Принцип «ядовитых слов» у Обломова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 14:27, доклад

Краткое описание

Проблема понимания словесной компетенции Обломова связана с определением сущности Обломова. Что такое Обломов? Это механизм или статуя? С древнерусского языка это слово можно перевести как обломок или круг. Я думаю, что это даже не такой целостный персонаж, как другие, а больше явление, что-то, что представляет собой часть романа и каждого из его героев в отдельности. Да, Обломова не существует как целостного образа, каждый рисует его в своём воображении.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад по Обломову .doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

«Обломов», по моему мнению, один из самых загадочных и противоречивых текстов ХIX века. И одним из главных парадоксов для меня стало особенное отношение Обломова к словам, несмотря на его непричастность и невовлеченность в событийный, реальный мир. Тем не менее, слова у Гончарова имеют своё значение: после каждого пробуждения Обломов не тот, каким был до этого, он что-то теряет, но не знает что. Эти слова особенные, они ядовитые по отношению к Обломову. Так что же ядовитые слова делают с Обломовым, почему они ядовитые и зачем они вообще нужны? Каким образом они влияют на героя? Какую цель преследовал рассказчик, наследующий точку зрения Штольца, временами вставляя их в текст и изменяя ход событий?

 

 

 

 

 

 

Принцип «ядовитых слов»

 

Проблема понимания словесной компетенции Обломова связана с определением сущности Обломова. Что такое Обломов?  Это механизм или статуя? С древнерусского языка это слово можно перевести как обломок или круг. Я думаю, что это даже не такой целостный персонаж, как другие, а больше явление, что-то, что представляет собой часть романа и каждого из его героев в отдельности.  Да,  Обломова не существует как целостного образа, каждый рисует его в своём воображении. Гончаров описывает его смутно, словно через пелену:

“Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.

 “Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким.

Рассказчик повествует читателю  о событиях, связанных с Обломовым  состояниях героев, описывает их, но сааме интересное это то, что ему  об этом рассказал Штольц! Немецкая машина, которая находится в постоянном движении. Он большую часть романа проводит за границей, так откуда он узнаёт всё об Обломове, когда тот почти не пишет писем? Штольц- часть, один из разбросанных по тексту осколков Обломова! Только осколок не простой- Андрей противоположность Ильи Ильича! Герои  этого романа делятся на две группы: которые относятся к миру чего-то священного, в эту группу входит только Обломов) и те, которые представляют собой механизмы, машины, искусственное - это все остальные персонажи. Такую идею разделения персонажей внутри текста предложили П. Вайль и А. Генис. Но на наш взгляд вторая группа делится ещё на две части: разрушающие Обломова (Штольц, Ольга, Тарантьев) и поддерживающие его существование (Алексеев, Захар, Пшеницына). Штольц и Ольга постоянно расшевеливают Обломова, этим они ведут его к движению. Они пытаются механизировать его, но только Обломов стремится к своей вечности (недвижимость, окаменение), а Штольц и Ольга к вечности движения (Штольц) и вечности познания (Ольга). Илья Ильич специально создан недвижимым. Он - воплощение всего живого и чистого в этом тексте, лежит в своей постели в халате (святой атрибут) и понемногу умирает, так умирает духовная часть героев  этого текста. Можно сказать, Штольц - ходячий труп, который постоянно выполняет разную работу, а Обломов - это та его отдалённая часть, к которой он приходит что-то взять, для продолжения своей работы. Обломов - это частица эдема. Каждый видит и слышит от него то, что сам придумает, лепит из его туманного образа свою мечту, любую ситуацию. Но это полностью получается только у героев- помощников таких, как Захар: он хочет видеть в Обломове настоящего барина и тот заставляет надевать на себя одежду; Пшеницына  тоже видит в нём господина и поэтому тот просит лучшей еды, поэтому она бежит в церковь положить бумажку с его именем в алтарь, помянуть за здравие. Тарантьев видит глупца и совершает свой обман, но, как и у других героев - вредителей, потом у него всё рушится. Как у Ольги и у Штольца не получится его превратить в машину, несмотря на слова Обломова : “Мне всё противно, всё скучно; я машина: хожу, делаю и не замечаю, что делаю ”.

Обломов невольно вступает в конфликты, потрясения, когда сталкивается с  миром окружающих его персонажей, он живёт в эти моменты: “Настала одна из ясных сознательных минут в жизни Обломова.” Но с каждым этим пробуждением, оживлением всегда сопутствуют так называемые ядовитые слова: другой, теперь или никогда, обломовщина, Ольга. Именно в сцене первой ссоры Обломова и Захара из-за слова другой Обломов называет слугу ядовитым. Эти слова одновременно с движением приближают его к механизации, сбивают с истинного пути, который должен преодолеть Обломов. Главная цель Ильи Ильича: смерть, очищение, через мучения, которые устраивают механизмы этого романа, переход из материального в духовное. Он должен преобразиться и опять стать целым с другими такими же частями рая - создать идиллию, превратить реальность в свой сон. И внутри доклада мы рассмотрим фрагменты, в которых появляются данные слова.

