Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 14:51, практическая работа
Текст известнейшего писателя 19 в. И.С.Тургенева входит в цикл его произведений «Стихотворения в прозе».
Это был период философского осмысления жизни, глубоких раздумий о своем месте в этом мире, о вечных ценностях.
Предложенный нам текст художественного стиля, тип речи – повествование и рассуждение. В этом стихотворении в прозе автор вместе с читателями размышляет о быстротечности жизни, о родстве живых душ перед Вечностью, о взаимопонимании, о необходимости общения. Текст, несмотря на легкую грусть, все – таки вселяет оптимизм. Начиная с антитезы, автор сразу вводит читателя в мир, в котором каждому живому существу необходим кто – то рядом, понимающий « тот… трепетный огонек », который горит в каждом из нас.
Филологический анализ текста
Собака
Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит передо мною - и смотрит прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что – то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я ее понимаю.
Я понимаю, что в это мгновение и в ней и во мне живет одно и тоже чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
И конец!
Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет! это не животное
и не человек меняются
Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И в каждой из этих пар, в животном и в человеке – одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Текст известнейшего писателя 19 в. И.С.Тургенева входит в цикл его произведений «Стихотворения в прозе».
Это был период философского осмысления жизни, глубоких раздумий о своем месте в этом мире, о вечных ценностях.
Предложенный нам текст художественного стиля, тип речи – повествование и рассуждение. В этом стихотворении в прозе автор вместе с читателями размышляет о быстротечности жизни, о родстве живых душ перед Вечностью, о взаимопонимании, о необходимости общения. Текст, несмотря на легкую грусть, все – таки вселяет оптимизм. Начиная с антитезы, автор сразу вводит читателя в мир, в котором каждому живому существу необходим кто – то рядом, понимающий « тот… трепетный огонек », который горит в каждом из нас.
В первой части текста автор повествует о человеке и собаке, нашедших взаимопонимание. Во второй части он говорит о тождественности этих живых существ. В третьей части говорится о смерти, перед которой все равны. В четвертой части Тургенев И.С. возвращается к мысли о необходимости присутствия близкого существа, особенно в страшные минуты жизни, тем самым закольцовывая композицию. Текст представляет собой неторопливые философские размышления, но поражает глубиной эмоциональной насыщенности, силой воздействия на читателя. Уже использование инверсии в первом предложении позволяет автору подчеркнуть, что их именно двое и что собака на первом месте. Грустный мотив одиночества усиливается эпитетами ( страшная, неистовая) и антитезность позволяет ощутить их одиночество во всей Вселенной.
Употребление авторского
знака усиливает единение
Тургенев олицетворяет бурю:
"воет страшная, неистовая буря".
Описывая бурю, он применяет прилагательное-эпитет
"неистовая". Также автор олицетворяет
собаку и применяет по отношению к ней
слова, обычно описывающие человека: "немая",
"без слов". Другое олицетворение
- чувство "живет". Тургенев сравнивает
жизнь живого существа с огоньком, для
описания которого использует прилагательное-эпитет
"трепетный".
Также имеют место плеоназмы.
Словосочетания "она немая" и "она
без слов" близки по смыслу, в данном
случае это также стилистический прием,
используемый для усиления экспрессии.
Словосочетания "нет никакой разницы"
и "мы тожественны" также близки по
смыслу и являются плеоназмами, используются
в качестве стилистического средства,
чтобы подчеркнуть равноценность жизни
человека и собаки перед лицом смерти.
Также для выявления данной тождественности
в тексте несколько раз повторяется словосочетание
"один и тот же" (одно и то же чувство,
один и тот же огонек, одна и та же жизнь).
Для усиления эмфатической
интонации в последнем предложении используется
эпифора. "Это две пары одинаковых глаз
устремлены друг на друга. И каждой и этих
пар, в животном и в человеке, - одна и та
же жизнь жмется пугливо к другой"
Выбор автором слов также служит
основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть
различие и одновременно тождественность
автора и его собаки, Тургенев ставит рядом
слова "человек" и "животное".
По словарю Ожегова животное - это "такое
живое существо, в противопоставление
человеку".
Другим примером экспрессивного
синтаксиса являются нарушения замкнутости
предложения. "Смерть налетит, махнет
на него своим холодным широким крылом…"
В данном месте имеет место незавершенность
фразы. Она также есть в предложении: "Нет!
Это не животное и не человек меняются
взглядами…"
Синтаксис в данном произведении
используется для противопоставления:
"Она немая, она без слов, она сама себя
не понимает - но я ее понимаю". Восклицания
используются для усиления напряженности,
они заключают в себе особую экспрессию.
"И конец!"- подчеркивается
необратимость, безвыходность. "Нет!
Это не животное и не человек меняются
взглядами…" - восклицательный знак
используется для усиления отрицания.
Кроме того, в тексте имеется
еще одно синтаксическое средство экспрессивной
лексики: риторический вопрос. "Кто
потом разберет, какой именно в каждом
из нас горел огонек?»
Информация о работе Филологический анализ текста И.С.Тургенева