Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:04, доклад
Образы основных полководцев, Кутузова и Наполеона, созданные в романе, — яркое воплощение толстовских принципов изображения исторических деятелей. Русский главнокомандующий представлен как истинно русский человек, близкий своему народу. Он понимает и ценит каждого солдата, хочет победить с наименьшими потерями. Для Кутузова важна не личная слава, не амбиции, а итог. Именно поэтому он прислушивается к общему «течению мысли» и старается давать указания в соответствии с ним. Наполеон же, напротив, воплощение эгоизма и личных амбиций. Он жаждет славы лишь для себя, и каждая смерть для него – еще один шаг к победе. Французский полководец далек от простого народа, для него это всего лишь пушечное мясо. Именно поэтому он с позором проигрывает, понеся огромные потери.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №48
Доклад на тему:
«Проблема личности в истории: Кутузов и Наполеон»
Выполнила: Мильченко Евгения
преподаватель литературы
2013
Образы основных полководцев,
Кутузова и Наполеона, созданные
в романе, — яркое воплощение
толстовских принципов
Взгляд Л.Н.Толстого
У Толстого был свой взгляд
на роль личности в истории. У каждого
человека две жизни: личная и стихийная.
Толстой говорил, что человек
сознательно живет для себя, но служит бессознательным
орудием для достижения общечеловеческих
целей. Роль личности в истории ничтожно
мала. Даже самый гениальный человек не
может по своему желанию направлять движение
истории. Ее творят массы, народ, а не отдельная
личность, возвысившаяся над народом.
Но Лев Николаевич и не отрицает роли человека
в истории, он признает обязанность действовать
в границах возможного за каждым. По его
мнению, имени гения заслуживает тот из
людей, кто одарен способностью проникать
в ход исторических событий, постигать
их смысл. Таких единицы. К ним и относится
М.И. Кутузов. Он является выразителем
патриотического духа и нравственной
силы русской армии. Это талантливый полководец.
Толстой подчеркивает, что Кутузов — народный
герой. В романе он предстает как истинно
русский человек, чуждый притворства,
мудрый исторический деятель. Главное
для Льва Толстого в положительных героях
— связь с народом. Наполеон, который противопоставляется
Кутузову, подвергается уничтожающему
разоблачению, потому что он избрал для
себя роль “палача народов”; Кутузов
же возвеличивается как полководец, умеющий
подчинять все свои мысли и действия народному
чувству. “Мысль народная” выступает
против захватнических войн Наполеона
и благословляет освободительную борьбу.
Народ и армия оказали в 1812 году Кутузову
доверие, которое он оправдал. Русский
полководец не покидал свою армию, появлялся
в войсках во все важнейшие моменты войны.
И тут мы можем говорить о единстве духа
Кутузова и армии, о глубокой их связи.
. Он разговаривает с солдатами на простом
русском языке. Даже возвышенные слова
в его устах звучат буднично и противостоят
лживой мишуре фраз Наполеона. Кутузов
такой же, как и солдаты. Можно сравнить
его, когда он в походной обстановке называет
обычного солдата голубчиком, обращается
к армии с простыми словами благодарности,
и его же, потухшего и безучастного, при
парадной встрече с царем. Он верил в победу
над врагом, и эта вера передавалась армии,
что способствовало подъему настроения
солдат и офицеров. Рисуя единство Кутузова
и армии, Толстой приводит читателя к мысли
о том, что победоносный исход войны определился
прежде всего высоким боевым духом войска
и народа, чего у французской армии не
было.
Наполеон же не поддерживал свои войска
в трудную минуту. Во время Бородинского
сражения он находился так далеко, что
(как это и оказалось впоследствии) ни
одно распоряжение его во время сражения
не могло быть исполнено. Наполеон — завоеватель,
действия которого нельзя оправдать ни
логикой истории, ни потребностями французского
народа. Если Кутузов воплощает народную
мудрость, то Наполеон — выразитель ложной
мудрости. По словам Толстого, он верил
в себя, а весь мир верил в него. Это человек,
для которого интересно только то, что
происходило в его душе, а остальное не
имело значения. Насколько Кутузов выражает
интересы народа, настолько Наполеон жалок
в своем эгоизме. Он противопоставляет
свое “я” истории и тем обрекает себя
на неминуемое крушение.
