштейн заметил главную особенность «хемингуэевского» романа, которая дает героям «возможность раскрыться «изнутри», и эта особенность заключается в том, что Хемингуэй ведет повествование не от первого, а от третьего лица. Таким образом, это помогает читателю посмотреть на главного героя «со стороны», оценить его с авторской точки зрения, увидеть глазами других действующих героев. И что еще очень важно, «мы слышим внутреннюю речь не только Роберта Джордана, но и Ансельмо, Пилар, Андреса и др.»21
Подобно К. Симонову, И.Л. Финкельштейн пишет о необходимости главного героя бороться не только с непосредственным врагом, но и с врагом «внутренним», и в этом более поздний критик видит причину активности героя.
Вместе с тем, литературовед уделяет большое внимание внутренним монологам Роберта Джордана, в которых герой пытается осмыслить не только свою собственную жизнь, события в Испании, сложные политические вопросы, «неожиданно пришедшую к нему любовь», но и пытается осмыслить весь мир целиком.
Главный герой романа на протяжении трех суток проходит сложную «духовную эволюцию», которую наиболее ярко прослеживается в словах Д. Затонского: «Джордан начинал свой путь в испанской революции как романтик и немного фанатик, воспринимавший новый мир в виде прекрасной, математически завершенной схемы. Нынче мечта и действительность разошлись. Это – источник боли, но и источник силы».22
В добавление к вышесказанному следует упомянуть еще одно наблюдение Финкельштейна, которое касается противоречий в характере героя. Джордан сражается за правое дело, но в то же время он критически смотрит на испанские события. «Эта двойственность в позиции героя породила значительные расхождения в трактовке его образа»23. Критик говорит о том, что нельзя забывать о том, что герой показан в момент кризиса, то есть именно в то время, когда внутренние противоречия наиболее остры. Джордан пытался определить свою позицию, но это не удалось ему сделать даже в последние часы жизни.
Все вышесказанное касалось личности главного героя романа, но вместе с тем необходимо рассмотреть и других персонажей.
И.Л. Финкельштейн отмечает, что «Хемингуэю удалось превосходно изобразить простых людей из народа»24. Их мы видим глазами Джордана: пусть это неграмотные и доверчивые крестьяне, но в то же время они мужественные, самоотверженно преданные общему делу. В романе Хемингуэю «удалось создать не только целую галерею превосходно выписанных характеров, но и собирательный образ народа»25. Образ народа определяется в романе «по отношению к революции, к гражданской и национально-освободительной войне». Народные характеры «превосходно индивидуализированы, показаны в различных жизненных ситуациях»26, с каждым из персонажей связан определенный мотив, проходящий через все произведение.