Отрицательные герои "Войны и мира"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 17:33, биография

Краткое описание

Толстой приступил к работе над романом "Война и мир". Возникли личные и общественные вопросы, волновавшие писателя еще со времен Крымской кампании, встали теперь перед ним. Крестьянская реформа не устранила глубоких противоречий между помещиком и мужиком. "Великое благодеяние", обещанное народу, вылилось в отчаяние и протест миллионов. "Проблема мужика" по-прежнему оставалась в литературе главной.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)


 

 

Реферат по литературе на тему: Отрицательные герои в романе

“Война и Мир”

 

 

 

 

Работала: Карташёва Анастасия

Студентка группы ДЭА9-11

ТК АГУ

Преподаватель: Саенко Елена Витальевна

 

 

Толстой приступил к работе над романом "Война и мир". Возникли личные и общественные вопросы, волновавшие писателя еще со времен Крымской кампании, встали теперь перед ним. Крестьянская реформа не устранила глубоких противоречий между помещиком и мужиком. "Великое благодеяние", обещанное народу, вылилось в отчаяние и протест миллионов. "Проблема мужика" по-прежнему оставалась в литературе главной. Ее решение во многом зависело от тех коренных общественных преобразований, которые ожидали Россию в будущем. Задача состояла в том, чтобы "внести в мир идею общественного устройства без поземельной собственности...", идею, которая, по мысли Толстого, имеет будущность, то есть возможность духовного единения людей на основе равенства и братства. Задуманное произведение Толстой представлял себе как напоминание о том, что народ — огромная нравственная сила, которая подчиняет себе все здоровые силы общества. Основной оценкой главных героев Л.Н. Толстой сделал" народную мысль". Багратион, капитаны Тушин и Тимохин, А. Болконский и П. Безухов, П. Ростов, В. Денисов, Кутузов вместе с народом встают на защиту родины. Любят родину всей душой и сердцем и народ и героиня романа Наташа Ростова. Отрицательными персонажами романа являются князь Василий Курагин и его дети Анатоль, Ипполит и Элен, карьерист Борис Друбецкой, стяжатель Берг, иноземные генералы на русской службе — все они далеки от народа,  им интересны только личные выгоды. В романе упомянут беспримерный подвиг Москвы. Ее жители в отличие от жителей столиц других стран, покоренных Наполеоном, не захотели подчиниться завоевателям и покинули родной город. "Для русских людей, — говорит Толстой, — не могло быть вопроса, хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Хуже всего было быть под управлением французов. Войдя в Москву, которая была похожа на опустевший улей. Наполеон почувствовал, что над ним и его армиями занесена рука сильнейшего духом противника. Он стал настойчиво домогаться перемирия и дважды направлял послов к Кутузову. От имени народа и армии Кутузов решительно отверг предложение Наполеона о мире и организовал контрнаступление своих войск, поддержанное партизанскими отрядами. Потерпев поражение в Тарутинском бою, Наполеон оставил Москву. Вскоре началось беспорядочное бегство его полков. Превратившись в толпы мародеров и грабителей, наполеоновские войска бежали обратно по той же дороге, которая привела их в русскую столицу. После сражения под Красным Кутузов обратился к своим солдатам с речью, в которой сердечно поздравил их с победой и поблагодарил за верную службу отечеству. В сцене под Красным с особой проникновенностью раскрывается глубочайшая народность великого полководца, его любовь к тем, кто спас родину от иноземного порабощения, его настоящий патриотизм.
Однако следует заметить, что есть в "Войне и мире" сцены, где образ Кутузова показан противоречиво. Толстой полагал, что развитие всех событий, совершающихся в мире, не зависит от воли людей, а предопределено свыше. Писателю казалось, что и Кутузов думал так же. Но это решительно противоречит тому образу Кутузова, который создан самим, же Толстым. Писатель подчеркивает, что великий полководец умел понимать дух войска и стремился им управлять, что все помыслы Кутузова и все его действия были устремлены к одной цели — разгромить врага. Противоречиво нарисован в романе и образ солдата Платона Каратаева, с которым Пьер Безухов повстречался, и подружился в плену. Каратаеву присущи такие черты, как незлобивость, покорность, готовность простить и забыть любую обиду. Пьер с удивлением, а потом с восторгом слушает каратаевские рассказы, всегда кончавшиеся евангельскими призывами всех любить и всех прощать. Но тому же Пьеру пришлось увидеть страшный конец Платона Каратаева. Когда французы гнали партию пленных по осенней грязной дороге, Каратаев упал от слабости и не мог встать. И конвоиры безжалостно пристрелили его. Нельзя забыть эту страшную сцену: у грязной лесной дороги лежит убитый Каратаев, а около него сидит и воет голодная, одинокая, замерзающая