 

 

 

 

 

§1

ДРУГОЙ - слово, заставившее Обломова, усомнится в своей сущности и цели: “А я! я… не «другой»!- уже с грустью сказал он и впал в глубокую думу. Он даже высвободил голову из-под одеяла” “ Как страшно стало ему, когда вдруг в душе его возникло живое и ясное представление о человеческой судьбе и назначении, и когда мелькнула параллель между этим назначением и собственной жизнью. Обломов пробудился, осознал, что он другой не по отношению к себе самому, а к Захару и всем “другим” персонажам!: “А между тем он болезненно чувствовал, что в нём зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее, лежит оно, как золото в недрах горы, и давно бы пора этому золоту быть ходячей монетой.

Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором. Какой-то тайный враг наложил на него тяжёлую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения…”  Этот враг - Штольц- противоположность Обломова! Пытаясь расшевелить, он, наоборот, в конце концов, будет ещё больше его загонять в мучения и окаменение.

Захар сказал ядовитое слово перед “сном Обломова” и реакция на этот яд- чудище: “Мальчишки первые заметили его и с ужасом прибежали в деревню с вестью о каком-то страшном змее или оборотне, который лежит в канаве, прибавив, что он погнался за ними и чуть не съел Кузьку”. Его там не должно быть! Ещё идёт нарушение окружающей природы: “Не наказывал господь той стороны ни египетскими, ни  простыми язвами. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений, ни шаров огненных, ни внезапной темноты; не водится там ядовитых гадов; саранча не залетает туда; нет ни львов рыкающих, ни тигров ревущих, ни даже медведей и волков, потому что нет лесов”. А позже рассказчик говорит: “Между тем жара начала понемногу спадать; в природе стало всё поживее; солнце уже пододвинулось к лесу.” И немного ниже: “А солнце уж опускалось за лес; оно бросало несколько чуть-чуть тёплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. Потом лучи гасли один за другим; последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей; но и тут потух”.  Эти отрывки- воспоминания не от лица Обломова, а голос рассказчика со слов Штольца. Он между строк проникает в Обломовку и по-своему её описывает. Ведь сон - идиллия, полная гармония! Так должен представляться тот рай, осколком которого является Обломов, рай в котором появилось чудовище:

 

1) “Весь уголок вёрст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, весёлых, улыбающихся пейзажей. Всё как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

То есть из всего этого  следует, что словечко из мира Штольца как - бы проникает в Обломова с помощью этого ядовитого слова «другой». Стоит Обломову начать какую-нибудь деятельность и он превращается в вещ, которой можно управлять. Это провокация к активности, к механизации персонажа Обломова, как противостояние прогресса Европы и самобытности России, города и деревни.

 

 

 

 

 

§2

ТЕПЕРЬ ИЛИ  НИКОГДА - это другие ядовитые слова, уже не из речи Захара, а от самого Штольца. Провокация к движению, которой не поддался Обломов: начал двигаться, но быстро застыл (позже с каждым приездом и письмом мощь убеждений Штольца будет расти вплоть до последнего разговора), затем на него стала воздействовать Ольга - ещё один механизм текста, которы должен механизировать Обломова путём ядвитых слов, и он все-таки пошатнулся. Интересно, что именно Андрей Иваныч впервые преподносит читателю Ольгу и знакомит её с Обломовым: “Штольц познакомил Обломова с Ольгой и её тёткой. ” Словно Пигмалион Штольц создаёт Галатею - прекрасный механизм, которая является для него идеалом. Их идентичность выражается в общих диалогах: они легко понимают то, что хотят передать один другому, с Обломовым же не так: он не может уловить их знаков, поэтому не выполняет просьбы Штольца уехать за границу, и не едет к Ольге, притворившись больным (как бы предвидит свой удар). Интересно представление читателю описания Ольги. Когда описание идёт через Штольца, то Ольга статуя, а когда пробивается описание от Гончарова, читатель видит её недостатки:

 “Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня (Гончаров)

Но если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Кто ни встречал её, даже рассеянный, и тот на мгновение  останавливался перед этим так строго и обдуманно,  артистически созданным  существом.

 (Штольц)

И вроде бы она не такая машина, как Штольц, у неё вроде есть душа, она поёт Casta diva, кажется Илья Ильич нашёл ещё одну такую же частицу эдема, как он сам, но нет! Она - механизм, да ещё больший чем Штольц. Она, как точная копия человека идеального, поэтому, они оба с Обломовым обманываются: она видит в нём свою любовь, он видит в ней гармонию, нехарактерную для других персонажей. С этого момента Ольга всё придумывает по инерции, она начинает лепить историю дальше: всю их любовь, его письмо, встречи, сирень- всё это её воображение. А после Ольга тоже отравляет Обломова: “А нежность… где её нет!

У Обломова подкосились  ноги; он сел в кресло и отер платком  руки и лоб.

Слово было жестоко; оно  глубоко уязвило Обломова: внутри оно будто обожгло его, снаружи  повеяло на него холодом. Он в ответ улыбнулся как-то жалко, болезненно - стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой.»

Ольга вдруг увидела, сколько яду было в её слове; она стремительно бросилась к нему”.

