Ю. Левитанский. Творческий портрет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 07:55, контрольная работа

Краткое описание

ЛЕВИТАНСКИЙ, Юрий Давыдович (1922-1996), поэт, переводчик. Родился 22 января 1922 года в городе Козелец Черниговской области в ассимилированной еврейской семье. Ранние годы Ю. Левитанского прошли в Киеве, куда он переехал вместе с семьей. Впоследствии, когда отец нашел работу на шахте, семья жила в небольшом шахтерском поселке, затем в городе Сталино (Донбасс). Учился Ю. Левитанский в украинской школе.

Вложенные файлы: 1 файл

Левитанский. Творческий портрет.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

Ю. Левитанский. Творческий портрет.

Жизнь и судьба поэта. Вечные проблемы в поэзии Ю. Левитанского. Лирический герой. Поэтика. Анализ стихов по выбору.

 

1. Жизнь и судьба поэта.

ЛЕВИТАНСКИЙ, Юрий Давыдович (1922-1996), поэт, переводчик. Родился 22 января 1922 года в городе Козелец Черниговской области в ассимилированной еврейской семье. Ранние годы Ю. Левитанского прошли в Киеве, куда он переехал вместе с семьей. Впоследствии, когда отец нашел работу на шахте, семья жила в небольшом шахтерском поселке, затем в городе Сталино (Донбасс). Учился Ю. Левитанский в украинской школе.

К школьным годам относятся пробы пера и первые публикации в донбасских газетах. После окончания десятилетки в 1939 г. Ю. Левитанский отправляется в Москву и становится студентом ИФЛИ (Институт филологии, литературы и истории), одного из лучших учебных заведений страны.

Как студент, перешедший на 3 курс, Ю. Левитанский пользовался освобождением от военной службы, однако уже 22 июня 1941 года вместе с другими ифлийцами он записывается в армию добровольцем. После сдачи в конце июня последнего экзамена он ушел на фронт. Участвовал в обороне Москвы, а впереди, по его словам, были «Северо-Западный, Степной и 2-й Украинский фронты, битва на Орловско-Курской дуге, взятие Харькова, форсирование Днепра, а потом и Днестра, и Прута». Великую Отечественную войну Ю. Левитанский закончил в Чехословакии, пройдя путь от рядового до лейтенанта (среди военных специальностей – пулеметчик, командир подразделения, корреспондент фронтовой газеты).

Летом 1945 г. часть, в которой он служил, перебрасывают в Монголию. В том же году Ю. Левитанский переводится в Иркутск, куда он перевез своих родителей. Там, вплоть до лета 1947 г., когда наконец он добился приказа о демобилизации, он служит в газете Восточно-Сибирского военного округа, а затем работает заведующим литературной частью иркутского Театра музыкальной комедии.

В первые послевоенные годы Ю. Левитанский делается настолько заметной фигурой в местной литературной среде (начиная с 1943 г., он публикуется в таких журналах, как «Знамя», «Советский воин», «Сибирские огни», «Огонек»), что даже подвергается проработке в связи с развернувшейся в стране кампанией по борьбе с космополитизмом. Тогда же, один за другим, в сибирских, а также в московском издательстве публикуются несколько поэтических сборников Ю. Левитанского, хотя и не отмеченные высокими поэтическими достоинствами, тем не менее, благосклонно принятые критикой (в Иркутске даже увидела свет единственная до недавнего времени монография о поэте).

В 1955 г. он поступает на Высшие литературные курсы при Союзе советских писателей, которые оканчивает в 1957. С концом пятидесятых годов связано не только изменение жизненных обстоятельств – поэт перебрался в Москву, но также изменение поэтического мира Ю. Левитанского.

