Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 14:01, контрольная работа
Он много ездил по краю и, как все, проникался особой любовью к Северу – к охотникам, оленеводам, жителям стойбищ и чумов. Об этом есть выразительные стихи уже в первом сборнике «Из лирического дневника»(1959). Это название словно бы предопределило его дальнейший путь. Он всегда говорил о близком ему и сокровенном, нередко исповедовался в стихах, сетовал на несовершенство человека вообще и на свое собственное. В самих названиях его сборников заключен поэтический образ движения во времени и пространстве: «Восточным ветрам навстречу», «Дорога к радуге», «Три дороги», «Позднее признание в любви» и другие.
Вариант 10
Прекрасен мир. Ах, как же он прекрасен -
От тоненькой травиночки до звезд.
От тоненькой травиночки до звезд...
Именно таков диапазон творчества сибирского поэта, прозаика, публициста Зорин Яхнина.
Искренность, неподдельное уважение к своему читателю, с которым он вел серьезный, доверительный разговор о любви, счастье, о быстротечном времени, о вечных человеческих ценностях, всегда были свойственны творчеству Зория Яхнина.
В своих стихах, публиковавшихся на страницах краевых и центральных газет, в альманахе «Енисей», в «Литературной газете», в московском «Дне поэзии», во многих областных изданиях, он вел с читателем серьезный, доверительный разговор о жизни, о любви, о счастье, о быстротечном времени, о вечных человеческих ценностях:
Настала знаменитая пора:
Ударил дождь по листьям, стеклам, рамам.
И боль, как затвердевшая кора,
Становится не болью - старым шрамом.
Последнею любовью полюбя
Поникший лес, травиночки не трону,
Вхожу в него, как в самого себя,
И всматриваюсь в корни, а не в крону.
Стихи Зория Яхнина наполненны раздумьями о сложностях бытия, о месте человека в мире, о времени, к пульсу которого 3. Яхнин всегда чутко прислушивался. В стихах явственно просматриваются постоянные для всего творческого пути автора темы, мотивы и идеи, И в тех случаях, когда мотивы эти получают свежее, истинно поэтическое воплощение, рождаются стихи, удовлетворяющие взыскательный вкус. А там, где поэт довольствуется поверхностной скорописью, появляются самоповторы и штампы.
Обостренность поэтического чувства, способность к сопереживанию, осознание неповторимости человеческой жизни, ощущение своей причастности ко всему на Земле, ответственность за то, что происходит в мире - вот мотивы поздней лирики Зория Яхнина.
Он много ездил по краю и, как все, проникался особой любовью к Северу – к охотникам, оленеводам, жителям стойбищ и чумов. Об этом есть выразительные стихи уже в первом сборнике «Из лирического дневника»(1959). Это название словно бы предопределило его дальнейший путь. Он всегда говорил о близком ему и сокровенном, нередко исповедовался в стихах, сетовал на несовершенство человека вообще и на свое собственное. В самих названиях его сборников заключен поэтический образ движения во времени и пространстве: «Восточным ветрам навстречу», «Дорога к радуге», «Три дороги», «Позднее признание в любви» и другие.
Поэт восхищается стойкостью, упорством и выносливостью хрупких цветов, выросших в условиях сурового Севера. Зорий Яхнин даже завидует этим растениям и преклоняется перед ними.
«Пою Окраины России» — это и признание, и декларация, и творческая практика: по страницам «Невечной мерзлоты» можно судить и о географии путешествий поэта, и о круге его знакомств, и о душевных склонностях. Тут Богучаны и Мессояха, берег Кантегира и Байкал, Норильск и Шушенское,.. И близкие автору люди — скромный краевед из райцентра, домовитая деревенская хлопотунья Ездокия Семеновна, старый полуфолькпорный сапожник Евсей — во всем этом также чувствуется непритворный демократизм мироощущения, пристальное внимание к поэзии обыденной жизни, глубокое уважение к каждому человеку, встретившемуся на житейских перекрестках. Всего несколько строк, а нам уже вполне ясны и глубокое знание автором «окраин России», и уважительно-заинтересованное к ним отношение, и умение точными штрихами живописать их неброское обаяние.
