Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:36, сочинение
Разбор основных тем сатиры Маяковского в 20-30-е годы XX века.
Одной из наиболее ярких сторон поэтического творчества Маяковского является сатира, блестящим мастером которой он считался по праву. Поэт язвительно и беспощадно расправлялся с пороками советского общества, яростно обрушиваясь на его пошлость, жадность и бюрократизм. Однако в разные периоды творчества он видел разные цели в этих яростных обличениях.
Маяковский предъявлял к новой жизни и новой власти максималистские требования. Именно поэтому сатира его коснулась и недостатков советской эпохи. Эти тенденции отразились в таких сатирических стихотворениях поэта, как «О дряни» и «Прозаседавшиеся». Вся сила гнева направлена против бюрократизма, против тех, кто в заседательской суете увидел стиль работы с людьми. Маяковский открыто заявляет о своем отрицательном отношении к бюрократизму, относясь к работе бюрократов с иронией, постепенно переходящей в стихотворении в сарказм. В финале стихотворения Маяковский создает гротескную, фантастическую картину постоянных заседаний, буквально деля заседателей пополам. Первой строкой стихотворения «О дряни» Маяковский подчеркивает, что восславив героев, завоевавших для народа «трудиться великое право», необходимо призвать советских людей к борьбе с мещанством, чтобы «коммунизм канарейками не был побит». Все стихотворение направлено против обывательского образа жизни и психологии. Безобидные, на первый взгляд, детали быта, такие как самовар или канарейки, ассоциируются с мещанством и становятся его символами. В финале стихотворения Маяковский снова использует гротеск, оживляя Маркса с портрета, призывавшего к борьбе с обывательским бытом.
В последние годы жизни поэт создает не только сатирические стихи, но и сатирические пьесы. В пьесах «Клоп» и «Баня» Маяковский продолжает борьбу с бюрократизмом, угодничеством, политическим невежеством, грубостью и пьянством. Это тема борьбы с мещанином. В обоих произведениях социалистическое настоящее проверяется коммунистическим будущим. Так, в пьесе «Баня» бюрократов и подхалимов время сметает, как балласт, они вообще не попадают в будущее. В пьесе «Клоп» бывший рабочий, ставший мещанином, случайно попадает в будущее, но жить там он не в состоянии. Основной прием создания образов в пьесах Маяковского – социальная типизация. Герои несут на себе отпечаток времени и среды, что определяет характер каждого. На определение характера героев направлены и «говорящие» фамилии. Для усиления сатирического эффекта используется фантастика, сарказм, фарсовые ситуации, речевые алогизмы, гиперболы.
Всем своим творчеством Маяковский был устремлен в будущее. Его боевое оружие – это перо, и своим творчеством поэт пробуждал светлые чувства в человеке, помогал бороться с тем, что мешало жить. Наследие Маяковского живет в поколениях, изменяется и растет, осмысливается по-новому, поворачиваясь то одной, то другой стороной.