Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 14:39, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении разноуровневых средств выражения категории тональности как основного приема создания эмоциональности в изучении ее текстообразующей функции в художественной прозе А.И.Куприна.
Из поставленной цели вытекает ряд задач:
Дать понятие эмоциональной тональности как категории русского языка.
Представить описание разноуровневых средств выражения категории тональности.
Выявить лексические, морфологические, синтаксические средства выражения эмоциональной тональности в прозе А.И.Куприна.
Введение………………………………………………………………..3-4
Глава 1. Эмоциональная тональность как текстовая категория…..5-14
1.1 Понятие тональности в языке…………………………………....5-10
1.2 Виды тональности. Средства выражения тональности на разных языковых уровнях………………………………………………………….11-14
Глава 2. Категория тональности как средство выражения эмоциональности в художественной прозе А.И.Куприна…………………………….14-31
2.1 Проявление категории тональности в ранних рассказах А. И. Куприна………………………………………………………………………...14-23
2.2 Эмоциональная тональность рассказа «Гранатовый браслет». Роль сонаты Л.Бетховена в рассказе и ее влияние на тональность текста……24-31
Заключение…………………………………………………………...32
Список литературы…………………………………………………...33-34
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»
(ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого»)
Кафедра русского языка и общего языкознания
Курсовая работа на тему: Эмоциональная тональность рассказов А.И. Куприна
Выполнила:
студентка ФРФиД, группы 3 «Г»
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент
Тула, 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Эмоциональная тональность как текстовая категория…..5-14
1.1 Понятие тональности в языке…………………………………....5-10
1.2 Виды тональности. Средства выражения тональности
на разных языковых уровнях………………………………………………………….
Глава 2. Категория тональности как средство выражения эмоциональности в художественной прозе А.И.Куприна…………………………….14-31
2.1 Проявление категории тональности
в ранних рассказах А. И. Куприна……………………………………………………………
2.2 Эмоциональная тональность рассказа «Гранатовый браслет». Роль сонаты Л.Бетховена в рассказе и ее влияние на тональность текста……24-31
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………………………….
Введение
В последнее время заметно вырос интерес к изучению языковых категорий, выражающих эмоциональную составляющую текстов и способов их репрезентации посредством языковых средств, относящихся к разным уровням языка (фонетическому, словообразовательному, лексическому, морфологическому, синтаксическому). При этом исследование осуществляется часто на примере языка отдельного писателя.
Актуальность данной курсовой работы объясняется необходимостью анализа эмоциональной тональности текстов выдающегося русского писателя начала XX века А.И.Куприна.
Объектом данного исследования является категория тональности и средства ее выражения в языке художественных произведений А.И.Куприна. С точки зрения разноуровневых средств выражения эмоциональной тональности, язык А.И.Куприна в научной литературе специально не рассматривался.
Предметом исследования является функционирование категории тональности как средства выражения эмоциональности в прозе А.И.Куприна.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней впервые представлены и описаны разноуровневые средства выражения категории тональности, дан их сравнительный анализ применительно к языку произведений талантливейшего русского писателя А.И.Куприна. Результаты работы могут быть учтены при дальнейшем исследовании теоретических проблем взаимодействия категории тональности и средств ее выражения в русском языке с другими категориями художественного текста, его композицией, наглядно-изобразительными средствами.
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении разноуровневых средств выражения категории тональности как основного приема создания эмоциональности в изучении ее текстообразующей функции в художественной прозе А.И.Куприна.
Из поставленной цели вытекает ряд задач:
Методологической базой исследования послужили теоретические труды В.В.Виноградова об особенностях художественной речи; работы Ю.Д.Апресяна по художественной лексикографии. Частнонаучной базой исследования являются работы М.В.Ляпона, Т.В.Матвеевой, М.Л.Горшковой о стилистической тональности художественного текста.
Глава 1. Эмоциональная тональность как текстовая категория
Восприятие художественного текста – это проблема не столько его общего понимания, но прежде всего влияния на читателя. Это его прагматически отмеченные характеристики.
Но, говоря о тексте в целом, надо отметить, что глобальной проблемой теории текста является описание его категориального аппарата.