В кругу этих мотивов 3. Яхнин чувствует себя на редкость уверенно, а в их поэтической разработке он — вполне сложившийся мастер. Привлекает его стремление самостоятельно ориентироваться в системе жизненных ценностей:
Мне нужно слышать, слышать самому
И соловья, и карканье вороны.
Сам отличу от желудей Патроны
Ваш пересказ на веру не приму.
Иными средствами разрабатывает поэт одну из давних и любимых своих тем: мужество рабочего человека, покоряющего сибирские просторы, обживающего эту суровую землю. По-бытовому прозаические интонации сменяются здесь открытым пафосом разговора от имени целого поколения романтиков, пришедших в Сибирь делать большие дела.
Особую страницу его творчества представляют литературные переводы, он включил их даже в один из своих поэтических сборников, объединив общей рубрикой «Стихи моих друзей». Это, действительно, стихи его друзей, Алитета Немтушкина, Любови Ненянг, Ивана Удыгира, - людей, чье поэтическое мировоззрение созвучно его душе.
Стихи последних лет были далеко не безоблачными, они были наполнены болью за Россию, тревогой за ее судьбу. Наверное, кому-то эти стихи казались чересчур резкими, даже «непоэтичными», но Зорий Яковлевич объяснял это так: «Поэзия должна быть социальной, это в традициях русской литературы. Когда стране туго, поэт не может делать вид, что все вокруг славно и мило». И все-таки его вера в Россию была неистребима:
Все вынесла: и горькую суму,
Пиры бояр, опричнины гоненья...
Я поклонюсь терпенью твоему,
Но мне твое дороже нетерпенье,
Когда, освобождаясь от оков,
Ты сбрасываешь (было это, было)
С хребта, как норовистая Кобыла
Жестоких неумелых ездоков.
Герой поэтических книжек Зория Яхнина живет в Сибири, в тех местах, где многие названия городов и рек своего рода опознавательные знаки движения, напряжения жизни, ее остроты.
Здесь есть, понимает читатель, к каким источникам приникать, есть на чем остановить взгляд, есть где закалить поэтический характер.
И он есть, этот характер, у поэта. Есть, несмотря на то, что стихи его не наряжаются в модную одежду, трудно поддаются классификации, определению.
Мы привыкаем к поэту, привыкаем так, что подчас неспособны, впустить его стихи к себе, не замечаем, как он, оставаясь самим собой, неуловимо изменялся и продолжает изменяться.
В разделе «Случайные встречи» поэт дает сатиру и юмор, обнаруживает умение просто и спокойно показать и осудить того, кто не умел сохранить любовь, кто равнодушно оставляет другого в ночную мокнуть на улице, кто гибнет из-за «ста граммов с прицепом», кто всю жизнь призывает парить, оставаясь сам бескрылым.
Стихи 3. Яхнина, безусловно, отличаются свежестью, непосредственностью восприятия жизни, часто оригинальными замыслами и оригинальными поэтическими образами, ясностью и чистотою языка. Поэту нужно больше работать над ритмикой его стихов, ввести в них музыку. Ведь стихи не просто читаются, но и заучиваются наизусть, и чем легче они будут запоминаться, заучиваться, тем больше обеспечена их жизнь и действенность. Нужно вызывать у читателя желание выучить стихотворение, читать его вслух, нести в аудитории, в жизнь. Не все стихи 3. Яхнина легко читать и учить наизусть. Вот начало стихотворения «На восток»:
Пройдя полверсты по таежным завалам.
Они точили вновь топоры.
Над ними
Тревожно
И зло завывали
Изголодавшиеся комары.
Только вчитавшись несколько раз, постигаешь написанное, сразу же картина не создается. В стихотворении должно быть больше легкости, которое достигается не отсутствием определенного. Только вчитавшись размера стиха, сохраненного и в диалогической речи. Учиться ритмике, музыке стиха нужно у классиков русской поэзии, не пренебрегать тем, что уже достигнуто в нашей поэзии.
Писательская судьба Зория Яхнина сложилась счастливо: его творчество всегда было востребовано, на его стихах выросло целое поколение читателей.
Главная задача Астафьева – помочь каждому из нас постичь смысл жизни, познать себя и через это познание, возможно, измениться и найти свое место в жизни.