собачонка, которую еще так недавно он спас от гибели... К счастью, "каратаевские" черты были несвойственны русским людям, защищавшим свою землю. Читая "Войну и мир", мы видим, что не Платоны Каратаевы победили армию Наполеона. Это сделали бесстрашные артиллеристы скромного капитана Тушина, храбрые солдаты капитана Тимохина, кавалеристы Уварова, партизаны ротмистра Денисова. Победили врага русская армия и русский народ. И это с убедительной силой показано в романе. Не случайно в годы второй мировой войны книга Толстого была настольной книгой людей разных стран, боровшихся с нашествием фашистских орд Гитлера. И она всегда будет служить для свободолюбивых людей источником патриотического воодушевления. Из эпилога, которым заканчивается роман, мы узнаем о том, как жили его герои после окончания Отечественной войны 1812 года. Пьер Безухов и Наташа Ростова соединили свои судьбы, нашли свое счастье. Пьера по-прежнему волнует вопрос о будущем его родины. Он стал членом тайной организации, из которой позднее выйдут декабристы. К его горячим речам внимательно прислушивается юный Николенька Болконский, сын князя Андрея, умершего от раны, полученной на Бородинском поле. О будущем этих людей можно догадаться, вслушавшись в их беседу. Николенька спросил Пьера: "Дядя Пьер... Ежели бы папа был жив... он бы согласен был с вами?" И Пьер ответил: "Я думаю, что да..." В конце романа Толстой рисует сон Николеньки Болконского. "Они с дядей Пьером шли впереди огромного войска", — снилось Николеньке. Они шли на трудный и славный подвиг. С Николенькой был отец, ободрявший и его и дядю Пьера. Проснувшись, Николенька принимает твердое решение: жить так, чтобы быть достойным памяти своего отца. "Отец! Отец! — думает Николенька. — Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен".  Этой клятвой Николеньки Толстой завершает сюжетную линию романа, как бы приоткрывая завесу в будущее, протягивая нити от одной эпохи русской жизни к другой, когда на историческую арену вышли герои 1825 года — декабристы. Так заканчивается произведение, которому Толстой, по его признанию, посвятил пять лет "непрестанного и исключительного труда".Среди нелюбимых Толстым персонажей особенно много представителей так называемого большого света. Существенно, что они относятся как раз к тем людям, которые претендуют на заглавную роль в истории. Толстой отрицает какое-либо положительное историческое их значение в такой же мере, как отрицательно относится к ним в смысле человеческом и нравственном. На самых первых страницах романа читатель знакомится с салоном Анны Павловны Шерер и самой Анной Павловной. Примета её характера – постоянство дел, слов, внутренних и внешних жестов, даже мыслей: «Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться». За этой характеристикой – авторская ирония и прямая неприязнь к персонажу. Авторское отношение к герою видно уже в самом этом намеренно повторяемом и в толстовском словоупотреблении сугубо значимом слове «постоянно».Свое отрицательное отношение к герою Толстой выражает совсем не обязательно пространно. Чаще всего в своей не симпатии он точно проговаривается – и проговаривается сплошь и рядом одним-единственным словом. Когда Наполеон, столь нелюбимый Толстым, в своем кабинете смотрит на портрет сына, об этом говорится так: «Он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности». В данном контексте выражение «сделал вид» воспринимается не как галлицизм, а в своем прямом, обнаженном значении. Слово у Толстого оказывается не описательным, а резко оценочным. Похоже «проговаривается» Толстой и говоря об Анне Шерер: «лицо ее вдруг представило глубокое и искреннее выражение преданности и уважения, соединенное с грустью…». «Представило» сразу же ассоциируется с игрой, со сценой, с поведением искусственным, а не естественным. И то, что рядом со словом «представило» оказываются слова «глубокое и искреннее выражение», своей иронической контрастностью только усиливает эту ассоциацию. Во многом подобен Анне Павловне другой герой «большого света» князь Василий Курагин. Знакомя его с читателем, Толстой так рисует его портрет: «…вошедший князь, в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, с светлым выражением плоского лица…». В портрете больше всего внимания уделено внешнему, тому, что выявляет в персонаже не личное и индивидуальное, а общесословное. Это уже само по себе настораживает: не означает ли отсутствие сугубо личных примет во внешности и внутреннего безличия? Интересно, что в описании князя Василия даже слова положительные и не внешние по своему прямому словарному значению приобретают в контексте характер и внешний, и совсем не положительный. «Светлое выражение» не может быть изнутри, духовно светлым на плоском лице. Как и в случае с Анной Павловной, Толстой, представляя героя, сразу же выдает свою нелюбовь к нему. У Толстого-писателя это постоянная и характерная черта: черта художественная и в равной степени нравственная. У князя Василия черты индивидуальные и личностные отсутствуют и в самом деле не только в портрете. Где жизнь предполагает разнообразие, он удивительнейшим образом демонстрирует свою неизменяемость и постоянство. Он говорит, «не изменяя голоса», с разными людьми и на разные темы. Он «уверяет» своего собеседника, вовсе не желая, чтобы тот ему верил, уверяет «по привычке, как заведенные часы» и т. д., и т. п.