Илья Ильич опять  сомневается, его нежность, как у  всех, как у других! После этих слов они расстанутся и на Обломова снова наденут его халат, его саван, он опять начнёт окаменевать.

 

 

 

§3

 

ОБЛОМОВЩИНА и  ОЛЬГА – слова, которые пишет Обломов на пыльном столе равны между собой. Для него это знаки смерти: обломовщина- замирание; а признаки того, что Ольга это тоже губительный символ выявляется под конец романа:

“- Ну, прощай,- заключил Штольц,- так я скажу Ольге, что летом мы увидим тебя, если не у нас, так в Обломовке. Помни: она не отстанет!”

Это послание Обломову, не смей засыпать ил пытаться умереть раньше того, как она придёт, Ольга помнит о тебе! Что же мог сделать Илья Ильич против всего этого яда, буквально закрывая свои стаканы листочками, делая какие-то  ничтожные противодействия в свою защиту от этого гигантского механического союза Штольца и Ольги? Он был частью их всех: и Захара с Анисьей, и Штольца с Ольгой, Пшеницыной с её братом и Тарантьевым- всех! Постоянно вгоняя яд в Обломова, они вгоняли этот яд в себя: Захар станет нищим пьяницей и будет плакать, случайно вспомнив о покойном барине; Пшеницына станет плохой хозяйкой; Штольц и Ольга будут скучать - это их вечное проклятье, полученное в обмен за мучения Обломова. Ольга будет нуждаться не в действиях, а в знаниях. Сначала Штольц будет учить её чему-нибудь: “ Когда у ней рождался в уме вопрос, недоумение, она не вдруг решалась поверить ему: он был слишком далеко впереди её, слишком выше её, так что самолюбие её иногда страдало от этой недозрелости, от расстояния в их уме и летах”, позже она узнает всё и наступит скука!- начало гибели Ольги. И в этот момент она вспомнит об Обломове: “А если огонь не угаснет, жизнь не умрёт, если силы устоят и запросят свободы, если она взмахнёт крыльями, как сильная и зоркая орлица, на миг полоненная слабыми руками, и ринется на ту высокую скалу, где видит орла, который ещё сильнее и зорче её?.. Бедный Илья!”

Она поймёт: не Штольц источник знания, а Обломов! Именно он путь к  её спасению, та её часть, которая олицетворяет божественность в этом романе! Но будет  уже поздно: Обломов уже умирает и тогда эти два механизма заберут часть Обломова - его сына. И маленького Андрея будут пытаться механизировать и травить, как травили Илью Ильича (в этой роли Обломов видится, как Сократ). Обломовка - деревня Обломова, но на самом деле он туда ни в коем случае не должен попасть, если Илья Ильич увидит её в реальности, а не во сне, узнает, что нет больше этого рая, частицей которого он является, ему не нужно будет, проходить это преображение - умирать. Он сможет выйти из окаменения и создать новый рай из себя. А этого не должно произойти, так как погибнет весь механизм персонажей! Поэтому появляется знамение во сне, это предупреждение, угроза, которую вставляет Штольц в идеальный сон: “в канаве лежал мужик, опершись головой в пригорок; около него валялись мешок и палка, на которой навешаны были две пары лаптей.”

Это чудовище, неизвестный  мужик - Обломов в своей деревне! Тут показана невозможность существования святого, там, где уже хозяйствует механизм Штольца! Кто же тогда победил: “обломок эдема” или механизм? Достиг ли яд нужной Штольцу цели? Получается, такой тотальный финал, как победа одной из показанных сторон невозможен: Обломов выполнит своё предназначение и скончается- преобразуется, а Штольц сделает из Обломовки деревню с железной дорогой и школами, заберёт сына Обломова.

Вот он Обломовский бесконечный  круг - обло: уходит один фрагмент эдема, остаётся другой и механизм жив, пока жив этот новый обломок.

 

Заключение

 

Можно множество раз говорить, что  этот текст о культуре, о противостоянии востока и запада, о духе и механизме, но вообщем всё это сводится к тому, что этот текст о противостоянии двух абсолютно противоположных сторон, об их бессмысленной борьбе. П. Вайль и А. Генис писали: “У каждого своя цель, своя шестеренка, которыми они сцепляются для удобства с другими. Гладкому, “мраморному” Обломову ничем зацепиться за других. Он не способен расщепить свою личность на роль мужа, помещика, чиновника. Он— просто человек”. И чтоб история получилась интересной, чтоб был сюжет, а не параллельное существование: Обломов сам по себе, а остальные отдельно, Штольц, как машина, которой Гончаров дал задачу рассказать об Илье Ильиче, вставляет ядовитые слова, а они в свою очередь и заворачивают всю историю, отравляя Обломова, искривляют сюжетную линию, нарушают первоначальную идиллию, заставляют Обломова усомнится в своей миссии, в своей сущности. Ядовитые слова должны механизировать Обломова, на этой основе и происходят все движения и конфликты романа. Но так как это всё бесполезно, и данное противостояние может длиться бесконечно, то Штольц убивает Илью Ильича, но взамен находит его сына.

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Принцип «ядовитых слов» у Обломова