Интонация стиха сделалась теплее, доверительнее, интерес стали вызывать, казалось бы, мелочи, но из таких мелочей и состоит жизнь (недаром Ю. Левитанский называл своим учителем А.П. Чехова). Если в сборнике «Стороны света» (1959) все лишь вызревало, то сборник «Земное небо» (1963), пусть не слишком ровный, отметил произошедшие перемены. Художественные приемы, отсылающие к опыту другого искусства, кинематографа, в полной мере использованные в следующей книге, применены уже здесь. Некоторые стихотворные тексты Ю. Левитанского с ледовало бы, вероятно, сопоставить с произведениями советской мультипликации, созданными в тот же период.

Отсюда лишь шаг до поэтики сборника «Кинематограф» (1970). Предлагая «способ съемки» (в стихотворениях, рассказывающих о том, как показать то или иное время года), сочиняя «фрагменты сценария» (подзаголовок некоторых стихов), подбирая «типаж» (портреты «иронического человека», «квадратного человека», «старой женщины с авоськой»), автор детализирует исходный образ, который постепенно разрастается до размеров мироздания.

Сборники «День такой-то» (1976) и «Письма Катерине, или Прогулка с Фаустом» (1981) демонстрируют высокое поэтическое мастерство, развивают и варьируют основные темы поэзии Ю. Левитанского. Кажется, период поисков закончился и начался период утверждения найденного.

Поздние сборники – это именно книги стихов, где отдельное стихотворение занимает подчиненную позицию, утрачивает самостоятельность, делаясь композиционной единицей. Тут присутствуют все черты, характерные для поэтики Ю. Левитанского, и предельно простые, иногда тавтологические рифмы (что сразу было отмечено пародистами), и музыкальные аналогии («лейтмотивы», проходящие сквозь разные произведения).

Пусть меняется отношение к тому или иному явлению, неизменна интонация, по которой легко узнать автора. Современность постепенно отходит на второй план. Если прежде Ю. Левитанский, подобно его коллегам, с радостью приветствовал технический прогресс (например, писал стихи об искусственном спутнике), теперь он приходит к мысли, что технический прогресс агрессивен, вытесняет сказку, фантазию, чудеса.

Однако не зрелые и гармоничные сборники семидесятых годов, а последняя прижизненная книга «Белые стихи» (1991) была отмечена Государственной премией России за 1995 год. Ю. Левитанский, принимая позднее признание, не преувеличивал собственную значимость. Так в стихотворении, посвященном великим русским поэтам, в двадцать лет «провидцам», а в тридцать «пророкам», он говорит: «Мы всё их старше год от года, час от часа, // живем, на том себя с неловкостью ловя, // что нам те гении российского Парнаса // уже по возрасту годятся в сыновья». И все же, «…нету судей у нас выше, чем они». Характерно, что у Д. Самойлова, которому и посвящено стихотворение, однокашника по ИФЛИ, поэта того же, что и Ю. Левитанский, «военного поколения», высказана сходная мысль – «смежили очи гении» и тогда «стали слышны наши голоса».

Но как бы ни оценивал свои произведения сам поэт, они всегда тепло принимались читателями и слушателями. Стихи Ю. Левитанского издавались за рубежом, на них написано несколько песен («Диалог у новогодней елки» и «Сон об уходящем поезде» С. Никитина, «Ну, что с того, что я там был…» В. Берковского).

Особое место в творчестве Ю. Левитанского занимали поэтические переводы. Работая в этой области с середины пятидесятых годов, он старался среди стихов армянских, прибалтийских, молдавских поэтов отыскать такие, где понимание мира созвучно его собственному. Переводы из поэтов восточной Европы составили антологию « От Мая до Мая» (1975).

Стихотворные пародии, сочинявшиеся для близких друзей также с середины пятидесятых годов и впоследствии вошедшие в книгу «Сюжет с вариантами» (1978), настолько виртуозны, что автор по праву считается классиком жанра.

Последние годы жизни Ю. Левитанского отмечены относительным благополучием. Он вел поэтический семинар в Литературном институте имени А.М. Горького, давал многочисленные интервью, стихи его регулярно печатались в периодике. Поэт посетил Израиль, подготовил несколько публикаций для альманаха «Перекресток-Цомет», собирался писать воспоминания.

