Отражение исторических реалий в хрониках Шекспира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 20:17, статья

Краткое описание

Данная статья посвящена одному из направлений творчества величайшего драматурга всех времен – Уильяму Шекспиру. Это совсем не случайно, ведь 2014 год – год Шекспира. И мы решили обратить свой взор к историческим хроникам, дабы лучше понимать, как развивалась история Англии.
Появление исторических хроник как жанра драматического искусства было связано с историческими событиями, прежде всего с войной между Англией и Испанией.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение. Статья.docx

— 33.59 Кб (Скачать файл)

Введение

Данная статья посвящена одному из направлений творчества величайшего  драматурга всех времен – Уильяму Шекспиру. Это совсем не случайно, ведь 2014 год – год Шекспира. И мы решили обратить свой взор к историческим хроникам, дабы лучше понимать, как развивалась история Англии.

 Появление исторических хроник как жанра драматического искусства было связано с историческими событиями, прежде всего с войной между Англией и Испанией.  Дабы поднять патриотические настроения аудитории, драматурги обращались к историческим документам, хроникам Холиншеда в частности, выискивая в них сюжеты для своих будущих пьес. Шекспир был одним из первых, однако не единственным на этом пути.  Помимо Шекспира исторические хроники создавали в частности Ричард Грин, Кристофер Марло и другие драматурги.  «Тамерлан» Марло был не менее масштабным произведением, чем то, что задумал и осуществил Шекспир, но, в отличие от Марло, он работал с английским материалом, что делало его исторические хроники ближе, понятнее, а главное, актуальнее для современников.

Шекспиру было около 24 лет, когда он задумал создание исторической тетралогии, посвященной событиям войны Алой и Белой Роз и приходу к власти Тюдоров после битвы при Босуорте в 1485 г. (около 60 лет).  Тетралогия состоит из трех частей под общим названием «Генрих VI» и пьесы «Ричард III».  Ее часто сравнивают с симфоническим произведением, каждая часть которого - неотъемлемое составляющее целого.

Эти произведения посвящены разоблачению феодализма и хищнической натуры лордов-феодалов.  Шекспир рьяно осуждает феодальные распри, терзающие государство.  Пьесы представляют собой серию битв, заговоров, формирующихся группировок и предательств, они полны жестокости, страданий и человеческой алчности.

Нам важно узнать, насколько хроники Шекспира отражают исторические события, персоналии и английские реалии в целом. Мы надеемся получить еще одно подтверждение того, что английский гений драматургии Шекспир создает палитру жизни своей страны. А так же узнать в какой степени верно утверждение, что работы Шекспира являются энциклопедическими и насколько точно он описал характерные черты Англии того времени.

Мы рассмотрели образы, Генриха V, Ричарда III и Генриха VIII в историографии и сравнили их с интерпретациями Уильяма Шекспира. 

Не менее важно, как преподносятся исторические события в энциклопедических источниках и в драмах Шекспира, такие значимые события, как Война Алой и Белой Розы,  убийство короля Ричарда II, приход к власти Тюдоров.

А самым важным элементом являются английские реалии и символы, описанные в пьесах и наша главная задача проследить литературный и реальный ход всех исторических явлений.

Пьеса «Генрих V»

Многие критики считают, что высшим достижением Шекспира в жанре исторических хроник является так называемая ланкастерская трилогия (1597 – 1598), состоящая из пьесы «Генрих IV» в двух частях и пьесы «Генрих V».  События, отраженные в трилогии, приходятся на начало XV века. Эта группа произведений в полной мере демонстрирует зарождающийся драматургический талант Шекспира.

Наше внимание из трилогии привлекла пьеса «Генрих V». Именно эта пьеса считается самой популярной и почитаемой из всех хроник Шекспира. И именно в этой пьесе описывается не алчный, жаждущий всеобъемлющей власти человек, а герой, которого Шекспир страстно восхваляет и идеализирует.

В пьесе получает развитие тема разложения и упадка феодального строя.  Фигурой, отражающей феодальный строй, является Генри Перси по прозвищу Хотспер (Hotspur – “горячая шпора”).  Хотспер – воплощение кодекса рыцарской чести.  Он смел и силен, но нетерпелив и вспыльчив. Будучи сильной личностью, он, к сожалению, обречен.  Его образ на протяжении статичен, в этом состоит идея автора.  Хотспер способен только на прямолинейное движение, он не способен меняться в соответствии с требованиями времени.  Выступая участником феодальных распрей, он защищает отжившее общество.  Его гибель весьма символична, так как она отражает неотвратимость поражения сторонников феодальной раздробленности в борьбе с идеей абсолютной монархией.

