Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 12:54, доклад
Салтыков-Щедрин – один из своеобразнейших писателей русской литературы. Его творчество направленно на обличение пороков общества. Его талант прекрасно справляется с теми задачами, которые ставила перед ним эпоха.
Взявшись за социальное обличение, он очень талантливо и виртуозно это делал. Выбрав форму сказок, писатель наполняет традиционную народную форму новым содержанием.
Сказки Салтыкова-Щедрина – вид сатиры
Сатира смелый властелин.
А.С.Пушкин
Салтыков-Щедрин – один из своеобразнейших писателей русской литературы. Его творчество направленно на обличение пороков общества. Его талант прекрасно справляется с теми задачами, которые ставила перед ним эпоха.
Взявшись за социальное обличение, он очень талантливо и виртуозно это делал. Выбрав форму сказок, писатель наполняет традиционную народную форму новым содержанием.
Салтыков-Щедрин прекрасно владеет эзоповым языком, в иносказательной форме которого заключена многозначительность, так нужная писателю, чтобы передать весь абсурд и несостоятельность изображаемой ситуации.
«Департамент расхищений и раздач», «гневное движение истории» – эти выражения не придуманы автором, а рождены самой эпохой, её произволом и царящими в России беспорядками.
Сатира Салтыкова-Щедрина – это грозный и карающий смех за те страдания и несчастья, которые царствуют вокруг. «Сказки для детей изрядного возраста» – это ответ писателя-патриота на окружающую несправедливость, это его форма борьбы с нею.
В «Сказках» традиционно заложено получение читателю. Действующие лица – животные, но вот удивительно, звери точь-в-точь как люди! Рыбы читают газеты и журналы, птицы служат в учреждениях, платят налоги и учатся в кадетских корпусах. Всё это только подтверждает своеобразие «Сказок» Салтыкова-Щедрина.
С мельчайшими подробностями писатель изображает жизнь животных, давая нам понять, что передаёт насущные проблемы России 80-х годов XIX века. Голос автора звучит очень четко, и легко проследить, как писатель относится к изображаемому.
В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин клеймит ничего не умеющих, беспомощных генералов. Он с достаточной долей сарказма показывает нам ужасающую картину, как голодные генералы готовы съесть друг друга, не умея достать пищу в кишащих рыбой ручьях, в лесу, полном фруктов.
Они не знают элементарного: верят, что булки растут на деревьях в том виде, в каком их подают к столу. Но вот что генералы прекрасно знают и умеют, так это эксплуатировать народ.
Чтобы не погибнуть на острове, они отыскивают «лежебоку мужика», который впоследствии все для них сделает: и пищу приготовить, и с острова вывезет домой, и платы не требует.
Но сатира писателя
направлена здесь не только против
генералов-эксплуататоров, но и против
мужика, которой покорно несёт
свой крест. Писатель восхищается умелым
мужиком, который «суп в пригоршнях
варит, силки плетет…», но и верёвку,
которой его связывают
Кормя генералов яблоками, мужик выбирает для них спелые да румяные, а себе – кислые да гнилые. Почему, откуда такая приниженность и покорность судьбе?
Писатель возмущен таким положением вещей, он видит в этом вину не только правящего класса, но и крестьян, разрешающих закабалять себя, не поднимающихся на социальный протест, довольствующихся малым.
В сказке «Самоотверженный заяц» похожая ситуация. Заяц покорно ждет, когда сытому волку придет охота его съесть. «Добрый» волк отпускает зайца домой, проведать невесту, но с обязательным условием вернуться. И заяц покорно ждет своего часа.
В сказке «Премудрый пекарь» Салтыков-Щедрин в аллегоричной форме высмеивает трусливого интеллигента, боящегося любых перемен, происходящих в жизни.
Он старается прожить так, «…чтобы никто не заметил». Всю жизнь пескарь и не жил фактически, а пришла неминуемая смерть, и понял он всю абсурдность своего существования, а не жизни.
Но не только обличает действительность в своих произведениях Салтыков-Щедрин. В сказке «Коняга» он размышляет о судьбе крестьянства. «Коняга не живет и не умирает». Как бы клеймо бесконечности стоит на его труде, как и на своем существовании крестьян.
Удивительная актуальность произведений Салтыкова-Щедрина порой пугает. Благодаря своему таланту, необыкновенной прозорливости и любви к России он смог создать произведения, которые были интересны не только его современникам, но и нам, его потомкам.
Его «Сказки» зазвучали по-новому, зовя нас на борьбу с пошлостью и меркантилизмом, трудностью и равнодушием. Не об этом ли мечтал автор, создавая их?