Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 17:32, сочинение
В пяти «портретных» главах перед нами последовательно предстают помещики, которых посещает на своем пути Чичиков: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич и Плюшкин. Все они ведут паразитический образ жизни, не приучены к труду и проводят свои дни в праздной бездеятельности. Эти общие социальные черты, обусловленные крепостным правом, но они принимают в каждом помещике свои формы, - каждый из них обладает ярко выраженной индивидуальностью. Главы, посвященные этим «героям», располагаются в особой последовательности - по степени их деградации. Первым в галерее «бесполезных» помещичьих типов выступает Манилов. Он не может сказать Чичикову, сколько у него крестьян и умирали ли они со времени последней ревизии. Перед нами наивный, благодушный и сентиментальный мечтатель.
В пяти «портретных»
главах перед нами последовательно предстают
помещики, которых посещает на своем пути
Чичиков: Манилов, Коробочка, Ноздрев,
Собакевич и Плюшкин. Все они ведут паразитический
образ жизни, не приучены к труду и проводят
свои дни в праздной бездеятельности.
Эти общие социальные черты, обусловленные
крепостным правом, но они принимают в
каждом помещике свои формы, - каждый из
них обладает ярко выраженной индивидуальностью.
Главы, посвященные этим «героям», располагаются
в особой последовательности - по степени
их деградации.
Первым в галерее «бесполезных» помещичьих
типов выступает Манилов. Он не может сказать
Чичикову, сколько у него крестьян и умирали
ли они со времени последней ревизии. Перед
нами наивный, благодушный и сентиментальный
мечтатель.
В следующей главе мы встречаемся с яркой
противоположностью бездеятельного Манилова
- хлопотливой Коробочкой. Имена своих
крестьян она знает наизусть, но умственный
кругозор ее ограничивается кругом хозяйственных
интересов.
После разговора с Коробочкой Чичиков
встречается с представителем еще одного
типа помещиков. Ноздрев - человек самостоятельный
и решительный. Непоседа, кутила, герой
ярмарок, попоек и карточного стола, он
проматывает доходы, получаемые от подневольного
труда своих крестьян. Хозяйство свое
Ноздрев полностью запустил, в отличном
состоянии находится только его псарня,
это бесшабашный хвастун и лгун, причем
лгун по призванию и убеждению.
Вырвавшись от Ноздрева, Чичиков приезжает
к Собакевичу. Этот помещик резко отличается
от других своей расчетливостью и хитростью.
В нем нет ни благодушия Манилова, ни скопидомства
Коробочки, ни буйного сумасбродства Ноздрева.
И уж он-то сумеет извлечь выгоду! Собакевич
совершенно не удивлен предложением Чичикова
купить у него мертвые души, он озабочен
только тем, как бы выколотить выгодную
цену.
Предельной степени омертвения, полной
утраты связи с миром достигает в поэме
Плюшкин. Гоголь называет его «прорехой
на человечестве», так как жадность, страсть
к наживе и бессмысленному накопительству
совершенно уничтожили в нем живого человека.
Сравнивая гоголевских помещиков, можно
обнаружить в каждом из них свои «преимущества»,
вернее, свои пародии на ум, сердечность,
хозяйственность. Но всех их объединяет
один признак - античеловеческая сущность,
названная Гоголем пошлостью «холодных,
раздробленных характеров». Всех помещиков
характеризует полное отсутствие духовности,
мелочность, ограниченность, примитивность
страстей и стремлений, убожество внутреннего
мира. Во всех помещиках неистребима привязанность
к собственности, которая, в свою очередь,
совершенно убивает в них привязанность
к людям. Их увлечения передают пошлость
всего представленного общества. Поскольку
образы всех помещиков взяты, или, как
говорил сам Гоголь, «списаны» им с самой
жизни, они являются порождением феодально-крепостнического
строя, при котором никчемность и мечтательность
Манилова, скопидомство Коробочки, мотовство
и сумасбродство Ноздрева, расчетливость
Собакевича, убожество Плюшкина - типичные,
нормальные жизненные явления.
Таким образом, в образах пяти помещиков,
которых посетил главный герой поэмы,
скупая мертвые души, Гоголь продемонстрировал
постепенное омертвение их собственных
душ, утрату ими положительных человеческих
качеств, мастерски раскрыл взаимоисключающую
природу человеческой «души» и «приобретения»
(главного принципа зарождавшегося в России
буржуазного строя). Сатирически высмеяв
жадность, глупость, праздность и убожество
помещиков, Гоголь разоблачил всю карикатурность
и «общую бесполезность» их существования.
Но смех его горек, поскольку он любит
Россию, прекрасную и великую страну, наполненную
такими вот существами, противоречивую,
страшную и бесконечно необъяснимую.
Информация о работе Почему Чичиков помещал помещиков именно в этой последовательности