Образ принца Гарри, будущего короля Генриха V, - противоположен Хотсперу.  Вообще противопоставление является основным композиционным и стилистическим приемом, используемым Шекспир в ланкастерской трилогии. Принц и Хотспер противопоставлены по разным параметрам:

1) внешность (принц легкий и подвижный, а Хотспер тяжеловесный и неповоротливый);

 

2) характер (Хотспер – прямолинейный человек, напролом идущий к своей цели, а принц изменчив и многообразен);

 

3) отношение к понятию “честь” (Хотспер – раб чести, его интересует только личный успех, а принц, высоко ценя честь, не делает ее самоцелью, предпочитая личному успеху победу над армией противника);

 

4) отношение к людям (Хотспер – дворянин, для которого все остальные сословия не существуют, а принц, напротив, оставаясь дворянином, не чурается общения с простолюдинами, народ для него – объект изучения, его цель – уметь находить общий язык с разными людьми).

Таким образом, изображая принца, Шекспир в какой-то мере воплощает драматическими средствами идею Монтеня о том, что “юноша должен уметь делать все без исключения, но любить делать должен только хорошее”.

Образ будущего Генриха V, несомненно, идеализирован, но при этом в его характере присутствуют и отрицательные черты (расчетливость и жестокость).  Шекспир весьма реалистичен в изображении характеров своих героев. Но если принц и обладает чертами идеального монарха, то это вовсе не значит, что он идеальный человек.

 Считается, что «Генрих V во многих отношениях слабее предыдущих пьес.  Принц Гарри становится королем, которого Шекспир наделяет чертами идеального правителя, как было замечено ранее. Генрих V - смелый, щедрый и демократичный монарх, напоминающий скорее добродушного фермера, чем крупнейшего землевладельца.  Для него все слои общества одинаково важны и заслуживают уважения.  Однако фигура Генриха малоубедительна и скорее представляет теоретическую модель идеального короля, чем реальную историческую фигуру.

Произведения Шекспира в определенной мере историчны, поскольку в них присутствует «дух времени», история является подлинным героем его пьес благодаря рассказу о судьбах людей, тесно связанных с выбранным автором периодом из истории страны.  Исторические события используются и для размышления о жизни современного ему общества.

В Англии «Генрих V» — традиционно одна из самых популярных шекспировских хроник, источник множества вошедших в английский язык цитат. В ней ярко выражены патриотические мотивы и сюжеты (знаменитым является монолог Генриха перед битвой «Сегодня день святого Криспиана»), однако не скрываются и ужасы войны. Параллельно с серьёзной героической проблематикой, в «Генрихе V» заметны отголоски и комической стороны обеих частей «Генриха IV». Хотя Фальстаф не появляется (из реплик других персонажей зрители узнают о его смерти), фигурирует ряд призванных на войну его собутыльников: Бардольф, Пистоль и другие.

В пьесе довольно много реплик на французском языке и каламбурных обыгрываний как английских слов персонажами-французами, так и французских англичанами. Целая сцена — обучение Екатерины Французской английскому языку — полностью написана по-французски. Кроме того, обыгрывается кельтский (валлийский, ирландский) и провинциальный акцент ряда персонажей, что делает пьесу достаточно сложной для перевода.

 

 

 

 

 

 

Пьеса «Ричард III»

Среди воюющих между собой феодалов ярко выделяется фигура Ричарда, герцога Глостера, будущего короля Ричарда III, одного из самых колоритных и коварных злодеев в творчестве Шекспира в целом.  Ричард впервые появляется в «Генрихе VI» со словами:

 

Why, I can smile, and murder while I smile;

……………………………………………..

And wet my cheeks with artificial tears,

And frame my face to all occasions…

Именно Ричард Глостер в финале третьей части тетралогии в Тауэре безжалостно закалывает кинжалом  Генриха VI, таким кровавым образом открывая себе путь к власти.

Источниками, которыми пользовался Шекспир при создании пьесы «Ричард III», являются прежде всего хроники Холиншеда, который в свою очередь при характеристике Ричарда пользовался материалами из произведения Томаса Мора «История Эдуарда V и Ричарда III».  Следуя концепции Томаса Мора, Шекспир представляет Ричарда узурпатором и кровавым преступником, в известной мере полемизируя с Маккиавели, с оправданием насилия и преступлений, совершаемых сильной личностью для достижения власти.

У Шекспира Ричард изображается кровожадным убийцей и интриганом, жестоким горбуном, лицемерным человеком, который успешно движется к достижению своих целей благодаря огромной силе воли, мужеству, могучему интеллекту, способности проникнуть в сущность окружающих его людей и пользоваться этим для своего блага.

 Пьеса начинается монологом Ричарда, который описывает восхождение на трон своего брата, короля Эдуарда IV, старшего сына Ричарда, герцога Йорка.