В иерархии категорий ведущее место занимает концептуальная категория – образ автора, так как картина мира, моделируемая в художественном тексте, оказывается пропущенной через его индивидуальное сознание и определяет его полифонию. Именно субъект речи (говорящий «Я») выступает в качестве организующего центра коммуникативной деятельности и обеспечивает отбор необходимых языковых средств, служащих для актуализации смысла и характеристики персонажей и различающихся в зависимости от характера повествования.
Художественный текст является особым объектом исследования, так как представляет собой очень сложное представление о действительности и сознательного выбора средств художественного воздействия автора на читателя. Подчеркивая, что за каждым текстом стоит языковая личность автора, следует заметить, что когда речь идет об оценке ситуации, в которой читатель определяет свое отношение к предмету, то суть вопроса сводится к речевой манифестации субъективной оценки, степени экспрессивности, эмоциональности.
Любой текст в языке содержит заложенную в нем эмоциональную авторскую оценку по отношении к объектам, речь о которых идет в тексте. Выявить ее можно при помощи эмоционально окрашенной лексики, составляющей основу текста. Именно для этого в языке существует понятие тональности текста.
Само понятие тональности пришло в лингвистику из музыки. Тональность - в музыке этим термином принято обозначать, прежде всего, иерархию одного звука с его трезвучием (аккордом) внутри целой музыкальной системы. Поэтому первое значение термина можно определить как "централизация". Централизация эта может касаться и звуков одноголосной мелодии (без сопровождения), полифонической или гомофонной музыки и даже аккордовой последовательности.
Тональность в лингвистике (субъективная модальность, текстовая модальность, текстовая экспрессивность) – текстовая категория, в которой находит отражение эмоционально-волевая установка автора текста при достижении конкретной коммуникативной цели, психологическая позиция автора по отношению к излагаемому, а также к адресату и ситуации общения. Определяется ценностными воззрениями автора и характером речевого взаимодействия. Наряду с оценочностью, тональность составляет часть комплексной категории субъектности речевого произведения [8,c.234].
Содержание тональности – субъективное авторское видение и психологическое самораскрытие автора, обладающее, по закону эмоционального заражения, эффектом усиленного воздействия на адресата. Частными сферами тональности являются различные языковые и стилистические средства, такие как эмоциональная оценка, интенсивность и волеизъявление, при ведущей роли эмоциональных составляющих. В любом языке огромное количество их средств выражения. В русском языке можно отметить эмоциональные междометия, эмоционально-экспрессивная лексика, в том числе с суффиксами субъективной оценки, слова-интенсификаторы, прямые и переносные формы повелительного наклонения, средства экспрессивной фоники и синтаксиса, специальные приёмы выразительности (тропы и фигуры). К ним могут добавляться нейтральные языковые единицы с контекстной эмоциональной коннотацией, ритмические и другие речевые средства эмоциональной экспрессии, композиционные приёмы экспрессивности.
На дотекстовом (языковом) уровне базовыми средствами тональности выступают языковые единицы, наиболее непосредственно выражающие семантику эмоциональности, усиления, волеизъявления. Это эмоциональные междометия, эмоционально-оценочная лексика и эмоционально-оценочные аффиксы, экспрессивные интонационные и синтаксические конструкции, лексико-семантические группы "Чувство" и "Воля", грамматические средства волеизъявления и др. В тексте языковые и речевые средства тональности (специальные приемы выразительности, единицы с контекстной коннотацией, темпоритм и др.) образуют функциональное поле, ядро которого состоит из единиц повышенной текстовой значимости – наиболее частотных и представленных в сильных позициях текста.
Текстовыми переменными поля тональности является не только состав ядра и периферии поля, но и открытый или скрытый характер эмоционального и волевого авторского настроя, однородность или неоднородность текста в тональном отношении, степень стандартности средств тональности.
