Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной работе по русскому языку и литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 20:14, реферат

Краткое описание

Структуру учебной деятельности учащихся , а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний на сегодняшний день по стандартам второго поколения описывает системно-деятельный подход, базирующийся на теоретических положениях психологов: Я.А.Коменского , Л.С. Выготского , В.В. Давыдова . Именно развивающее обучение и воспитание способствуют в большей мере раскрытию творческих способностей детей . Огромную роль в формировании гармонично развитой личности с высокими нравственными идеалами играет внеклассная работа по русскому языку и литературе , так как это один из способов развития ключевых компетентностей .

Вложенные файлы: 1 файл

_downloads_bokova_razvitie_tv_sposobnostey.doc

— 32.00 Кб (Скачать файл)

М.И.Бокова                                                                                                             (МКОУ « Дракинская сош », Лискинский район )           

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ .

 

Структуру учебной деятельности учащихся , а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний на сегодняшний день по стандартам второго поколения описывает системно-деятельный подход, базирующийся на теоретических положениях психологов: Я.А.Коменского , Л.С. Выготского , В.В. Давыдова . Именно развивающее обучение и воспитание способствуют в большей мере раскрытию творческих способностей детей . Огромную роль в формировании гармонично развитой личности с высокими нравственными идеалами играет внеклассная работа по русскому языку и литературе , так как это один из способов развития ключевых компетентностей .                                                Русский язык , литература , культура общения – это учебные предметы , которым принадлежит главная роль в духовной жизни ребёнка . Поток познания в значительной степени идёт по каналам языка , через слова усваиваются понятия , в формах языка строится мысль и речь. Самовыражение посредством речи является каналом развития интеллекта . Поэтому акцентирую особое внимание учащихся к слову , так как выявление литературных способностей основывается на восприятии образных , поэтических , эмоциональных свойств слова . Перед тем как взять 5 класс , вручаю ученикам список книг для летнего чтения с обращением к юному книголюбу и даю перспективное задание для вступительного отчёта « Мы лето с книгой провели» в разных формах прослеживается диалог читателя с автором , анализ специфики произведения , что позволяет в дальнейшем воспитывать читательский вкус. Развитие читательской компетентности продолжается на кружковых занятиях «Художественное слово».Формирование грамотного читателя даёт сотворчество учителя с учениками . Проводим читательские конференции , круглые столы , литературное кафе , диспуты , размышления , исследования , учимся писать стихи . Для этого заводим тетради «Проба пера» , где предусматривается свободное сочинительство . Дети тонко чувствуют прекрасное , понимают язык природы . Экскурсии в природу доставляют  радость тому , кто умеет её понимать. Так появляются первые «стихи».Начиная с 6 класса, проводим «Литературный салон», «Театр одного актёра» (Ролевые игры), литературные вечера, например , «Мой Пушкин». Процесс развития творческих способностей пронизывает все этапы развитие личности , пробуждает инициативность , самостоятельность в выражении своих чувств, мыслей .В нашей школе ежегодно проводится неделя русского языка и литературы , для которых характерно следующие мероприятия : КВН «Выучи русский язык», смотр- конкурс «Самый грамотный ученик» , «Самый эрудированный ученик» , игры, брейн –ринги , беседы, фестивали, викторины ,олимпиады по русскому языку и литературе . Подводим итоги , самых достойных ждут награды . За активное участие во Всероссийском «Молодёжном филологическом чемпионате» участники награждены Дипломами и сертификатами Центра развития Одарённости . Принимали участие в различных конкурсах , стали ПОБЕДИТЕЛЯМИ :Вязникова Светлана (Победитель призовой литературной викторины газеты «Лискинские известия» ), Казаков Дмитрий (награжден дипломом (2 место ) в районном конкурсе сочинений «Молодежь и выборы»), Котов Денис (победитель районного конкурса риторики ) , Круцких Виктория  (награждена сертификатом за активное участие в конкурсе «Мы наследники Ю.А.Гагарина.» Как классный руководитель ежегодно в мае на классных родительских собраниях устраиваем общественный смотр знаний : смотр – конкурс иллюстраций  по прочитанным произведениям , выступления с театральными постановками учащихся , выразительное чтение понравившихся стихов , дети представляют свои опыты в стихотворстве , участвуют в конкурсе книголюбов . Так появляется страничка в портфолио «Мои достижения в филологии». С 9 класса веду предметно-ориентированный курс «Секреты волшебницы-речи», где стараемся развивать и совершенствовать навыки русского речевого этикета  на основе обобщения и систематизации сведений по русской лексике  и грамматике , формировать  грамотное обобщение учащихся как в школе , так и дома , продуктивно готовимся к ГИА. В старших классах 2-х –годичная (индивидуальная) программа «Развитие коммуникативной способностей одаренных детей средствами риторики» помогает продолжить работу в коммуникативной культуре успеха с одарённой ученицей (10-11классы) Ефремовой Марией, которая пишет стихи, имеет публикации в районной газете  «Лискинские известия»,создала свой сайт, где размещает свои творения. Она 2-жды стала победителем 2 (районного) этапа Всероссийской  олимпиады школьников по литературе (2010-2011гг.),заняла 12 место в региональном (областном ) этапе школьников по литературе (2012 г.)

В выпускных классах проектно-исследовательская деятельность в обучении предполагает введение общих частных методов научного познания на всех его этапах от восприятия до применения на практике.

Ефремова Мария, Коровкина Виктория представили и защитили на научно-практической конференции в ВГУ г.Воронежа литературное исследование на краеведческом материале «Тропой поэтов Лискинской земли : Ивана Сафонова , Михаила Просянникова».Реализация метода проектов и исследовательского метода  с их защитой на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников .

Ефремова Мария выбрала для сдачи ЕГЭ – л и т е р а т у р у , так как мечтает стать филологом .

Создание условий для творческой деятельности обеспечивает возможность самореализации  одарённого ребёнка в школе и дальнейшей профессиональной деятельности .

Совместная работа – прекрасная возможность дать шанс каждому ученику проявить свою творческую индивидуальность.

Таким образом , внеклассная работа целиком направлена на развитие у школьника чувства прекрасного и его индивидуальных способностей.                                                                                                                                                                                        


Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной работе по русскому языку и литературе