Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:56, лекция
Позиция Блока по отношению к революционным переменам в судьбе России противоречива. С одной стороны, он принципиально антибуржуазен (Блок был далёк от сытости и мещанства). В связи с этим мы можем говорить о его отождествлении понятий «буржуа» и «неразвитие».
Как и большинство интеллигенции, относился к большевикам насторожено, но считал, что это единственная сила, способная остановить разруху.
Отражение революции в творчестве А.А. Блока.
Позиция Блока по отношению к
революционным переменам в
Как и большинство
С другой стороны, Блок объясняет, что задачи революции определяются злобой народа – исторически обусловленной злобой. Блок не щадит ни своих предков, ни себя. Народ поднимается, чтобы переделать все. Устроить так, чтобы все стало нормой. Чтобы грязная жизнь стала чистой, веселой и прекрасной. Блок понял, что сверхзадача революции утопична. Цель нереализуема. Интеллигенция (по Блоку) должна искать смысл, пытаться уловить логику происходящего. Нужно слушать музыку современности, а не выискивать фальшивые ноты, « всем сердцем слушать революцию». Отсюда «музыкальный» компонент революции: Блок замечает и фиксирует изменение темпа и ритма существования.
Если позволите, выражусь образно, как музыкантJ :«легато» буржуазного прошлого сменяется на «нон-легато» и даже «стаккато» революционного настоящего и стремительно изменяющегося, но такого близкого будущего.
«Сегодня я гений»- признание, не типичное для Блока.
Написав поэму о революции, Блок оказался в центре горячей полемики. Оценка власти была отрицательна; большевики взяли всего два лозунга. Писатели и читатели Блока судили так : «Я не мог и не хотел верить, что Блок … стал петь похабные частушки о том, как Ванька с Катькой сидят в кабаке» («Белогвардейская газета» 1919 г.) Гиппиус перестала здороваться с Блоком. Гумилев сказал, что Блок «вторично распял Христа и расстрелял государя». К нападкам Блок относился с удовлетворением – это доказало, что он смог сломать представление, о чем надо писать.
Поэму интерпретируют многие, все находят что-то свое, но все отмечают гармонию содержания и формы. Гаспаров: «12» - театр марионеток, где перед сценами происходит выход актеров. И все это на фоне задника (по обычаю – в красно-белых тонах), Блок следует традиции театра марионеток, но и вводит новые голоса – голоса Эпохи. Они словно неупорядочены – гул голосов проступает из 1-й главы. Многие считают, что это лирический герой Блока так изменился, что говорит разухабистые частушки. Но это революция Блоком воспринимается как гул голосов, хаос сословий, точек зрений, голосов - здесь Блок развивают тему «музыки революции» ( вот как тут все в отдельный ответ систематизировать?)
Другая глава начинается так, будто 1-й не было. Появились герои, которые существуют в той же системе координат, что и стихия – они тоже несут хаос. Все многоголосие в начале главы стихает. Чередование ритмически упорядоченных и неупорядоченных несет свой смысл: ритмичная сила, связанная с 12-тью и сила хаоса – сила созидания и разрушения, которая существует внутри самих 12-ти. Сторонний наблюдатель должен видеть в 12-ти ритмичную созидательную силу, но понимает, что ее нет. Это сбор хулиганов, деклассированных элементов (примятый картуз, бубновый туз, цигарка) – с винтовками. Они заняты чем угодно, только не революцией. Но они одновременно и – «стражи революции», которые говорят неизвестно, о чём. Они ставят себе задачу – раздуть мировой пожар. «Господи, благослови!» - не наполняется смыслом, это как элемент их речи. Но если придать этому смысл, то становится виден хаос, внутри 12-ти, с которым они не могут разобраться.
(Помнишь, Катя, офицера — // Не ушел он от ножа...). Катька погибает, становится «падалью». (Что, Катька, рада?— Ни гу-гу...// Лежи ты, падаль, на снегу!). Но заканчивается хаос призывом – «революционный держите шаг».
В 11 главе меняется пространство и время: ветер теперь бьет в лицо (он против них); то, что позади – не важно, но что-то происходит впереди. Они говорят о боге, который не упас их от убийства, о враге, который рождается впереди. И они двигаются вперед и дальше и никто не знает - в хаос или в ритм.
Здесь появляется самый загадочный
образ, который "облагораживает"
всю шайку:
(Нежной поступью надвьюжной, // Снежной россыпью жемчужной, //В белом венчике из роз - //Впереди - Исус Христос. )
Он возглавляет отряд красногвардейцев. Можно предположить, что этим автор придал бывшим преступникам ореол святости, и теперь это уже не "голотьба", а новый, революционный народ. А революция приобретает эпитет «священная», одобренная Богом (это для тех, кто все ещё верит, дополнительный аргумент).
Некоторые исследователи творчества поэта предложили трактовать эту идею шире. Двенадцать - это апостолы, возглавляемые Петром. Но они - апостолы нового времени, новой эпохи, предпочитающих вместо смирения борьбу. Развил эту точку зрения П. Флоренский. Его идея основывается на опечатке, допущенной Блоком в имени Христа - Исус (пропущена одна буква "и"). Случайным или необходимым назвать это сложно. Что этим хотел сказать автор? Может быть то, что возглавлял отряд не сын Божий, а самый настоящий антихрист. Именно он впереди красногвардейцев и всей революции в целом. Он как и Бог может быть "...и за вьюгой невидим" и "от пули невредим".
Нельзя забывать и о противоположной трактовке появления образа Христа в этой поэме. 12 красногвардейцев ведут его на казнь. Иисус здесь воплощение старого мира, который отжил своё и теперь должен быть уничтожен. В это случае закономерно и появление деталей: "кровавый" флаг в его руках - это не знак революции и ее победы, это кровь Христа на белом флаге - символе примирения и капитуляции.