Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 04:57, биография
Лев Иванович Поливанов (27 февраля 1838, с. Загарино, ныне Краснооктябрского район Нижегородской области — 11 февраля 1899, Москва), русский педагог, литературовед, общественный деятель. Окончил в 1861 историко-филологический факультет Московского университета.
Поливанов Лев Иванович.
Лев Иванович Поливанов (27 февраля 1838, с. Загарино, ныне Краснооктябрского район Нижегородской области — 11 февраля 1899, Москва), русский педагог, литературовед, общественный деятель. Окончил в 1861 историко-филологический факультет Московского университета. В 1868 открыл в Москве (Пречистенка, дом 32) частную мужскую классическую гимназию, директором которой был до конца жизни. В этой школе учились многие будущие прославленные русские литераторы: Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Вадим Шершеневич, Сергей Шервинский, Сергей Эфрон, Николай Позняков, шахматист Александр Алехин и многие другие.
Будучи
методистом филологом логико-
Поливанов стал одним из основоположников стиховедения, исследовавшим ритмику 6-стопного ямба в русской поэзии XVIII—XIX в. (предисловие к переводу «Аталии» Расина).
С 1844 года жил в Москве, учился в 1-й и 4-й гимназиях.
В 1861 году
окончил историко-
С 1864 по 1875 год работал учителем русского языка и словесности в 4-й мужской гимназии, где ранее учился сам.
Поливанов
пытался развить у своих
Вот что писал один из учащихся 4-й гимназии о Поливанове: «Надо было слышать его уроки, полные жизни, производившие впечатление чего-то необыкновенного, казавшиеся иногда какими-то вдохновенными импровизациями, заражавшие любовью к предмету и учителю. Надо было чувствовать это неотразимое нравственное влияние, при котором всякое слово его было законом, всякое мнение — высшим авторитетом».
В 1868 году Л.И. Поливанов открыл и свыше 30 лет возглавлял частную гимназию, ставшую известной как «Поливановская». Она была одним из лучших частных учебных заведений Москвы.
В Поливановской гимназии царил культ литературы и искусства, действовал «Шекспировский кружок», составленный в основном из бывших выпускников. Там изучались и ставились произведения великого английского драматурга, некоторые — впервые в России.
В «Поливановской» гимназии работал сильный преподавательский коллектив.
Сам Поливанов, преподававший латынь, логику и словесность, был душою гимназии.
По словам его коллеги Л. П. Бельского, это был «педагог-художник и педагог-мыслитель», который «нашел в себе идеал педагога-человека, живого, увлекающегося, не ставящего узких рамок своей деятельности».
Многие выпускники Поливановской гимназии, в частности В. Брюсов и А. Белый, оставили самые тёплые воспоминания о своём наставнике.
Выпускники гимназии с 1875 году получили статус окончивших государственные учебные заведения.
На педагогическую
систему того времени большое
влияние оказали составленные Л.И.
Поливановым и многократно
В предисловиях к хрестоматиям, в статье «Урок объяснительного чтения и логического разбора в связи с изустным и письменным воспроизведением мыслей» (1868 год) излагаются взгляды Поливанова на цели и методику объяснительного чтения в младших и средних классах гимназий.
Основной
задачей преподавателя-
Тексты, несущие только новые знания, Поливанову не интересны, ему важнее научить юных читателей разбираться в логике соединения слов, предложений, периодов в единое художественное целое.
В основе методики анализа текста у Поливанова лежит изучение композиции, плана произведения и анализ его языковых особенностей. Он предпочитает разборы небольших произведений или цельных фрагментов, связывая изучение содержания произведения с его грамматическим строем, приучая воспитанников получать «вкус к стилю фразы» (А. Белый).
В предисловии
ко второй части хрестоматии Л.И.
Поливанов помещает интересные образцы
логико-стилистического
Третья часть хрестоматии Поливанова, адресованная учащимся старших классов, является практическим пособием при изучении стилистики, теории прозы и поэзии.
Третье её издание, вышедшее под названием «Методическая русская хрестоматия» (1883 год), получило самую высокую оценку критиков и было удостоено премии Петра Великого.
Задачами практического обучения языку объясняется тот факт, что раздел «Для изучения стилистики и теории прозы» здесь втрое превышает по объему раздел «Для изучения теории поэзии».
Кроме того, Поливанов считает, что в старших классах «хрестоматия должна принять на себя заботу о прозаиках, уже уступая поэтов отдельным изданиям».
Оба раздела хрестоматии дополнены краткими руководствами по теории прозы и поэзии, а также образцами разборов отдельных произведений, например «Слова» Филарета, баллад Шиллера.
Л.И. Поливанову
принадлежат также несколько
историко-литературных работ, а также
комментарии к пятитомному
Его перу
принадлежат
Поливанов подготовил комментированные издания для школьного и семейного чтения сочинений Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина.
Поливанов стал одним из основоположников стиховедения, исследовавшим ритмику 6-стопного ямба в русской поэзии XVIII—XIX в..
Л.И. Поливанов был членом Московского комитета грамотности.
Общественное признание педагога как деятеля русской культуры связано с фактом работы Л.И. Поливанова в качестве главного организатора Первых Всероссийских Пушкинских торжеств в Москве в 1880 году.
Скончался Лев Иванович Поливанов в 1899 году в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Надгробие на его могиле сооружено на средства выпускников и педагогов Поливановской гимназии.
Владимир Соловьев в некрологе, опубликованном в «Вестнике Европы», высоко оценил научную и преподавательскую деятельность Поливанова, подчеркнул большое воспитательное влияние личности учителя-гуманиста: «Поливанов был воплощённое душевное движение, безостановочная вибрация ума и сердца. ...В мире учащихся по всей России имя Л.И. Поливанова всем хорошо известно. Он оставил немало ценных трудов, педагогических и литературных... А его живой ум выказывал иногда большую проницательность и далеко за пределами педагогики и литературы».
Написал: "Жуковский и его произведения"" (под псевдонимом Загорина, 2-е изд., 1883); издал сочинения А.С. Пушкина, с подробными комментариями, и ряд учебников и пособий по русскому языку и словесности; поместил в периодических изданиях множество статей по педагогике и дидактике; перевел ""Гофолию"" Расина и ""Мизантропа"" Мольера; написал предисловие и примечания к сборнику статей М.Н. Каткова , изданному под заглавием ""Наша школьная реформа"" (1890). Умер в 1899 г.