Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:37, сочинение
Раскольников совершает двойное убийство, одержимый идеей «сверхчеловека». Он считает себя вправе избавить общество от «ничтожной старушонки». Рассчитав преступление до мелочей и тщательно заметая следы, Родион не сумел учесть только одного: того, что наказание заключается не в людском суде, а в душе преступника. Страшнее суда собственной совести нет ничего.
Название романа
«Преступление и наказание» говорит
само за себя. Весь огромный том посвящен,
по сути, двум вещам: преступлению Родиона
Раскольникова и его пути к искуплению.
Раскольников совершает двойное убийство,
одержимый идеей «сверхчеловека». Он считает
себя вправе избавить общество от «ничтожной
старушонки». Рассчитав преступление
до мелочей и тщательно заметая следы, Родион
не сумел учесть только одного: того, что
наказание заключается не в людском суде,
а в душе преступника. Страшнее суда собственной
совести нет ничего.
После убийства начинается новая полоса
существования Раскольникова. Он и раньше
был одинок, но теперь это одиночество
становится бесконечным; он отчужден от людей,
от семьи, от Бога. Его теория не оправдала
себя. Единственное, к чему она привела —
невыносимые страдания. «Страдание — великая
вещь», — сказал Порфирий Петрович. Эта
мысль — мысль об очистительном страдании —
звучит в романе неоднократно. Для того
чтобы облегчить нравственные муки, Порфирий
советует обрести веру. Подлинный носитель
спасительной веры в романе — Соня Мармеладова.
В первый раз Раскольников услышал о Соне,
о ее разрушенной судьбе в распивочной от Мармеладова.
Она пошла на великую жертву, чтобы спасти
от голода свою семыо. И уже тогда только
лишь одно упоминание о ней Мармеладова
задело в душе Раскольникова какие-то тайные
струны.
В те дни, которые стали для него самыми
тяжелыми, Раскольников идет не к кому иному,
как к Соне. Он несет свою боль не к матери,
не к сестре, не к другу, а к ней. Он чувствует
в ней родственную душу, тем более что их судьбы
так схожи. Соня, как и Раскольников, сломила
себя, растоптала свою чистоту. Пусть Соня
спасала семью, а Раскольников всего лишь
пытался доказать свою идею, но они оба
погубили себя. Его, «убийцу», влечет к «блуднице».
Да ему больше и не к кому пойти. Его тяга
к Соне порождена еще и тем, что он стремится
к людям, которые сами пережили падение
и унижение, а поэтому смогут понять надрыв
и одиночество.
Соня не понимает сложных философских
исканий Раскольникова. Зато она чувствует,
что он несчастен и нуждается в помощи и поддержке.
Для Раскольникова же Соня — воплощение
бесконечных нравственных мук. Отсюда
проистекают его странные, на первый взгляд,
порывы, как, например, то, что он падает
перед ней на пол и целует ноги. Он объясняет,
что поклонился не ей, но «всему страданию
человеческому». Именно страдания сблизили их.
Когда Соня читает Раскольникову о воскрешении
Лазаря, он впервые начинает осознавать
весь ужас содеянного им. Ужас заключается
даже не столько в самом преступлении, сколько
во всей его теории.
Соня, пожертвовавшая собой во имя высокой
цели, не оправдывает себя, но ищет утешения
в Боге. Родион пока не разделяет ее устремлений,
но он уже начинает искать в своей душе истоки
ошибочных взглядов и поступков. Пока он не может
объяснить себе, почему явился с повинной,
но уже чувствует в своих первоначальных
убеждениях ложь.
На каторге Раскольникова часто раздражает
вечная терпеливость Сони, последовавшей
за ним. Раскольников замыкается в себе.
Ему чужды каторжане, его товарищи по несчастью.
Он не понимает Сони, которая каждый день
жертвует собой ради нею ()чгиь постепенно,
почти незаметно, для героя происходит
переход от п радапия к состраданию, от эгоистического
самоуглубления к способности любить окружающих.
Перспектива иного, нового бытия для Раскольникова
зак точена в любой. В любви не только к женщине,
Соне, но и к людям, к Богу.
Раскольников очень нескоро поймет на каторге,
что Соня с ее религиозностью, ему не только
непонятной, но и недоступной пока, с ее добротой,
милосердием, открытой для людей душой,
становится неотъемлемой частью его собственного
существования. Раскольников видит, что
религия — то единственное, что оставалось
у Сони и поддерживало ее, когда она потеряла
все: честь, уважение, семыо. Он пытается
смотреть на мйр ее глазами, поскольку видит
в этом единственный путь к спасению.
Соня придерживается традиционной веры,
для Раскольникова же Бог становится не Творцом
в традиционном понимании, а скорее воплощением
гуманности, всепрощения. И когда он постигает
это, он обращает свой взор к каторжанам
и понимает, что он им нужен. Осужденные,
отверженные, ждут от него помощи и дружеского
участия, так же, как и Сопи. И в этом для героя
заключается первый проблеск счастья
и душевного очищения.
Любовь к людям и к Богу — к этому в конце
концов приходит Раскольников. Не будь
Сони, он никогда не обрел бы этой любви.
Она была с ним всегда, незаметно направляла
на путь спасения, учила доброте, терпению,
состраданию.
«Их воскресила любовь, сердце одного заключало
бесконечные источники жизни для сердца
другого». Только Соня привела Раскольникова
к этому, помогла ему встать на верный путь.
Но и он, в свою очередь, стал для нее залогом
воскрешения. Они искупили свое падение
страданиями. Любовь сделала для них возможной
новую светлую жизнь, казавшуюся когда-то
нереальной, недоступной.