Поэтика сновидений в творчестве А.С. Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:06, доклад

Краткое описание

Данная работа посвящена роли и месту мотива сна в творчестве А.С.Пушкина. Под сном понимается сон не столько как психофизическое явление, но и как элемент художественного произведения. Подразумеваются также случаи, когда сон является фактом создания героя.

Вложенные файлы: 1 файл

Абросимова Елизавета тезисы Поэтика сна в тв-ве Пушкина.docx

— 23.77 Кб (Скачать файл)

Абросимова Елизавета, ученица 6 Б класса

   МОУ СОШ  «Дневной  пансион-84»

 

Тезисы 

Творчество А.С. Пушкина вот уже  более двухсот лет приковывает пристальное внимание  критиков и лингвистов, литературоведов и  философов. Читая его произведения, я обратила внимание, что в каждом произведении у Пушкина есть картины, связанные со сном героя. И этот сон является  либо предзнаменованием, либо предчувствием какой-то беды.

 Данная работа посвящена роли и месту мотива сна в творчестве А.С.Пушкина. Под сном понимается сон не столько как психофизическое явление, но и как элемент художественного произведения. Подразумеваются также случаи, когда сон  является фактом создания героя.

Я понимаю, что художественное понятие сновидности Пушкин в огромной степени наследует из русского фольклора. Мотив сна входит в пушкинский поэтический мир из русской дворянской культуры 18 столетия - одного из важнейших источников формирования Пушкина как писателя.

Актуальность исследования обусловлена возросшим интересом к поэтике сновидений в современном литературоведении . Наряду с этим проблемы сновидческого текста остаются одними из наименее изученных.  Обобщающих исследований, посвященных сновидениям в творчестве А.С.Пушкина нет, хотя почти ни одна работа о пушкинском творчестве не обходится без упоминания о них или их фрагментах анализа. 
Научная новизна работы заключается в определение роли феномена сна в творчестве А.С.Пушкина, в комплексном анализе мотива сна.

Это диктует цель и задачи настоящей работы.

Целью исследования является изучение сновидений в текстах А.С.Пушкина.

Задачи исследования: 1) изучить историографию проблемы в культурологическом аспекте; 2) определить функции и место мотива сна в поэтике А.С.Пушкина; 3) показать, какое значение имеет сон для характеристики персонажей, их внутреннего состояния в произведениях Пушкина,

И в религиозной, и в философской традициях сон воспринимается чаще всего как «посредник» между реальной жизнью и миром иным. Посредством сна возможно проникновение  в глубины человеческой психики, в тайны души. Во сне дается предупреждение, предсказание, сон продлевает удовольствие, вселяет надежду, дает свободу. Проникнуть в тайну сновидений можно, лишь зная код к этому  сновидческому шифру, обладая разгадкой его образных аллегорий. В течение XIX века сновидения превратилось в метод характеристики персонажей и художественной реальности. Сны способствовали передаче глубоко личной информации о подсознательных процессах и об иррациональной стороне характеров, созданных автором персонажей.

В 1 главе рассматривается  мифопоэтика сна и говорится о том, что  ещё  в христианских духовных текстах содержалось большое количество сновидений.  Это пророческие видения, ниспосланные человеку свыше. Посредством их Бог разговаривает с обычными смертными.

Рассматриваются библейские  тексты, в которых со сном часто сопоставляется нечто временное, преходящее, не соответствующее Божьей воле : «Как сновидение и пробуждение, так Ты, Господи, пробудив, их уничтожишь мечты » (говорится в псаломе). Здесь проступает и более общий смысл сопоставления : «земная жизнь – сон, Божий суд – пробуждение».

Во 2 главе  рассматривается  мотив сна в русской романтической литературе конца XVIII начала XIX веков . Обращается внимание на сон и в представлении Державина, на лирику Н.М. Карамзина, В.А.Жуковского.  Жуковский вводит в свою лирику мотив желания смерти. Поэт и его лирический герой ставят выше реальности мечту, воспоминание, сон. Мечта символизирует иной мир, прекрасный и недоступный.  Важной особенностью лирики Жуковского является трактовка смерти как блага.

