Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 17:49, сочинение
Русская литература XVIII века прошла большой путь в своем развитии: от классицизма до сентиментализма, от идеала просвещенного монарха до внутренних переживаний человека (естественно, дворянина).
Начало XVIII века было бурным для России.
МБОУ Шумячская средняя общеобразовательная школа
Русская культура XVIII века
Развитие русской литературы в XVIII веке
ученица 10 «А» класса
Кожемяко Анна
Учитель истории: Соколова
Людмила Михайловна
Русская литература XVIII века прошла большой путь в своем развитии: от классицизма до сентиментализма, от идеала просвещенного монарха до внутренних переживаний человека (естественно, дворянина).
Начало XVIII века было бурным для России. Создание собственного флота, войны за выход к морским путям, развитие промышленности, расцвет торговли, строительство новых городов - все это не могло не отразиться на росте национального сознания. Люди петровских времен чувствовали свою причастность к историческим событиям, величие которых они ощущали на своих судьбах. Ушла в прошлое боярская Россия, с Петром I пришло в государство подражание европейским обычаям, а вместе с ними, и европейским идеалам. Хлынул в страну поток привлекаемых государем иностранных специалистов. Русский классицизм появился и начал свое развитие под воздействием эпохи Просвещения.
Поскольку в стране процветал культ науки, разума, просвещения, то и в литературе главным героем является просвещенный монарх или идеальный гражданин, который разделяет идеи Петра. Идеалы классицизма - стройный порядок и гармония, воплощенные в определенной иерархии. Воля, чувство общественного долга, патриотизм возвышались поэтами-классицистами. Они славили превосходство государственного над личным, разума - над чувствами, порядка - над хаосом, цивилизации - над природой. Иерархичность проявилась и в самой литературе. Классицизм резко разделил ее жанры. Гражданская тема облекалась в форму торжественной оды, а описание частной жизни доставалось более "низким" жанрам.
Не меньшее значение для развития русского литературного языка имела и реформа отечественного стихосложения, которая позволила приблизить русский стих к русской разговорной речи.
Большой вклад в развитие
В сатирических произведениях русской литературы XVIII века отметился писатель-классицист Антиох Кантемир. Он был замечательным сатириком, высмеивал дворян, пьянство и корысть. ("На зависть и гордость дворян злонравных", "На человеческие злонравия вообще", "Филарет и Евгений", "Сатир и Периерг")
Важную роль сыграл Ломоносов. Он вошел в историю русской литературы прежде всего как поэт-одописец.( "На взятие Хотина")Современники называли его российским Пиндаром. Много сделал Ломоносов для развития образования в России. Его усилиями был открыт Московский университет и при нем две гимназии, одна - для дворян, другая - для разночинцев. Им были возрождены гимназия и университет при Академии наук.
Но шло время. Менялись правители. Все дальше и дальше уходили петровские времена и к середине XVIII века многим стало ясно, что образ идеального просвещенного правителя далек от реальной жизни.
При Екатерине II русский абсолютизм достиг невиданного могущества. Дворянство получило неслыханные привилегии, Россия стала одной из первых мировых держав. Но крестьянская война 1773-1775 годов, возглавляемая Е.И. Пугачевым, показала те непримиримые противоречия, которые существовали между правящим сословием и бесправным народом. Основной принцип просветительской идеологии об абсолютизме, как единственной разумной власти, потерпел крах.
В этот период появляется новое литературное направление – сентиментализм, характеризуемый повышенным интересом к внутреннему миру человека. Сентименталисты считали, что человек по природе добр, лишен ненависти, коварства, жестокости, что на основе врожденной добродетели складываются общественные и социальные инстинкты, объединяющие людей в общество. Отсюда вера сентименталистов в то, что именно природная чувствительность и добрые задатки людей являются залогом идеального общества. В произведениях того времени главное место стало отводиться воспитанию души, нравственному совершенствованию. Первоисточником добродетели сентименталисты считали чувствительность, поэтому стихи их были наполнены состраданием, тоской и печалью. Сменились и жанры, которым отдавались предпочтения. На первое место вышли элегии, послания, песни и романсы.
Расцветом русского сентиментализма в русской литературе XVIII века стали произведения Радищева и Карамзина. Карамзин, в повести «Бедная Лиза» высказал интересные вещи, ставшие смелым откровением для русского общества XVIII века. «Путешествие из Петербурга в Москву» - эта книга была одновременно и размышлением на политические темы, и очерком современной Радищеву крестьянской жизни в России, и дневником путешествия между двумя «столицами» империи..
И снова российская действительность вторглась в мир поэзии и показала, что только в единстве общего и личного, причем при подчинении личного общему, может состояться гражданин и человек. Это доказал в своем творчестве "отец русских поэтов" Г.Р. Державин, который сумел своими произведениями показать, что все стороны жизни достойны поэзии. Его творчество разрушало рамки классицизма, и вносило живую разговорную речь в литературный слог. («Евгению. Жизнь Званская», ода «Бог», «На смерть князя Мещерского», «Грифельная ода»)
Но в поэзии конца XVIII века понятие "русский человек" отождествлялась лишь с понятием "русский дворянин". Державин сделал только первый шаг в понимании национального характера, показав дворянина и на службе Отечеству, и в домашней обстановке. Цельность и полнота внутренней жизни человека еще не были раскрыты. («Певец Фелицы»)
Большим человеком в русской литературе XVIII века был и А. П. Сумароков. В его творчестве получили развитие жанры трагедии и комедии. Драматургия Сумарокова, способствовала пробуждению в людях человеческого достоинства и высших нравственных идеалов. ( "Опекун", "Лихоимец", "Три брата совместники", "Ядовитый", "Нарцисс")
Высшим достижением русской драматургии XVIII в. стало творчество Д.И. Фонвизина, в пьесах которого перед зрителем предстали самые насущные нравственные и общественные вопросы. В своих комедиях писатель отступает от нормативов классицизма, идет к правдивому изображению жизни. Персонажи Фонвизина - не условные комические маски, чье поведение определяется каким-то одним пороком. Это более сложные характеры, живые типы времени. ( «Русский Молиер», «Недоросль»)
Русская литература XVIII века в своем стремительном развитии обеспечила будущие великие достижения искусства слова, последовавшие в XIX столетии. Она почти догнала ведущие европейские литературы и смогла «...в просвещении стать с веком наравне».
Информация о работе Развитие русской литературы в XVIII веке