Тем не менее, он считал нужным высказываться и по вопросам политики (так, в свое время, он одним из первых подписал письмо в защиту Ю. Даниэля и А. Синявского). Ю. Левитанский не раз заявлял, что необходимо остановить войну в Чечне. На «круглом столе» московской интеллигенции, проходившем в мэрии, он вновь вернулся к этой проблеме. Выступление его было столь эмоциональным, что сердце не выдержало.

Ю.Д. Левитанский скоропостижно скончался 25 января 1996 года в Москве.

 

2. Вечные проблемы в поэзии Ю. Левитанского.

Характерные особенности поэзии Ю. Левитанского можно заметить, читая и обсуждая его стихи о вечных человеческих ценностях: любви, искусстве, творчестве. Таковы стихотворения "Этот поздний рассвет...", "Время слепых дождей", "Рисунок", "Музыка моя, слова...", "Человек, строящий воздушные замки", "Время, бесстрашный художник...", "Темный свод языческого храма...", "Что делать, мой ангел, мы стали спокойней, мы стали смиренней...", "Сколько нужных слов я не сказал...", "Горящими листьями пахнет в саду...", "Я видел вселенское зло ... ", "Меж двух небес ... " и другие. В них проводится мысль о том, что только вечные ценности спасают человека от бездуховности.

В более позднем творчестве его стихи становятся неспешными и сдержанными. В них воспоминания о прошлом и рассуждения о жизни, о ее ценностях. Он никого не обличает и никуда не зовет, но вместе с поэтом читатель начинает вглядываться в сущность предметов и явлений, вырабатывать в себе зоркость внутреннего, "сердечного", зрения. Нельзя все в жизни и, особенно, в творчестве поэта увидеть глазами, что-то обязательно нужно почувствовать и ощутить душой.

Стихи этих лет отличаются отточенностью поэтической формы, умелым владением звукописью, они мелодичны и музыкальны. Мир природы воспринимается поэтом эстетически. Его лирический герой живет в красивой и гармоничной среде красивых пейзажей, музыки, живописи, которые взаимопроникают друг в друга. Но и в поздних стихах звучит пронзительным диссонансом трагическая нота войны, которая не давала поэту покоя всю его жизнь.

Трагизм памяти о войне сглаживается величием и красотой жизни. Поэт, изломанный войной, "штопаный-перештопаный, мятый, битый" утверждает, что "жизнь все равно прекрасна".

 

3. Лирический герой.

Как сказал сам поэт о "человеке, строящем воздушные замки",  - "совершенство пропорций, изящество линий и какое богатство фантазии!"

Каждый человек, по Левитанскому, имеет "бремя фамильного сходства с Богом и горсточкой праха". Время рисует его облик безжалостно и бесстрашно, и в нем "наши безгрешные лики, лица греховные наши". И это потому, что "нас от первого крика// и до последнего вздоха// пишет по-своему время (эра, столетье, эпоха)".

Юрий Левитанский уверен, что каждый человек должен быть готов к нравственному выбору, потому что "каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу...". Он, подводя итог своей нелегкой жизни, верит, что в жизни ему повезло, потому что ему "дружбу дарили друзья, и женщины нежно любили", потому что его "на войне не убили", потому что он дожил "до нашей эпохи". Он уверен, что "история движется верно, лишь мерки ее не про нас".

 

4. Поэтика.

Характерные черты поэтики Юрия Левитанского  это неожиданность, оригинальность художественных образов, в которых сопричастность поэта времени, эпохе. Это символика цвета, тяготение к нерифмованным стихам, их повышенная эмоциональность, экспрессивность, метафоричность. Это многочисленные повторы, рефрены, анафоры, обращения.

