Филологический анализ текста И.С.Тургенева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 14:51, практическая работа

Краткое описание

Текст известнейшего писателя 19 в. И.С.Тургенева входит в цикл его произведений «Стихотворения в прозе».
Это был период философского осмысления жизни, глубоких раздумий о своем месте в этом мире, о вечных ценностях.
Предложенный нам текст художественного стиля, тип речи – повествование и рассуждение. В этом стихотворении в прозе автор вместе с читателями размышляет о быстротечности жизни, о родстве живых душ перед Вечностью, о взаимопонимании, о необходимости общения. Текст, несмотря на легкую грусть, все – таки вселяет оптимизм. Начиная с антитезы, автор сразу вводит читателя в мир, в котором каждому живому существу необходим кто – то рядом, понимающий « тот… трепетный огонек », который горит в каждом из нас.

Вложенные файлы: 1 файл

Филологический анализ текста Тургенев.docx

— 15.94 Кб (Скачать файл)

                             Филологический анализ текста

                                                                         Выполнила: Рожина Евгения

                                                                         Студентка 4 курса, ИнС

Собака

Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.

 Собака сидит передо  мною  - и смотрит прямо в  глаза.

  И я тоже гляжу  ей в глаза.

  Она словно хочет  сказать мне что – то. Она  немая, она без слов, она сама  себя не понимает – но я  ее понимаю.

  Я понимаю, что в  это мгновение и в ней и  во мне живет одно и тоже чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.

 Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…

  И конец!

  Кто потом разберет, какой именно в каждом из  нас горел огонек?

  Нет! это не животное  и не человек меняются взглядами…

  Это две пары одинаковых  глаз устремлены друг на друга.

  И в каждой из  этих пар, в животном и в  человеке – одна и та же  жизнь жмется пугливо к другой.

                                                                                                                                 

                                                                                                                                   Февраль,1878 И. С. Тургенев

 

                                                                             

                                                                                                                             

 

 

Текст известнейшего писателя 19 в. И.С.Тургенева входит в цикл его произведений «Стихотворения в прозе».

 Это был период философского  осмысления жизни, глубоких раздумий о своем месте в этом мире, о вечных ценностях.

 Предложенный нам текст  художественного стиля, тип речи  – повествование и рассуждение. В этом стихотворении в прозе автор вместе с читателями размышляет о быстротечности жизни, о родстве живых душ перед Вечностью, о взаимопонимании, о необходимости общения. Текст, несмотря на легкую грусть, все – таки вселяет оптимизм. Начиная с антитезы, автор сразу вводит читателя в мир, в котором каждому живому существу необходим кто – то рядом, понимающий « тот… трепетный огонек », который горит в каждом из нас.

 В первой части текста  автор повествует о человеке  и собаке, нашедших взаимопонимание. Во второй части он говорит о тождественности этих живых существ.  В третьей части говорится о смерти, перед которой все равны. В четвертой части Тургенев И.С. возвращается к мысли о необходимости присутствия близкого существа, особенно в страшные минуты жизни, тем самым закольцовывая композицию. Текст представляет собой неторопливые философские размышления, но поражает глубиной эмоциональной насыщенности, силой воздействия на читателя. Уже использование инверсии в первом предложении позволяет автору подчеркнуть, что их именно двое и что собака на первом месте. Грустный мотив одиночества усиливается эпитетами ( страшная, неистовая) и антитезность позволяет ощутить их одиночество во всей Вселенной.

 Употребление авторского  знака усиливает единение животного  и человека: «смотрит прямо в  глаза». Анафора и авторский знак позволяют передать близость этих душ, усиливают напряжение чувств. Использование метафоры подтверждает эмоциональное единство героев, а последующая сложная синтаксическая конструкция показывает страх перед смертью, усиливающийся эпитетом « холодным». Последующий метафоричный риторический вопрос заставляет каждого из нас задуматься над собственной самоценностью, и использование восклицательных предложений усиливает противодействие мрачности смерти и яркости жизни. Метонимия позволяет понять состояние человека и животного, оказавшихся рядом в вихре жизни и поддерживающих друг друга. В тексте также присутствуют тавтологии: "гляжу в глаза", "она сама себя не понимает - но я ее понимаю", "две пары одинаковых глаз" и "в каждой из этих пар". Во втором случае повторение глагола "понимать" используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.  

Тургенев олицетворяет бурю: "воет страшная, неистовая буря". Описывая бурю, он применяет прилагательное-эпитет "неистовая". Также автор олицетворяет собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: "немая", "без слов". Другое олицетворение - чувство "живет". Тургенев сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет "трепетный". 
Также имеют место плеоназмы. Словосочетания "она немая" и "она без слов" близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием, используемый для усиления экспрессии. Словосочетания "нет никакой разницы" и "мы тожественны" также близки по смыслу и являются плеоназмами, используются в качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни человека и собаки перед лицом смерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько раз повторяется словосочетание "один и тот же" (одно и то же чувство, один и тот же огонек, одна и та же жизнь).  
Для усиления эмфатической интонации в последнем предложении используется эпифора. "Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И каждой и этих пар, в животном и в человеке, - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой" 

Выбор автором слов также служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова "человек" и "животное". По словарю Ожегова животное - это "такое живое существо, в противопоставление человеку".  
Другим примером экспрессивного синтаксиса являются нарушения замкнутости предложения. "Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…" В данном месте имеет место незавершенность фразы. Она также есть в предложении: "Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…"  
Синтаксис в данном произведении используется для противопоставления: "Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю". Восклицания используются для усиления напряженности, они заключают в себе особую экспрессию.  
"И конец!"- подчеркивается необратимость, безвыходность. "Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…" - восклицательный знак используется для усиления отрицания.  
Кроме того, в тексте имеется еще одно синтаксическое средство экспрессивной лексики: риторический вопрос. "Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?»

 


Информация о работе Филологический анализ текста И.С.Тургенева