Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 08:20, реферат
ИСКУССТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ — это знаковые системы, создаваемые для использования в тех областях, где применение естественного языка менее эффективно или невозможно. Искусственные языки различаются по специализации и назначению, а также по степени сходства.
ИСКУССТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ — это знаковые системы, создаваемые
для использования в тех областях, где
применение естественного языка менее
эффективно или невозможно. Искусственные
языки различаются по специализации и
назначению, а также по степени сходства.
В 17—20 вв. было создано около 1000 проектов
таких языков, но только единичные из них
получили реальное использование (волапюк,
эсперанто и другие). Различаются априорные
искусственные языки (независимые от естественных
языков), апостериорные (заимствующие
материал из естественных языков) и смешанные.
В 17— 19 вв. создавались проекты априорных
языков, основанные на логический классификации
понятий или иным образом мотивирующие
соотношение между знаками и значениями.
Основанием для построения философских,
звукосимволиче-ских и подобных систем
служила идея о прямом соответствии между
понятием и словом, содержанием и выражением;
реже разрабатывались априорные искусственные
языки с произвольным соотношением знаков
и значений.
В плане выражения, искусственные языки
имели значительные различия: наряду с
письменно-звуковыми системами всеобщего
языка разрабатывались проекты всеобщего
письма, не имеющего звукового выражения
,жестовые языки и знаки музыкального
языка могли выражаться с помощью нотной
азбуки, цифр, цветов спектра, жестов и
т. д. искусственный язык сужается, он все
более приближаются к естественным языкам.
Первый искусственный язык, получивший реализацию в общении,— волапюк (созданный И. М. Шлейером в 1879году в Германии), волапюк (дословно переводится «всемирный язык»).
Алфавит волапюка построен на основе латинского и состоит из 27 знаков. Данный язык отличается очень простой фонетикой, что должно было облегчить его изучение и произношение детям и народам, в языке которых нет сложных сочетаний согласных. Корни большинства слов в волапюке заимствованы из английского и французского языка, но видоизменены для того, чтобы соответствовать правилам нового языка. В волапюке 4 падежа: именительный, родительный, дательный, винительный; ударение всегда падает на последний слог. К недостаткам этого языка относят сложную систему образования глаголов и различных глагольных форм. Волапюк использовался прежде всего как письменный язык — по свидетельствам современников, даже сам Шлейер был вынужден прибегать к словарю, общаясь на этом языке.
Движение сторонников волапюка состояло преимущественно из интеллигенции и представителей мелкой и средней буржуазии. Идеи всемирного языка и самого волапюка практически не проникали в низшие социальные слои населения, хотя активизировавшееся во второй половине XIX века рабочее движение во многих странах Европы требовало объединения усилий, солидарности и соответственно взаимопонимания.
И тем не менее за взлетом волапюкского движения на рубеже веков последовал его спад. Причин тому несколько, но наиболее важная - раскол внутри движения: многие требовали доработок, от которых отказывался автор. Волапюк принадлежал к языкам смешанного типа, его грамматика, предельно рациональная, логичная, не отражала многих особенностей этнических языков. Интерес к данному языку начал угасать, причем особенно сильно на этот процесс повлияли внутренние конфликты в Академии волапюка и появление нового, более простого и изящного планового языка — эсперанто.
Изучение
искусственных языков как в собственном
смысле, так и в приложении к искусственно
упорядоченным подсистемам естественных
языков позволяет осознать общие принципы
устройства и функционирования языка
, расширяют теоре-тич. представления о
таких свойствах языка, как системность,
коммуникативная пригодность, стабильность
и изменчивость, а также о пределах сознательного
воздействия человека на язык, степени
и типах его формализации и оптимизации.