Сказки Салтыкова-Щедрина – вид сатиры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 12:54, доклад

Краткое описание

Салтыков-Щедрин – один из своеобразнейших писателей русской литературы. Его творчество направленно на обличение пороков общества. Его талант прекрасно справляется с теми задачами, которые ставила перед ним эпоха.

Взявшись за социальное обличение, он очень талантливо и виртуозно это делал. Выбрав форму сказок, писатель наполняет традиционную народную форму новым содержанием.

Вложенные файлы: 1 файл

Сказки Салтыкова-Щедрина – вид сатиры.pptx

— 365.80 Кб (Скачать файл)

Сказки Салтыкова-Щедрина  – вид сатиры

 

 

Сатира смелый властелин.

А.С.Пушкин

Салтыков-Щедрин –  один из своеобразнейших писателей  русской литературы. Его творчество направленно на обличение пороков  общества. Его талант прекрасно справляется  с теми задачами, которые ставила  перед ним эпоха.

 

Взявшись за социальное обличение, он очень талантливо и  виртуозно это делал. Выбрав форму  сказок, писатель наполняет традиционную народную форму новым содержанием.

 

Салтыков-Щедрин прекрасно  владеет эзоповым языком, в иносказательной  форме которого заключена многозначительность, так нужная писателю, чтобы передать весь абсурд и несостоятельность  изображаемой ситуации.

«Департамент расхищений и раздач», «гневное движение истории» – эти выражения не придуманы  автором, а рождены самой эпохой, её произволом и царящими в России беспорядками.

Сатира Салтыкова-Щедрина  – это грозный и карающий смех за те страдания и несчастья, которые  царствуют вокруг. «Сказки для  детей изрядного возраста» –  это ответ писателя-патриота на окружающую несправедливость, это его форма  борьбы с нею.

В «Сказках» традиционно  заложено получение читателю. Действующие  лица – животные, но вот удивительно, звери точь-в-точь как люди! Рыбы читают газеты и журналы, птицы служат в учреждениях, платят налоги и учатся в кадетских корпусах. Всё это  только подтверждает своеобразие «Сказок» Салтыкова-Щедрина.

С мельчайшими  подробностями  писатель изображает жизнь животных, давая нам понять, что передаёт насущные проблемы России 80-х годов XIX века. Голос автора звучит очень четко, и легко проследить, как писатель относится к изображаемому.

В «Повести о том, как один мужик двух  генералов  прокормил» Салтыков-Щедрин клеймит  ничего не умеющих, беспомощных генералов. Он с достаточной долей сарказма показывает нам ужасающую картину, как голодные генералы готовы съесть друг друга, не умея достать пищу в  кишащих рыбой ручьях, в лесу, полном фруктов.

Они не знают элементарного: верят, что булки растут на деревьях  в том виде, в каком их подают к столу. Но вот что генералы прекрасно  знают и умеют, так это эксплуатировать  народ.

Чтобы не погибнуть  на острове, они отыскивают «лежебоку  мужика», который впоследствии все  для них сделает: и пищу приготовить, и с острова вывезет домой, и платы не требует.

Но сатира писателя направлена здесь не только против генералов-эксплуататоров, но и против мужика, которой покорно несёт  свой крест. Писатель восхищается умелым мужиком, который «суп в пригоршнях варит, силки плетет…», но и верёвку, которой его связывают генералы, он тоже изготовил.

Кормя генералов  яблоками, мужик выбирает для них  спелые да румяные, а себе – кислые да гнилые. Почему, откуда такая приниженность  и покорность судьбе?

Писатель возмущен таким положением вещей, он видит  в этом вину не только правящего  класса, но и крестьян, разрешающих  закабалять себя, не поднимающихся  на социальный протест, довольствующихся малым.

В сказке «Самоотверженный заяц» похожая ситуация. Заяц покорно  ждет, когда сытому волку придет охота его съесть. «Добрый» волк отпускает зайца домой, проведать  невесту, но с обязательным условием вернуться. И заяц покорно ждет своего часа.

В сказке «Премудрый пекарь» Салтыков-Щедрин в аллегоричной форме высмеивает трусливого интеллигента, боящегося любых перемен, происходящих в жизни.

Он старается  прожить так, «…чтобы никто не заметил». Всю жизнь пескарь и  не жил фактически, а пришла неминуемая смерть, и понял он всю абсурдность  своего существования, а не жизни.

Но не только обличает действительность в своих произведениях  Салтыков-Щедрин. В сказке «Коняга» он размышляет о судьбе крестьянства. «Коняга не живет и не умирает». Как бы клеймо бесконечности стоит  на его труде, как и на своем  существовании крестьян.

Удивительная актуальность произведений Салтыкова-Щедрина порой  пугает. Благодаря своему таланту, необыкновенной прозорливости и любви к России он смог создать произведения, которые  были интересны  не только его современникам, но и нам, его потомкам.

Его «Сказки» зазвучали  по-новому, зовя нас на борьбу с пошлостью  и меркантилизмом, трудностью и равнодушием. Не об этом ли мечтал автор, создавая их?


Информация о работе Сказки Салтыкова-Щедрина – вид сатиры