Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 20:51, контрольная работа
Сколько огорчений, неприятностей возникает у учителей, скорбно разводящих руками: «Неговорящий класс!» Действительно, как ни больно констатировать факт, но проблема развития речи – самая острая и признаётся трудно разрешимой. «Всё понимают, а сказать не могут,» - горький итог. Где же наследники «великого и могучего» русского языка, который достоин восхищения своей гибкостью, звучностью, образностью? Увы, таковыми порой являемся и мы сами, словесники, так что же ждать от наших учеников? Давайте учиться вместе.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Вместо предисловия.
Сколько огорчений, неприятностей возникает у учителей, скорбно разводящих руками: «Неговорящий класс!» Действительно, как ни больно констатировать факт, но проблема развития речи – самая острая и признаётся трудно разрешимой. «Всё понимают, а сказать не могут,» - горький итог. Где же наследники «великого и могучего» русского языка, который достоин восхищения своей гибкостью, звучностью, образностью? Увы, таковыми порой являемся и мы сами, словесники, так что же ждать от наших учеников? Давайте учиться вместе.
Прежде всего ответим на вопрос: «Каковы цели, которые мы ставим перед собой, пытаясь развить речь учащихся?»
- Формирование умения правильно строить фразы;
- давать четкий и аргументированный ответ на вопрос учителя;
- описывать предмет;
- характеризовать героев, сравнивая их друг с другом;
- рассуждать на предложенную тему.
Да, всё это так. Но тут нас подстерегает каверзный вопрос «тянущего время ученика»: «А зачем мне всё это?» Действительно, зачем?
- Чтобы писать стихи.
- Зачем?
- А зачем ты ешь, спишь?
У культурного интеллигентного
человека это такая же
- Зачем?
- Чтобы выразить себя, не обрекать свою душу на немоту и безмолвие, чтобы выплеснуть горе, когда тебе невыносимо плохо, чтобы поделиться радостью, когда она переполняет твою душу.
- Зачем?
- Чтобы твоя страна была духовно богатой. Да – да, это и от тебя зависит, от маленькой, казалось бы, песчинки. Вспомним XIX век. Почему он назван «золотым веком» русской литературы? Да потому, что сама атмосфера этой эпохи рождала гениев. Тогда потребность писать (стихи, прозу, дневники, воспоминания) была у всех. А словесность считалась главным предметом и в гимназиях, и в пансионах, и в лицеях, и в университетах. Независимо от того, какое общественное поприще для своей деятельности ты избирал. Гуманитаризация образования – единственный путь, который сможет спасти нас от бездуховности. Наша задача – не просто развивать речь, а развивать образную речь.
Когда человек растёт, обретает новый жизненный опыт, то растёт, зреет, обогащается и его внутренний мир, его душа. Когда человек перестаёт питать, лелеять свою душу, она замирает, сжимается в комочек, чутко, болезненно реагируя на пренебрежительное к себе отношение. Замирает и, не получая духовной пищи, умирает. У одних духовный мир совсем точечный, у других – с пятачок, а кто – то раздаёт богатства своей души другим людям, потому что в этом его главная жизненная потребность: делиться тем, чем сам владеешь в избытке. Таковы художники. Чтобы обогатить свой духовный мир, мы должны понять, почувствовать поэта, соприкоснуться с миром его души. Чем глубже мы проникнемся его миропониманием, его мироощущением, тем богаче станет наша душа, выше наш духовный мир.
Так как же нам проникнуть во внутренний мир художника? Его книги, письма, дневники приоткрывают нам его «я». Герои его произведений, их характеры, поступки говорят нам о том, что он любит, а что не принимает. Круг его общения, современники поэта – тоже страничка его души. Образный строй его произведений – отражение его внутреннего мира. Изучение композиции, жанра - всё «работает» на нас.
Верным помощником в нашем деле могут стать стилизации – небольшие собственные произведения; в них мы постараемся подражать автору, используя те образы, которые у него возникали, пытаясь мыслить теми категориями, которыми мыслил художник.
Подготовить стилизацию невозможно без знаний и умений, связанных с кругом литературоведческих понятий. Займемся и теорией литературы. Вот, может быть, так мало – помалу мы убедим ребят в целесообразности различных видов деятельности, которые им предстоит освоить.
Развитие творческой личности не возможно без образного мышления. Некоторые виды деятельности учителя и учащихся по формированию образности, по развитию творческих способностей ребят предлагаем в данной статье.
II. Эта скучная теория.
Начинаем работу, конечно же, с введения теоретических понятий, которые нам как воздух необходимы для создания творческих работ. Чем раньше это будет сделано, тем лучше.
Простейшее из них – эпитет. Красочные определения, в которых выражается отношение говорящего или пишущего к описываемому предмету. В переводе с греческого языка эпитет означает «приложение». Это определение мы как бы прикладываем к лицу, предмету или явлению, чтобы придать выразительность, поэтическую яркость.
- Ребята, найдите, пожалуйста,
слова – эпитеты среди
1 вариант. Зима – холодная, заботливая хозяйка, лютая, снежная, жестокая, чародейка, морозная, желанная, дарящая радость. (Ответ: заботливая хозяйка, лютая, жестокая, чародейка, желанная, дарящая радость.)
2 вариант. Речка – маленькая, полноводная, с пологими берегами, озябшая, мелкая, звонкая, испуганная, замёрзшая, мутная, шаловливая. (Ответ: озябшая, звонкая, испуганная, шаловливая.)
- А теперь, ребята, сами
придумайте эпитеты, которые позволили
бы красочно нарисовать
Далее вводим понятие о сравнении.
Сравнение предполагает, что есть то, с чем сравнивают; то, что сравнивается; и сходство, которое позволяет сравнить.
- Нарисуйте, пожалуйста, картину,
увиденную и запечатлённую
Во льду река и мёрзлый тальник,
А поперёк, на голый лёд,
Как зеркало на подзеркальник,
Поставлен черный небосвод.
(Из стихотворения Б. Пастернака «Зазимки»)
Снег идёт, снег идёт,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
(Из стихотворения Б. Пастернака «Снег идёт»)
Как совиные глазки, за ветками
Смотрят в шали пурги огоньки.
И стоят за дубравными сетками,
Словно нечисть лесная, пеньки.
(Из стихотворения С. Есенина «Русь»)
Следующее задание основано на предыдущем. Ребятам предлагается сочинить строки (в стихах или прозой), в основе которых образное сравнение, нарисовать картину. Ученики класса должны будут отгадать, с чем сравнивается лицо (предмет или явление), изображенное на рисунке.
Вводим понятие олицетворения.
- Ребята, а могли бы вы нарисовать … ветер? Ведь в жизни его можно только почувствовать, определить его направление по обжигающему холодом дыханию, по полёту грубо сорванных с деревьев листочков, по наклону стелющейся травы … Почувствовать, но не увидеть!
- Конечно, смогли бы.
- Что для этого нужно сделать?
- Определить, какой ветер мы будем рисовать.
- Да, ветер бывает разный: тёплый, летний, ласкающий лицо, резкий, порывистый поздней осенью. Подумайте и скажите, пожалуйста, какое лицо у вашего ветра?
- Неприятное, отталкивающее своей жестокостью, он, как разбойник, отнимает у деревьев последние листочки поздней осенью. У него растрёпанная грива.
- Мой ветер – совсем младенец. Мягкие льняные кудряшки у него вокруг круглого личика, смешливо вздёрнутый нос, широко раскрытые глаза. Он бывает весной и ранним летом.
- Вот видите, и невозможное делается возможным, если мы с вами чуть – чуть пофантазируем. Нам помогает в этом наше воображение, искусство поэтов. Мы создали, сотворили ветру лицо. Это помогло нам ярче представить суть явления, определить, какой у ветра характер. В поэзии так делается очень часто. Этот приём имеет своё название. Давайте его отгадаем.
Стихотворение – когда создаются стихи.
Оплодотворение – когда зарождается, создаётся плод.
Одухотворение – когда мы возвышаем, облагораживаем свой дух, свою душу.
- Как же мы назовем явления, когда творим, создаём лицо неживому предмету?
- Олицетворение.
- Молодцы. Наше лицо отражает наш характер, определяет наши поступки. Мы наделяем неживые предметы, явления способностью чувствовать, вести себя так, как люди, живые существа. А иногда и говорить, и думать, например, в сказках.
Задание.
- Ребята, силой своего воображения олицетворите, пожалуйста, неживой предмет и сочините историю о нём.
Вот что получилось.
Работа Долгова Андрея, 5 класс.
Я шёл по парку и собирал листья. Когда их у меня уже было много, я вдруг услышал, что кто – то за мной бежит. Я обернулся и увидел, что за мной спешат листья. Они протягивали маленькие свои ручонки и умоляли меня отпустить их подруг. Я их отпустил и извинился перед ними. И листики, словно девочки, опять начали бегать, кружиться, играть. Они были счастливы и не хотели думать о предстоящих холодах.
Работа Довнаровича Алёши, 5 класс.
Однажды ранней, золотой осенью я шёл по тропинке в саду и случайно посмотрел наверх. По небу плыли облака. Вдруг я заметил, что одно из них очень похоже на бегущую лошадку. Лошадка была беленькая, с тёмной гривой и тёмными копытцами. Она быстро скакала по голубому небу. Я пошел быстрее, чтобы идти с ней в ногу. Как хорошо было шагать рядом со спутницей!
Далее вводим понятие о метафоре как скрытом сравнении лица, предмета, явления с неживым или живым предметом, явлением. Подчеркиваем, что олицетворение – вид метафоры (метафора в переводе с греческого – перемещение, перенос).
Сад | |
Благоуханные цветы, вечнозелёные деревья | |
Убогое больное растение | |
Необходимо лечить или удалить. |
Работа такого рода очень увлекает ребят. Обратимся к шекспировской фразе: «Они … побывали на каком – то словесном пиру и наворовали там объедков». Понятно, что в основе фразы лежит яркая, неожиданная метафора, и речь идёт об оригинальном и тривиальном, о таланте и бездарности, о ярком, самобытном и жалкой копии. Чтобы увидеть, как родился этот образ, раскладываем его на составляющие.
Пир закончен. То, что возбуждало. аппетит, радовало глаз, просилось в рот – просто объедки. |
Каждая из составляющих имеет склонность к бесконечному развитию и параллельно составляющей из другого ряда. Глубина образа, его ёмкость зависят от уровня конкретизации.
Дома предлагаем ребятам оформить как стихотворение в прозе или как рифмованную зарисовку один из образов, сочинённых самостоятельно.
Вот результаты наших «метафорических изысков».
О Пушкине.
Его незаживающие строки
Мне – как в России зимние дороги.
Иду по ним – кругом белым – бело …
И сколько тайн хранит его чело!
Пушкарин Кирилл, 5 класс.
Про ночь.
Ночь – царевна молодая –
Тихим шагом вниз сошла.
Чёрны косы расплетая,
Красну зорьку застлала.
Поясов Никита, 5 класс.
***
Небо усеяно звездами,
Падает, падает снег.
Месяц висит над берёзами,
Словно просясь на ночлег.
Рябцева Кристина, 5 класс.
***
По небу плыли облака.
Они летели так легко,
Что два кота издалека
Их приняли за молоко.
Кирюшов Антон, 5 класс.
На следующем уроке можно предложить работу обратного порядка: попробовать восстановить схемы, по которым авторы приведенных выше строк делали свои произведения. В результате выяснится и несовершенство зарисовок, и путь их доработки.
Благодаря метафорически – образному мышлению мы можем представить мир своих чувств, выразить тончайшие оттенки эмоционального строя своей души.
Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся на уроках русской литературы