Отличительной чертой характера Наполеона
было позерство. Он упоен успехом. Кутузов
же, наоборот, очень скромен: он никогда
не кичился своими подвигами. Русский
полководец лишен какой бы то ни было рисовки,
хвастовства, что является одной из черт
русского национального характера. Наполеон
начал войну, жестокую и кровопролитную,
не заботясь о людях, которые погибают
в результате этой борьбы. Его армия —
армия разбойников и мародеров. Кутузов
и Наполеон — антиподы, но в то же время
оба являются великими людьми. Однако,
если следовать теории Толстого, подлинным
гением из этих двух известных исторических
личностей можно назвать лишь Кутузова.
Это подтверждают слова писателя: “Нет
величия там, где нет простоты”.
Кутузов и Наполеон.
Кутузов и Наполеон являются
выразителями исторических тенденций
времени. В романе ярко видна крайняя
противоположность этих двух личностей. Мудрый Кутузов, свободный от страсти
тщеславия и честолюбия, легко подчинял
свою волю "провидению", прозревал
"высшие законы", управляющие движением
человечества, и поэтому стал представителем
народной освободительной войны. То народное
чувство, которое носил в себе Кутузов,
сообщило ему нравственную свободу, появившуюся
в прозрении "высших законов". Это
прозрение Кутузова было результатом
духовного слияния с народом: "Источник
этой необычной силы прозрения в смысле
совершающихся явлений лежал в том народном
чувстве, которое он носил в себе во всей
чистоте и силе его". Острое народное нравственное чувство
руководило Кутузовым и внушало ему отвращение
к насилию и жестокости, к беспощадному
и бесполезному пролитию человеческой
крови. Это же чувство объединило Кутузова
с солдатами и разъединило с высшими чинами
армии, которые хотели "отличиться,
отрезать, перехватить, полонить, опрокинуть
французов, и все требовали наступления". Наполеон
же благодаря полному равнодушию к человеку
и отсутствию нравственного чувства был
поставлен историей во главе захватнической
войны. По своим субъективным качествам
Наполеон является выразителем печальной
исторической необходимости — "движения
народов с запада на восток ", в результате
которого произошла гибель наполеоновской
армии. Наполеон, по словам Толстого, предназначен
был "провидением на печальную, несвободную
роль палача народов", исполнял "ту
жестокую, печальную и тяжелую нечеловеческую
роль, которая ему была предназначена".
Он крепко связан с массой "обыкновенных людей" общенародными совместными целями и действиями, любовью к России. Толстой подчеркивает нравственную высоту Кутузова. "И только это чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направил все свои силы не на то, чтобы истреблять людей и убивать, а на то, чтобы спасать и жалеть их. Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история". Толстой подчеркивает достоинства Кутузова как полководца, деятельность которого неизменно была направлена к одной цели, имевшей общенациональное значение. "Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волею всего народа". Толстой не раз в романе подчеркивает целеустремленность всех действий Кутузова, сосредоточенность всех сил на задаче, вставшей перед всем русским народом в ходе истории. Выразитель народно-патриотического чувства, Кутузов становится и направляющей силой народного сопротивления, руководит и поднимает дух войск. Наполеона Толстой не признает великим, потому что Наполеон не понимает значения совершающихся событий, во всех его действиях проявляются лишь честолюбивые претензии и самолюбие. Ничтожество Наполеона состоит в том, что он, воображая себя правителем мира, лишен той внутренней духовной свободы, которая выражается в признании необходимости. Он "никогда, до конца жизни своей, не мог понимать... ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого, для того, чтобы он мог понимать их значение. Он не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды, добра и всего человеческого". Значение великой личности Толстой видит в прозрении народного смысла событий, в ощущении совершающейся истории как воли провидения. Великие люди, вожди человечества, подобно Кутузову, носящие в груди своей народное нравственное чувство, своим опытом, умом и сознанием угадывают требования исторической необходимости.
Информация о работе Проблема личности в истории: Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого