Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 22:34, контрольная работа
Формальная логика понимает под парадоксом философско-логическое противоречие, которое возникает в том случае, если два взаимоисключающих суждения оказываются в равной степени доказуемыми. В художественной литературе под этим термином понимают совмещение в одном высказывании явлений действительности, которые противоречат друг другу в силу сложившихся в данном обществе представлений. Суть литературного парадокса заключается в противоречии между авторским представлением о действительности и общепринятыми взглядами
РОЛЬ ПАРАДОКСА В ЖИТИИ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО,
НАПИСАННОМ ЕПИФАНИЕМ ПРЕМУДРЫМ
Формальная логика понимает под
парадоксом философско-логическое противоречие,
которое возникает в том
Такая оценка текстового парадокса справедлива для современной литературы. Древнерусские произведения далеки от комичности и юмористичности, но, тем не менее, агиография Древней Руси, а именно, Житие Сергия Радонежского, написанное Епифанием Премудрым, обнаруживает большое количество парадоксов, противоречий, антитез. Епифаний Премудрый заметно тяготеет к различного рода антиномиям и алогичным высказываниям. Какую же цель преследует средневековый агиограф и какова роль парадокса в древнерусском житии?
В Житии Сергия Радонежского, написанном в стиле 'плетение словес', мы встречаем богатое разнообразие художественных тропов. Как одно из художественных средств, к которому часто прибегает Епифаний, можно рассматривать так называемый 'лексический парадокс', т. е. совмещение в одном высказывании взаимоисключающих друг друга слов [1, с. 40]. Игра антонимов - одна из отличительных черт епифаниева стиля. Стык антонимов в предложении играет усилительно-выделительную функцию и, таким образом, воздействует на эмоциональное восприятие произведения. Например: Но стяжа себе паче всех : богатство - нищету духовную:' [2, с. 277]; 'Съй ми есть первый и последний в нынешняя времена:' [2, с. 278]; ': преставися ко Господу и преиде от смерти в живот, от печали в радость' [2, с. 286]; ': начатии писати, аки от многа мало, еже о житии преподобнаго старца:' [2, с. 286].
Совмещение антонимов
Не только усилительная функция важна для Епифания. Парадокс, как и все художественные средства, безусловно, оказывает эстетическое воздействие на читателя, но при этом всегда ':апеллирует к логическому сознанию и, следовательно, представляет собой качественно новое явление в языковой структуре текста', как отмечает О. И. Глазунова [1, с. 49]. Для Епифания Премудрого одновременно важно и эмоциональное воздействие парадокса (который всегда служит особенно обостренному восприятию), и его логический уровень. Говоря о логическом парадоксе, мы от стилистического приема переходим к внутренним противоречиям произведения, от формы к содержанию.
Так, в примере 'Но стяжа себе :богатство - нищету духовную:' автор не только привлекает наше внимание необычным выражением к данному моменту Жития, но заставляет иначе взглянуть на слово 'богатство', воспринимать не общепринятое значение этого слова, а иное, духовное, которое оказывается антонимичным общепринятому, т. е. богатство оказывается равным нищете. На противопоставлении духовного и телесного строится большинство логических парадоксов у Епифания. Например: 'Сладость бо словесную Давид вкусив:, иже в постh провосиаше' [2, с. 272]; ':вся красная мiра сего, яко уметы, вмени и презре [2, с. 272]; ': смирен сердцем, высок житием:' [2, с. 274].Здесь логический парадокс используется для описания той или иной добродетели: внешний, телесный пост ведет к вкушению духовной сладости; все дорогое, 'красное', что есть в мiре, добродетель вменяет в сор, 'уметы'; смирение, т. е. почитание себя нижайшим, неотделимо от высокого жития. Добродетель видится Епифанию как парадокс, неразрешимое противоречие между внешним и внутренним, между плотью и духом.
Размышлению о противоречии внутреннего и внешнего, видимого и невидимого посвящается целая глава Жития 'О худости портъ Сергиевых и о некоем поселянине'. Некий поселянин, увидев, как бедно одет Сергий, отказался признать в нем великого и знаменитого всей Руси игумена, и был весьма удивлен, когда приехавший в монастырь богато одетый князь пал и поклонился в ноги бедно одетому Сергию. Видя замешательство поселянина, который не мог разрешить сложившейся парадоксальной ситуации, братия монастыря рассудила, что он ':не смотряй внутреннима очима, но внешнима:' [2, с. 339]. У них, знакомых с парадоксами внешнего и внутреннего, данное происшествие уже не вызывает недоумения.
Таким образом, противоречие между телесной и духовной жизнью подчеркиваются Епифанием на ситуативном уровне. Так, уход Сергия в пустыню многократно обыгрывается в антиномиях и противопоставлениях разного рода. Желание жить в пустыне и любовь к уединению сосуществуют в душе молодого инока со страхом перед таким житием, а точнее, с четким осознанием его тягот и опасностей. Оттенки внутренней напряженной работы Сергия над собой усматриваем в главе 'О пострижении его, еже есть начало чернечеству святого' [2, с. 309]. Сначала несколько раз подчеркивается желание Сергия жить одному: ':постризи мя въ мнишеский чинь, зело бо хощу его от юности моеа от многа времени:' [2, с. 310]; 'И ныне о сем благодарю Бога сподобившаго мя по моему желанию, еже единому въ пустыни сей жительствовати и единьствовати и безмльствовати' [2, с. 311]. Но когда игумен, постригший Сергия в иночество, уходит, Сергий припадает к нему с просьбой о молитве и поучении: ': помолись о моем уединении:' [2, с. 311]. Это удивляет игумена: инок такой высокой жизни не должен, по его мнению, просить поучения и молитвенной помощи. Насколько же вырастает удивление игумена, когда Сергий останавливает его во второй раз с более конкретной просьбой: 'Помолися о мъне къ Богу, да ми поможет търпети плотскыя брани и бесовскыя находы:' [2,с.311]. Преподобный и в третий раз удерживает игумена, прося его молитв за себя. Автор придает ситуации особенное эмоциональное напряжение, подчеркивая троекратность просьбы и удивление игумена. Молодой инок очень хорошо понимает, что ему предстоит, даже перечисляет грядущие беды: 'плотскыа брани', 'бесовскыя находы', 'звериная устремлениа', и в то же время он говорит: ':желанием вжелах сего:' [2, с. 311]. В этой неотступности Сергия, в его любви к уединению и удерживании игумена заключается парадоксальность, а значит и добродетельность преподобного. Агиограф, как опытный психолог, останавливается на этой ситуации и подробно описывает все мелкие детали.
Мысль о парадоксальности отшельничества возникает в Житии еще раз, когда к Сергию приходят другие иноки, чтобы жить с ним. Сергий отговаривает их: 'Яко не можете жити на месте сем и не можете тръпети труда пустыннаго: алкания, жадания, скръби, тесноты:' [2, с. 319]. Пришедшие же иноки видят в пустыни совершенно противоположную сторону, и потому их ответ звучит как алогичный: 'Хощем тръпети труды места сего, : хощем и можем,: от места сего любезнаго не отжени нас' [2, с. 319].
Так добродетель отшельничества осознается древнерусским книжником как добровольное предание самого себя на мученичество. Парадоксально одновременное понимание пустыни как места тяжких скорбей и как удела высочайшего наслаждения. Пустыня, несмотря на все ее трудности, становится для иноков 'любезной'.
Как отшельничество, так и иночество, и более обще - вся святая жизнь Сергия - это всегда парадокс. С самых первых страниц Жития преподобный постоянно противопоставляется окружающим. Если парадоксальность - это ':обманутые ожидания и разрушение обычных стереотипов' [1, с. 42], то весь жизненный путь Сергия - это именно разрушение обычных стереотипов, которое всегда вызывает недоумение у окружающих.
Так, недоумение вызвал впервые младенец Варфоломей, когда прокричал в утробе матери. Затем - когда отказывался есть по средам и пятницам. Отрок Варфоломей не такой, как все дети: ':къ детям играющим не исхождаше и к ним не приставаше:' [2, с. 302]. Он отличается от своих братьев, сначала, когда не может научиться грамоте и вдруг в один день овладевает ею. Затем - 'Сынове же Кириллове, Стефанъ и Петръ ожженистася; третий же сынъ, блаженный уноша Варфоломей, не въсхоте женитися:' [2, с. 305].
Похоронив родителей, Сергий переполнен совершенно неожиданными для сироты чувствами: 'И отъиде в дом свой, радуася душею же и сердцемь, акы некое съкровище многоценное приобрете, полно богатства:' [2, с. 306]. Парадоксальным образом ПОТЕРЯ родителей равноценна ПРИОБРЕТЕНИЮ сокровища для Сергия.
Такая противоречивость - неотъемлемый признак святой жизни в понимании Епифания и всего средневековья вообще. Чем меньше внешнее, тем больше внутреннее, чем тяжелее телесная жизнь, тем сладостней духовная. Перед нами парадокс уже не логического уровня, а гораздо более высокого - мiровоззренческого. В самом слове 'инок', от 'иной', заложено это противоречие. На противоречии же построена традиционная русская формулировка святости: 'земной ангел, небесный человек', которую Епифаний Премудрый несколько раз употребляет в своем произведении и обыгрывает в разных вариациях.
Вера в святость, в чудо, в
неимоверное - фундаментальный
Слово 'το παράδοξον', встречающееся в греческой гимнографии, древнерусские книжники переводили на родной язык как 'чудо' или 'таинство'. Этот перевод встречаем, например, в Рождественском каноне Косьмы Маюмского:
'Таинство (в оригинале 'παράδοξον') странное вижу и преславное: небо - вертеп, престол херувимский - Деву, ясли - вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже воспевающе величаем' [4, с. 81].
Все приведенное песнопение построено на противоречиях. 'Невместимый' Бог, вмещающийся в некое 'вместилище' - это и есть та самая антиномия, которая определяет мiровосприятие средневекового гимнографа. По тому же принципу выстраивает свое повествование древнерусский агиограф, рассказывая о парадоксах Сергиевой жизни, или, в русском переводе, о чудесах. В Житии Сергия Радонежского последним уделяется большое внимание. Сначала, при описании юношеских лет Варфоломея-Сергия, чудеса - это признак избранности, божественная печать на 'чюдном отроке', как называет его агиограф. Затем Сергий сам творит неимоверное, исцеляя и воскрешая людей, и это уже свидетельство его совершенного подвига и его святости. Чудесно, таинственно, а значит парадоксально, все, что связано с духовным обликом преподобного. Парадоксальность личности Сергия, слияние в нем небесного и земного отсылает читателя к таинству вочеловечения Христа и слияния в нем двух естеств. Рассуждая о вочеловечении Бога Слова, С.С. Аверинцев пишет: ':парадоксальные антиномии 'неслиянного и нераздельного' совмещения Бога и человека в личностном единстве воплощенной второй ипостаси, такого же совмещения человеческой муки и радостной божественной победы в страданиях Христа, и так далее, определяют собой коренную специфику христианства. Божественная слава Христа мыслится осуществляющей себя не где-то над Его человеческим унижением, а внутри него. Так же парадоксально земное бытие человека, в котором соединены богоподобие и ничтожество:' [3, с..229].
Богоподобие Сергия, безконечно раскрывающееся перед агиографом, наводит автора на мысль о глубине собственного ничтожества, и Епифаний разводит на разные полюса Сергия и себя, а вместе с собой и всех остальных людей: 'Что же наше житие или что наше пребывание противу святаго подвигамъ и прочимъ добродетелем? Ничто же есть наше чрьнечество, и наша молитва яко стень есть. Колико растоание имать востокъ от запада, сице намь неудобь есть постигнути житиа блаженаго и предивнаго мужа' [2, с. 278].
Многократно возвращаясь к этой теме, Епифаний одновременно сокрушается о своем 'ничтожестве' и восхищается Сергием. Эта мысль, много раз возникающая в Житии и практически рефреном звучащая в Похвальном слове Сергию, сообщает тексту 'пульсирующую двуполярность', как называет С.С. Аверинцев похожее явление в византийской гимнографии [3, с. 226]. Именно двуполярность позволяет создать очень сильное эмоциональное напряжение, обезпечить то острое, почти болезненное восприятие, к которому стремится автор. Агиограф не только сам сокрушается о своем 'окаянстве', но стремится и читателя привлечь к покаянию и восхищению перед подвигами Сергия. Цель автора - непосредственно здесь, сейчас, в момент чтения вызвать это покаянное чувство у читателя, которое будет тем сильнее, чем болезненнее воспримет последний разницу между духовной величиной Сергия и собственной греховностью. Епифаний стремится к тому, чтобы его адресат прочитывал авторские покаянные слова как свои собственные, и обращал их к небу.
Таким образом, мы подошли к еще одному текстовому парадоксу. Перед нами антиномия в ситуации самого агиографа: Епифаний беседует одновременно с людьми, читающими Житие, и с невидимым мiром, с Богом и преподобным. В каждый момент Жития автор предстоит Богу, поэтому любой фрагмент может быть прерван для славословия, сокрушения, молитвы или богомыслия. Так, предисловие к Житию прерывается покаянными отступлениями и славословиями, рассказы о подвигах Сергия перемежаются молитвенными обращениями к нему, Похвальное слово Сергию включает в себя несколько восхвалений и плачей. Эта фрагментарная композиция напоминает богослужебную традицию прерывания чтений из Священного Писания (паремий) хвалебными песнопениями. Известно, что эта традиция возникла как знак несдерживаемого восторга, в который приходит чтец от содержания библейских текстов [5, с. 80]. Так и Епифаний, находясь в парадоксальном состоянии одновременной беседы с людьми и с Богом, восхищенно прерывает свой рассказ то для восторженной похвалы, то для покаяния. Это явления одновременного обращения к горнему и дольнему мiру наблюдается литературоведами также и в произведениях византийских проповедников. С.С. Аверинцев называет это 'игрой на совмещении двух планов, просвечивающих друг сквозь друга' [3, с. 231].
Антиномия в положении агиографа ведет к неразрешимым, можно сказать, диалектическим противоречиям всего произведения в целом. Таковым является противоречие между молчанием и словом в Житии. Агиограф, беседующий с Богом, осознает свою 'худость' и неспособность описывать жизнь преподобного отца. Епифаний, предстоящий Богу, хотел бы каяться и молчать, но Епифаний, обращающийся к людям, молчать о подвигах преподобного не может и не хочет: ':подобаше ми отинудь со страхом удобь молчати и на устех своих пръстъ положити , сведуще свою немощь:' [2, с. 258]; ':любовь и молитва преподобнаго того старца привлачит и томит мой помыслъ и принужает глаголати же и писати.' [2, с. 258].
Парадоксальное соединение молчания
и слова подводит нас к еще
одной особенности
Информация о работе Роль парадокса в житии Сергея Радонежского, написанном Епифанием Премудрым