Потом такую линию подхватывает К.Н.Батюшков.  Для лирики Батюшкина характерны сны – видения прошлого, особенно видения былых битв, могил воинов в окружении северной природы.

В 3 главе мы рассматриваем  мотив сна в творчестве А.С.Пушкина. Мы рассмотрим  две его составляющие: сон – предзнаменование и сны-  гадания на суженого.   
Алеко  из  произведения  «Цыганы»  видит в своем сне будущее. Он видит во сне совершенное им убийство. Он говорит о нем цыгану, рисуя воображаемое убийство беззащитного врага.

В произведении  «Борис Годунов» Гришка Отрепьев видит сон.  Этот сон  вещий. Он предсказывает будущую  судьбу самозванца. Предчувствуя свое быстрое возвращение, Григорий знает, что по достижении вершины, он будет  чувствовать себя захватчиком власти. Он заранее слышит смех толпы и  предчувствует свой стыд и испуг.

В произведении «Капитанская дочка»  сон  Гринева не занимает центрального положения в романе. Ни герой, ни читатель не ведают о грядущем; сама природа – разбушевавшаяся метель – пророчествует беду…

В поэме «Евгений Онегин»  сон, который  видит Татьяна,   является средством  раскрытия самых сокровенных, неосознанных глубин Татьяны, таким образом, сон  дает как бы формулу душевной культуры девушки.

Сон  Марьи Гавриловны  из произведения «Метель» мотивирован психологически, так как является воплощением  тревожных чувств, страхов и угрызений  совести, которые испытывают перед  побегом героиня. Этот  сон  оканчивается пробуждением и браком с другим, «подменным» женихом. Он и есть настоящий  суженый, т.к. послан героине не романтическим   домашним воспитателем, а реальным и необходимым ходом стихии.

  Сновидения здесь являются  частью художественной картины  мира, обогащая ее множеством  конструктивных и содержательных  элементов. Сон приобретает символическое  наполнение, является воплощением  очевидных или скрытых черт  характера персонажа.

Сновидения в произведениях  «Гробовщик» и «Пиковая  дама»  являются частью художественной картины  мира.  Сон приобретает символическое  наполнение, является воплощением очевидных  или скрытых черт характера персонажа.

В повести «Гробовщик» фантастический сюжет соотнесен со сном, который  и является основным событием повести. Сон отражает явь. В конце повести  реальность сновидения снимается, но все, что видел гробовщик во сне, не может остаться для него без последствий, т ак как, не столь страшен сон  гробовщика, сколько его реальная жизнь, в которой он профессионально заинтересован в смерти людей.

Сон  Германа  из произведения «Пиковая дама» не является пророческим, скорее, наоборот, посланный лживыми демонами, вскрывает главную духовно-нравственную проблему героя. Сновидения представляют  «болезнь героя», выверт сознания, которое  уводит человека от жизни, ослабляет  его. Сновидения не несут с собой  очищения герою, а наоборот, – усугубляет абсурд жизненной ситуации.

Выводы:

Пушкинская  лирика пронизана утверждением ценностей  реальной земной жизни. Сон в поэтической  системе Пушкина оказывается  символом, сигнализирующим о смене  разных миров.

Пушкин на первое место по яркости и силе  ставит, образы, фантазии. Мир воображения  выступает здесь как продолжение  мира действительного, но по своей природе  он  иной.

Мотив сна  приобретает неисчерпаемый смысл: он способен выразить универсальные  категории, к которым приближается поэт. Мир за приделами земной реальности, мир фантазии, творчества, смерти и  новой жизни – такова потенциальная  семантика мотива, отдельные грани  которого раскрываются в пушкинских текстах.

 

 


Информация о работе Поэтика сновидений в творчестве А.С. Пушкина