В одном месте Толстой противопоставляет Василия Курагина Анне Павловне Шерер – но явно не всерьез, противопоставление оказывается мнимым: «Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы. Анна Павловна, напротив, несмотря на свои сорок лет, была преисполнена  порывов…».Это «напротив» у Толстого не знак противоположного, а знак иронии. То, что и слово, и сравнение в целом носит иронический характер, становится совсем очевидным из дальнейшего разъяснения: «Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть людей, знавших ее, делалась энтузиасткой». Поведение Анны Павловны, по существу, не отличается, а похоже на поведение князя Василия: она тоже как будто исполняет роль «в старой пьесе». Противопоставление в данном случае оказывается ещё одним утверждением сходства героев через иронию. Похожи друг на друга, не только Анна Шерер и князь Василий. Их сходство носит типологический характер. Сходство в большей или меньшей степени распространяется на всех сугубо светских людей. Оно распространяется среди прочих и на красавицу Элен, дочь Василия Курагина. В Элен тоже все повторяется, все неизменно и постоянно. Она всегда одинаково красива. Даже улыбка на ее лице всегда одинаковая: «Она поднялась с того же неизменяющейся улыбкой вполне красивой женщины»; она села перед виконтом «и освещала и его все тою же неизменною улыбкой». Для Толстого все это не нейтральные приметы, а знаки человеческой, духовной недостаточности. Толстой сравнивает Элен с ее братом Ипполитом: «Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою, неизменною улыбкой жизни и необычайною, античною красотой тела; у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом…»Противопоставление это отчасти подобно противопоставлению Анны Павловны и князя Василия. Оно внешнее и в конечном счете мнимое. Сестра, при всей красоте ее лица и античной фигуры, в том, что касается собственно человеческих, нравственных, ценностей, мало чем отличается от брата. Они в одинаковой степени самоуверены и самодовольны, т. е. неподвижны духовно, внутренне застойны. Даже «идиотизм», которым было отуманено лицо Ипполита, кладет тень и на лицо его сестры. В глубоком противоречии с идеалом Толстого находятся не только типичные светские люди, но и сама атмосфера спета, его особенная, ненормальная жизнь. Описывая вечер у Шерер, Толстой пишет: «Вечер Лины Павловны был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и, не умолкая, шумели…». Образ прядильной мастерской – в описании ключевой и идейно значимый. Для Толстого мир света – механический. Говоря о виконте, Толстой замечает: «Анна Павловна, очевидно, угощала им своих гостей. Как хороший метрдотель подает, как нечто сверхъестественно прекрасное, тот кусок говядины, который есть не захочется, если увидать его в грязной кухне, так в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата…». Сравнение, которым пользуется здесь Толстой, не разъясняет предмет описания, не оживляет его, а резко снижает. Это род иронического сравнения. При изображении вечера в салоне Анны Павловны, Толстой прибегает к сравнениям неоднократно. Поэты и писатели часто, ведя разговор о неживом предмете, олицетворяют его: уподобляют его живому, самому человеку и тем самым делают предмет более доступным человеческому пониманию и человеческим чувствам. В изображении Толстым «большого света» мы наблюдаем действие обратного закона. Живое, люди, сближаются и сопоставляются с неживым – прядильной машиной, куском говядины, ростбифом и проч.- они как бы приравниваются к неживому. То, что в норме должно быть одухотворенным и близким, воспринимается читателем как нечто далекое, бездушное. Происходит своеобразное «отчуждение» героев отрицательных. Глубоко чуждые автору, они художественно «отчуждаются» и от читателя. Одной из ненормальностей светской жизни, как ее понимает Толстой, является полное смешение в ней нравственных представлений и оценок. В свете не знают, что истинно хорошо и что дурно, что умно и что глупо. Или не хотят знать. В салон Анны Павловны входит Пьер Безухов, человек молодой и по-своему мыслящий. То, что Пьер человек мыслящий, имеет цену для автора, но не для Анны Павловны или князя Василия: «Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне. Но, несмотря на низшее по сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх».