Вот поэтому мы так часто обращаемся к его книге «Затеси», которая стала настольной, так как учит не только думать, размышлять, но и владеть словом, творить во имя добра.
Затесь (в предисловии к сборнику «Затеси») - стёс, сделанный на дереве топором или другим острым предметом, делали его таёжники, чтобы не потерять дорогу. Затесь - отметина, зарубка в сердце писателя, сделанная самой жизнью.
Для рассказов Астафьева из цикла «Затеси» характерна своеобразная композиция: первая часть- формулировка проблемы, во второй части происходит ее осмысление, в третьей части дается авторская позиция.
«На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна».
Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.
В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» ее на вокзале.
В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.
Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.
Этой «Затесью» В.Астафьев пытается вызвать интерес к таким нравственным категориям, как «ответственность», «долг».
Как видно, рассказ совсем небольшой по объёму, но не оставляет равнодушным никого.
Астафьев не идеализирует человека, не умалчивает о его жестокости, неблагодарности и черствости. Читаешь его бытовую зарисовку под названием «Записка» и диву даешься, как очерствели люди.
«На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна»,– так начинается небольшой рассказ. Вместе с писателем задумываешься, о ком же пойдет речь, кто заслужил такую нелестную характеристику. Вчитываешься и с ужасом узнаешь, что с такой запиской оставил «родной сынок ... собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» ее на вокзале». Судьба бедной, несчастной женщины предопределена сыном: она ему не нужна, пусть кто-нибудь возьмет ее в качестве няньки, домработницы, сторожихи. Вот как решается порой в наше время вечная проблема отцов и детей! Автор негодует по поводу увиденного и сожалеет о том, что «отменена публичная порка». Он выносит сыновьям, жестоко относящимся к своим матерям, суровый приговор: «Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно».
Записка, найденная «в кармане выходной плюшевой жакетки матери», для Астафьева становится настоящим обвинительным актом жестокости, человеческой неблагодарности. Заслуга писателя в том, что на основе мрачных зарисовок автор пытается пробудить в наших душах чувство сострадания и милосердия к самым близким и родным.
Журнал для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Разделы журнала: весёлые истории, задачки и головоломки, раскраски и правила, сказки, азбука и счет, поделки; страничка для родителей и кулинарная детская страничка.
В журнале есть такие замечательные рубрики, как «Узнавай и удивляйся». Например: прочитав эту рубрику можно узнать, когда пингвин сбрасывает шубу, или кто изобрел бублик, или как пуговица может спасти от злых духов…
В рубрике «Топтыжка-путешественник» предлагается перевести текст с английского языка.
Во многих странах существует красивая традиция - прикреплять на одежду, дарить красно-белые «мартеницы», поздравляя друзей с приходом весны. Их покупают или делают сами, как болгарские ребята, которые прислали свои мартеница в «Топтыжку». Хотите узнать, как их делать? Напишите в Болгарию, адреса болгарских школьников можно найти на страничке «Здравствуй, незнакомый друг».
Клуб «Шутки у Топтыжки» предлагает веселые ответы на уроках.
- Где твоя тетрадь?
- Она скончалась.
В журнале есть очень познавательная рубрика «Чтобы не случилось беды». Прочитав эту рубрику можно узнать, как не попасть на крючок вымогателей или что такое наркотики.
Журнал «Топтыжка» предлагает ребятам, своим читателям, сочинить для «Топтыжки» увлекательные «правдивые» истории. Лучшие из них «Топтыжка» напечатает на своих страницах, а авторы получат призы.
Те ребята, которые выписывают журнал давно, уже знакомы с Топтыжкой-бизнесменом. Этот предприимчивый медведь успел открыть магазин в лесу, пережить финансовый кризис, поработать министром финансов и даже стать советником президента. Новые встречи с Топтыжкой-бизнесменом у вас, ребята, впереди, а пока он предлагает вам отгадать экономические загадки.
В рубрике «Разные разности» предлагается разгадать ребус, соединить точки по порядку и раскрасить картинку, отгадать загадку, подобрать ключи к замку.
Журнал рекомендован Министерством образования России для внеклассного чтения в начальной школе.
Журнал красочный, хорошо иллюстрированный.