В своих рассказах К.Г.
Паустовского стремился показать «человека
в человеке» - писатель раскрывал своих
героев «изнутри», показывая не их профессию
или род занятий, а их сущность. Именно
«внутренний портрет» человека больше
всего интересует Паустовского в его произведениях.
Можно сказать, что через него он исследует
и общество, и мир.
Для писателя
всегда очень ценным была «нематериальность»
человека, его способность видеть
прекрасное, творить красоту в
своей душе и в душах окружающих,
твердо следовать своим принципам
и идеалам. Такими людьми в
рассказах Паустовского часто
являются художники – «люди
искусства» в самом широком
смысле слова.
Таков, например,
«неприкаянный» грузинский художник
Нико Пиросманишвили, гениальный
нищий самоучка («Грузинский художник»).
Он вынужден писать картины
за еду и ночлег. Нико получает
признание лишь после смерти,
но это не «отвращает» его
от его пути.
Пиросманишвили
– романтический борец и протестант.
Он «выковывает» себя в столкновениях
со всем окружающим. Беззаветно
преданный идее искусства, герой
готов с любым вступить в
бой. И, в финале, он оказывается
победителем.
Паустовский
даже сделал художников героями
своего раннего романа «Романтики».
Это молодой писатель Максимов
и его друзья. Художники противопоставляют
себя мещанскому образу жизни,
они счастливы и горды своей
причастностью к искусству, крайне
довольны своей неустроенностью.
Герои пытаются «создать свой
мир — необычный и чуждый
всему окружающему — царапающемуся,
жалкому и смешно неразумному».
Можно сказать,
что художники сознательно проходят
мимо скучной для них реальности.
Все их разговоры сознательно
отвлеченны, их творчество часто
достается дорогой ценой –
ценой лишений и разбитых жизней.
«Ранние» художники
Паустовского романтичны. Поэтому
Максимов все время ищет потрясений,
даже радуется им. «Часто я
спрашиваю себя — достаточно
ли я страдал, чтобы быть
писателем»,- рассуждает он сам
с собою.
В позднем
периоде творчества художники
Паустовского — это простые
труженики и умельцы, любовно
украшающие родную землю. Это
доброжелательные, глубоко мирные,
понятные и близкие люди. У
них обыкновенные имена и фамилии,
например, художник Петров. Такие,
как он, сажают леса и цветы,
много учатся, читают, размышляют
и спорят.
Благородные
общественные цели, осмысленное
существование формируют внутреннее
существо всех художников Паустовского,
черты их характера и их
душевный склад. Сердца художников
открыты навстречу друг другу,
они склонны к дружбе, им враждебны
жестокость и пошлость, эти люди
бережны и чутки к чужому
горю.
Именно поэтому
само горе — смерть близкого
человека, временная неудача, какое-нибудь
жизненное потрясение — переносятся
этими героями легче. Разделенное
сочувствием друзей, любое горе
только углубляет и очищает
душу, делает ее строже и восприимчивее.
Мир для художников
Паустовского оказывается полон
хороших симпатичных людей —
поэтому в нем невозможно долго
оставаться одиноким, страдающим, лишенным
дружеского участия и сердечной
близости.
Писатель в
своих рассказах часто прибегает
к однолинейному повествованию,
где судьба героя прослеживается
с начала и до конца. Так,
в своем позднем творчестве
Паустовский обращается к формам
«воспоминаний», рецензий, вступительных
статей: «Молодость» — о Багрицком,
«Малышкин. (Памяти писателя)», «Константин
Симонов», «Алексей Толстой», «Жизнь
Грина». Здесь писатель создает
и разрабатывает самостоятельный
жанр своеобразного романтического
портрета, наполненной теплотой
и «родством души»
Таким образом,
художники в «галерее» рассказов
Паустовского романтизированы, наделены
«лучшими чертами» человечества
– талантом, верой, способностью
видеть и создавать красоту,
делать этот, часто прозаический,
мир лучше и прекраснее.
Художники у
Паустовского – люди, умеющие
понимать и видеть самое главное
в мире и в людях. Именно
поэтому они становятся некими
учителями, гуру для других
героев, часто сами не подозревая
об этом (скульптор Тимофеев из
рассказа «Телеграмма»).
«Галерея» художников
в рассказах Паустовского ярка
и самобытна. В то же время
всех их объединяет нечто общее
– то, что делает этот мир
лучше.