Тональность может представлять собой текстовую константу, но чаще характеризуется изменчивостью и разнонаправленностью эмотивных, параметрических и волюнтативных характеристик, наличием не одного, а целого ряда тематических полей в зависимости от характера отношений коммуникантов, числа персонажей текста, количества предметно-тематических линий. Вариативность выражения данных смыслов очень велика. Тем не менее каждый функциональный стиль характеризуется типовым представлением тонального содержания, отличным от всех других стилей. Различия определяются составом ядра и периферии в общем тональном поле класса текстов, плотностью средств тональности, количеством тональных субполей и т.д. Можно отметить следующие различия тонального содержания в разных стилях речи.
Так, в научном стиле ядро тонального поля не совпадает с языковым: его составляют не прямые выразители эмоций, а нейтральные лексические единицы, передающие понятие об эмоциях, причем спектр последних совсем невелик (интерес, уверенность и неуверенность, удивление, сожаление). К ним примыкают лексические усилители (частицы и параметрические определения с усилительным значением: ведь, же, только, самый, сильный, богатый, большой). Авторское волеизъявление находит выражение в модальности долженствования и уверенной констатации высказываемых положений, но прямое выражение волюнтативности (через лексическую группу "Воля" и повелительное наклонение глагола) для научной речи не характерно. Плотность поля тональности в научной речи (за исключением оценочных жанров, таких как рецензия, отзыв) невелика, тональность может быть реализована и одиночными включениями. Таким образом, ведущей тональностью научного текста должна быть названа нейтральная, объективно-логическая, дополняемая разреженным и слабо выраженным полем тонально определенных средств эмоциональности, усиления и волеизъявления. Категория тональности в целом имеет в научной речи "отодвинутый" логизированный характер.
Для сравнения: в официально-деловом стиле, отражающем социально-ролевое общение и ориентированном на констатацию фактов и на предписание адресату, психологические краски либо отвергаются в целом (текст констатирующих жанров строится в нейтральной тональности), либо сводятся к актуализации волеизъявления, обязательного предписания. Ядро текстового поля тональности заполняют лексические единицы с понятийной семой волеизъявления (обязанность, право, обеспечить, соблюдать, разрешить, необходимо, следует), клишированные конструкции того же рода (должен выполняться, нести ответственность, предоставить право) и грамматические конструкции, выдвигающие на первое место идею требования, указания, рекомендации (модально-инфинитивные и неопределенно-личные предложения). В отличие от научного стиля, тональные смыслы присутствуют в жанровых обозначениях официально-деловых текстов, их заголовках и подзаголовках (закон, соглашение о взаимных обязательствах, требование, приказ). Однократного использования единицы предписания в сильной позиции текста достаточно, чтобы она могла сыграть роль текстового тонального ключа, задать тональность последующего фрагмента или целого текста. Таким образом, официально-деловой стиль имеет особый склад тональности, с доминированием волеизъявительного компонента.
Аналогичным образом может быть выделено типовое тональное содержание и других функциональных стилей. В границах функционального стиля тональность дифференцируется в зависимости от жанра текста, и жанровые тональные доминанты обладают большей определенностью. Функциональный стиль в целом характеризуется скорее единством статуса тональности в системе текстовых категорий, нежели единством тонального содержания.
Тональность может быть постоянной величиной текста, но чаще характеризуется переменчивостью и разнонаправленностью эмотивных, параметрических и волюнтативных характеристик. И всё же каждый стиль характеризуется своей тональной картиной. Научная речь настроена на нейтральную тональность с включениями элементов усиления и логизированных оценок. В официально-деловом стиле доминирует компонент волеизъявления автора, в публицистике представлены разнообразные психологические краски, интенсификаторы, сигналы волеизъявления. Художественный текст, как текст авторский, может быть средоточием любых эмоциональных характеристик и средств тональности. Жанровая систематика функционального стиля уточняет общую картину тональности, причём признак тональности иногда является важным жанрообразующим признаком.
Рассмотрение функционально-семантической категории тональности вызвано необходимостью установить разноуровневые средства эмоциональности оценок как одной из характерных особенностей русской языковой культуры. Известно, что степень распространения тех или иных выразительных средств в художественной прозе зависит от того, в какой мере экспрессивно используемые языковые категории обеспечивают реализацию коммуникативно-мыслительной функции язык, естественно, всегда связанной с эмотивной функцией.
Информация о работе Эмоциональная тональность рассказов А.И. Куприна