Итак, преобразило солнце Йорка

В благое лето зиму наших смут.

И тучи, тяготевшие над нами,

Погребены в пучине океана.

(«солнце Йорка» — отсылает  нас к эмблеме «блистающего  солнца» выбранной Эдуардом IV)

Этот монолог показывает зависть Ричарда и его амбиции по отношению к своему брату, Эдуарду IV, который успешно правит своей страной. Ричард — уродливый горбун, описывающий себя таким образом:

Я, у кого ни роста, ни осанки,

Кому взамен мошенница природа

Всучила хромоту и кривобокость;

Ричард планирует избавиться от Кларенса, который стоит перед ним в порядке престолонаследия и намекает о пророчестве:

Ведь буква «Г», согласно предсказанью,

Должна детей Эдуарда умертвить.

Король считает, что эта буква связана с именем Георга, герцога Кларенса (хотя зрители позже понимают, что на самом деле речь шла о Ричарде Глостере). Далее Ричард добивается расположения «Леди Анны» — вдовы Эдуарда, принца Уэльского. Ричард открывается перед аудиторией:

Кто женщину вот этак обольщал?

Кто женщиной овладевал вот этак?

Она моя, — хоть скоро мне наскучит.

Ха!

Нет, каково! Пред ней явился я,

Убийца мужа и убийца свекра;

Несмотря на предубеждение против Ричарда, Анна побеждена и соглашается выйти за него замуж. Этот эпизод иллюстрирует гениальные способности Ричарда в искусстве беззастенчивой лести.

Атмосфера в суде накалена: многие благородные дворяне имеют разногласия с родственниками Королевы Елизаветы, враждебность подпитывается махинациями Ричарда. Королева Маргарет, вдова Генриха VI, возвращается вопреки своему изгнанию и предупреждает ссорящихся дворян о вероломности Ричарда. Королева Маргарет проклинает Ричарда и остальных присутствующих. В конце все, кого она проклинает, умирают или переносят множество страданий. Благородные дворяне, все из лагеря Йорков, объединяются против последнего Ланкастера, и предостережение не достигает их ушей.

Ричард приказывает двум убийцам прикончить его брата Кларенса, заточенного в Тауэре. Тем временем, Кларенс рассказывает своему тюремщику сон. Во сне он падает с борта корабля, подталкиваемый Глостером. Под водой Кларенс видит скелеты тысяч людей, обглоданных рыбой:

И якоря, и золотые слитки,

И камни драгоценные, и жемчуг -

Сокровища, которым нет цены, -

Морское дно покровом устилали;

И там и сям из черепных глазниц,

Взамен очей, в них прежде обитавших,

Таращились глумливо самоцветы,

Подмигивая вязкой глубине,

Над россыпью скелетов насмехаясь.

Потому Кларенсу снится, что он умирает мучимый привидениями тестя (Уорика, отца Анны) и шурина (Эдуарда, бывшего мужа Анны).

Когда Кларенс засыпает, Брекенбери, комендант Тауэра, заходит и замечает, что между обладателями высоких титулов и простыми людьми нет никакой разницы, кроме внешнего блеска, имея в виду, что у всех «рой забот внутри», неважно беден ты или богат. Когда прибывают убийцы, он читает предписание (с поддельной подписью короля), и уходит с тюремщиком, который ослушался просьбы Кларенса остаться с ним и оставляет двум убийцам ключи.

Кларенс просыпается и умоляет убийц, говоря, что люди не имеют права убивать по приказу, потому что все люди должны подчиняться Божьей заповеди: «Не убий». Убийцы обвиняют Кларенса в лицемерии, потому что:

Изменник ты. Предательский клинок

Всадил ты в сына своего владыки.

Кого клялся растить и защищать.

Помимо самохарактеристики героя, автор характеризует персонажа действием.  Поступки Ричарда, его преступления делают образ злодея более рельефным. Также, в пьесе используется так называемый прием косвенной характеристики: идеалы и устремления Ричарда сопоставляются с идеалами других людей, кроме того зритель узнает о чертах характера Ричарда из отзывов о нем других участников событий.

Однако, образ Ричарда не остается неизменным на протяжении всей пьесы, что является важным достижением Шекспира.  Спустя время после многочисленных убийств начинается духовный кризис Ричарда, в пьесе появляется мотив покаяния.  Став королем, Ричард переживает внутренний кризис.  Так закладывается основа тираноборческой концепции Шекспира, основанная на том, что тирания не может положить конец смуте.  В дальнейшем тираноборческая концепция получит развитие в великих трагедиях драматурга.

Информация о работе Отражение исторических реалий в хрониках Шекспира