Из эпилога, которым заканчивается роман, мы узнаем о том, как жили его герои после окончания Отечественной войны 1812 года. Пьер Безухов и Наташа Ростова соединили свои судьбы, нашли свое счастье. Пьера по-прежнему волнует вопрос о будущем его родины. Он стал членом тайной организации, из которой позднее выйдут декабристы. К его горячим речам внимательно прислушивается юный Николенька Болконский, сын князя Андрея, умершего от раны, полученной на Бородинском поле.
    О будущем этих людей можно догадаться, вслушавшись в их беседу. Николенька спросил Пьера: "Дядя Пьер... Ежели бы папа был жив... он бы согласен был с вами?" И Пьер ответил: "Я думаю, что да..."
    В конце романа Толстой рисует сон Николеньки Болконского. "Они с дядей Пьером шли впереди огромного войска", — снилось Николеньке. Они шли на трудный и славный подвиг. С Николенькой был отец, ободрявший и его и дядю Пьера. Проснувшись, Николенька принимает твердое решение: жить так, чтобы быть достойным памяти своего отца. "Отец! Отец! — думает Николенька. — Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен".
    Этой клятвой Николеньки Толстой завершает сюжетную линию романа, как бы приоткрывая завесу в будущее, протягивая нити от одной эпохи русской жизни к другой, когда на историческую арену вышли герои 1825 года — декабристы.
    Так заканчивается произведение, которому Толстой, по его признанию, посвятил пять лет "непрестанного и исключительного труда".



Информация о работе Отрицательные герои "Войны и мира"