Поэтическое мышление Юрия Левитанского можно считать кинематографическим. "Кинематографические" стихи похожи на бессюжетные сценарии, которые выражают отношения автора в миру природы и его изменениям, взаимоотношениям между людьми. Для таких стихов характерен подчеркнуто замедленный ритм. Поэтике Ю. Левитанского свойственны и медлительные многостопные дактили или амфибрахии с многочисленными нарушениями ритма. Часто он переходит и к свободному стиху  - верлибру.

В результате чтения и обсуждения стихов Ю. Левитанского, прослушивания песен на его стихи можно прийти к выводам об особенностях его поэтической манеры. Левитанский  - талантливый лирик. Лейтмотив его поэзии  - "Жизнь все равно прекрасна!" Для его поэтики характерно обилие звуковых и цветовых образов, внутренняя эмоциональность и повышенная метафоричность, осязаемость и кинематографичность его поэтических образов. Стих Левитанского длинный, медленный, часто нерифмованный, в котором нередки рефрены, повторы, диалоги, скрытые цитаты и многочисленные историко-культурные ассоциации.

Когда-то поэт Михаил Луконин так сказал о Юрии Левитанском: "У него своя интонация, свои рифмы, свои краски, а главное, есть то неуловимое свое, что делает поэта, - свой талант жить, и думать о жизни, и выражать то сильными и волнующими стихами". Сегодня, когда мы можем оценивать большой талант Поэта "на расстояньи", приходит понимание, что именно такие поэты спасают от всех "перестроек" очаг российской культуры.

 

5. Анализ стихов по выбору.

 

Ну, что с того, что я там был...

Ну, что с того, что я там был. 
Я был давно. Я все забыл. 
Не помню дней. Не помню дат. 
Ни тех форсированных рек. 
 
(Я неопознанный солдат. 
Я рядовой. Я имярек. 
Я меткой пули недолет. 
Я лед кровавый в январе. 
Я прочно впаян в этот лед  -  
я в нем как мушка в янтаре.) 
 
Но что с того, что я там был. 
Я все избыл. Я все забыл. 
Не помню дат. Не помню дней. 
Названий вспомнить не могу. 
 
(Я топот загнанных коней. 
Я хриплый окрик на бегу. 
Я миг непрожитого дня. 
Я бой на дальнем рубеже. 
Я пламя Вечного огня 
и пламя гильзы в блиндаже.) 
Но что с того, что я там был, 
в том грозном быть или не быть. 
Я это все почти забыл. 
Я это все хочу забыть. 
Я не участвую в войне  -  
она участвует во мне. 
И отблеск Вечного огня 
дрожит на скулах у меня. 
 
(Уже меня не исключить 
из этих лет, из той войны. 
Уже меня не излечить 
от тех снегов, от той зимы. 
И с той землей, и с той зимой 
Уже меня не разлучить, 
до тех снегов, где вам уже 
моих следов не различить). 
 
Но что с того, что я там был!..

 

Стихи о войне нередко поначалу кажутся простыми и понятными. Действительно, война  - это страшно, это гибель и лишения. Но чем больше перечитываешь стихотворение Ю. Левитанского "Ну, что с того, что я там был...", тем больше начинаешь видеть и понимать. Трудно выразить в одном-двух словах ту гамму настроений, которую оно вызывает. Это скорбь и боль, порыв и отчаяние. Это чувство вечной памяти о погибших, чувство неоплатного долга перед ними. Это ощущение неизбежного бега времени, это горечь сожаления о юности, опаленной войной. Это зрелое размышление старика, который прошел смертный ад и понял, что жизнь все равно прекрасна, даже когда память прошлого не отпускает, волнует, не дает ничего забыть.

Центральный образ стихотворения  - это образ времени. Действительно, в тексте как бы два временных пласта: прошлое и настоящее. Строфика текста как бы поочередно показывает нам то один, то другой мир. Первая, третья и пятая строфы  - это мир реальный, а вторая, четвертая и шестая строфы  - это мир прошлого, мир воспоминаний. Миры эти связаны, что подчеркивается взаимопроникающими рифмами, которые не укладываются в рамки одной строфы.

Информация о работе Ю. Левитанский. Творческий портрет