Контрольная работа по «Логике»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 18:09, контрольная работа
Краткое описание
Между видами понятий устанавливается система логических отношений. Эти отношения связывают не все, а только сравнимые понятия. Сравнимыми называются понятия, в содержании или объеме которых есть общие признаки или элементы. Несравнимыми называются понятия, ни в содержании, ни в объеме которых нет ни одного общего признака или элемента. Виды отношений сравнимых понятий являются парными. Первые два парных вида — отношения совместимости и несовместимости (внеположности), связывают объемы понятий и, следовательно, устанавливаются на основании их количественного сопоставления.
Содержание
1. Определите вид отношений между понятиями ...........................................3
2. Выразите в символической записи суждения со сложным субъектом и
предикатом...........................................................................................................7
3. Выразите комбинированные сложные суждения в явной логической
форме, приведите их символическую запись...................................................9
4. Контрольный тест .........................................................................................10
Список использованной литературы:..............................................................13
Вложенные файлы: 1 файл
2
Контрольная работа по логике по вопросам
Содержание
1. Определите вид отношений между понятиями ...........................................3
2. Выразите в символической записи суждения со сложным субъектом и
предикатом...........................................................................................................7
3. Выразите комбинированные сложные суждения в явной логической
форме, приведите их символическую запись...................................................9
4. Контрольный тест .........................................................................................10
Список использованной литературы:..............................................................13
3
1. Определите вид отношений между понятиями
Между видами понятий устанавливается система логических отноше-
ний. Эти отношения связывают не все, а только сравнимые понятия.
Сравнимыми называются понятия, в содержании или объеме кото-
рых есть общие признаки или элементы.
Несравнимыми называются понятия, ни в содержании, ни в объеме
которых нет ни одного общего признака или элемента.
Виды отношений сравнимых понятий являются парными. Первые два
парных вида — отношения совместимости и несовместимости (внеполож-
ности), связывают объемы понятий и, следовательно, устанавливаются на
основании их количественного сопоставления.
Совместимость — это отношение понятий, объемы которых полно-
стью или частично совпадают. Например, «Н. В. Гоголь» и «русский пи-
сатель», «материализм» и «монизм», «следователь» и «следователь по осо-
бо важным делам».
Несовместимость (внеположность) — это отношение понятий,
объемы которых ни полностью, ни частично не совпадают. Например,
«боксер» и «балерина», «прокурор» и «адвокат», «черный» и «белый»,
«разведка» и «контрразведка», «гражданин» и «негражданин».
Отношение совместимости, в свою очередь, подразделяется на три ви-
да отношений: тождество (равнозначность), пересечение (частичное сов-
падение) и подчинение (субординация). Для схематического изображения
отношений объемов понятий петербургский логик Л. Эйлер ввел круговые
схемы, называемые «кругами Эйлера».
Тождество (равнозначность) — это отношение совместимых поня-
тий, объемы которых полностью совпадают и в которых мыслится один
и тот же предмет, но содержание которых различно.
4
Пересечение (частичное совпадение) — это отношение различных
по содержанию совместимых понятий, объемы которых имеют общее
подмножество элементов.
Подчинение (субординация) — это отношение двух совместимых
понятий, полный объем одного из которых составляет часть объема дру-
гого.
Понятие с большим объемом, включающим в себя меньший объем
второго понятия, называется подчиняющим.
Понятие с меньшим объемом, полностью включенным в больший объ-
ем родового понятия, называется подчиненным.
Соподчинение (координация) — это отношение несовместимых по-
нятий, объемы которых полностью входят в объем подчиняющего их об-
щего понятия.
Противоречие (контрадикторность) — это отношение двух несовмес-
тимых понятий, одно из которых утверждает, а другое отрицает опре-
деленный признак (признаки).
Противоположность (контрарность) — это отношение двух несо-
вместимых положительных понятий, которые содержат взаимоисклю-
чающие признаки.
Отношения между понятиями можно выразить следующим образом:
5
1.1. Верующий (А). Православный католик (B). Европеец (C).
Пересечение между понятиями верующий, православный католик и
европеец
А
B
С
6
1.2. Еженедельник (A). Периодическое издание (B). Газета (C).
Подчинение между периодическим изданием и еженедельником, пе-
риодическим изданием и газетой.
Координация между еженедельником и газетой.
1.3. Изобразительное искусство (A). Живопись (B). Графика (C).
Скульптура (D).
Подчинение между изобразительным искусством и живописью, изо-
бразительным искусством и графикой.
Координация между изобразительным искусством и скульптурой.
А
В
С
А
В
С
D
7
2. Выразите в символической записи суждения со сложным субъектом
и предикатом
Суждение состоит из субъекта, предиката и связки; его логическая
схема S-P, где S - субъект суждения, P - предикат суждения, «-» - связка.
В логическом языке применяются следующие символы:
1) а, b, с — символы единичных имен, или предметные константы;
2) х, у, z — символы общих имен, или предметные переменные;
3) Р
1
, Q
1
, R
1
, ... Р
n
, Q
n
, R
n
— символы предикаторов с указанием их ме-
стности, или предикаторные переменные;
4) p, q, r — символы высказываний, или препозиционные переменные;
5) ∀, ∃ — символы кванторов общности («все», «ни один», «любой»,
«всякий», «каждый») и существования («не все», «некоторые», «сущест-
вуют такие», «большинство», «меньшинство», «часть», «иногда» и т. д.);
6) S, Р — символы субъекта и предиката суждения;
7) М — символ среднего термина умозаключения (общего для двух
посылок);
8) А — символ общеутвердительного суждения («все S есть Р»);
9) Е — символ общеотрицательного суждения («все S не есть Р»);
10) I — символ частноутвердительного суждения («некоторые S есть
Р»);
11) О — символ частноотрицательного суждения («некоторые S не
есть Р);
12) () — технические знаки левой и правой скобок, применяющиеся,
например, для записи сложных терминов суждений;
13) <> — знаки скобок для обозначения закрытой или полной конъ-
юнкции и дизъюнкции;
14) а', ¬а, а — символы отрицания («не-а», «неверно, что а»);
15) ^, & — символы союза конъюнкции («и»);
8
16) V,
v
V ,
•
V — символы союзов слабой и сильной дизъюнкции
(«или»);
17) → — символ союза импликации («если, то»);
18) ↔, ≡ — символы союза эквиваленции («если и только если, то»,
«тогда и только тогда, когда»);
19) — символ логической связки суждения («есть», «не есть», «суть»,
«не суть», «является», «не является»);
20) □ — символ модального оператора необходимости;
21) ◊ — символ модального оператора возможности.
2.1. Территория Российской Федерации (S) включает в себя террито-
рии ее субъектов (P
1
), внутренние воды (P
2
), территориальное море (P
3
),
воздушное пространство над ними (P
4
).
S — P (P
1
, P
2
, P
3
, P
4
)
2.2. Суд (S
1
), прокурор (S
2
), следователь и лицо, производящее дозна-
ние(S
3
), не вправе перелагать обязанность доказывания на обвиняемого (P).
S (S
1
, S
2
, S
3
) — P
2.3. Высшим непосредственным выражением воли народа (P) является
референдум (S
1
) и свободные выборы (S
2
).
S (S
1
, S
2
) — P
2.4. Лекции в Московском университете слушали (P) Радищев (S
1
) и
Новиков (S
2
), Чаадаев (S
3
) и Белинский (S
4
), Тургенев (S
5
) и Гончаров (S
6
),
Тютчев (S
7
) и Фет (S
8
), Писемский (S
9
) и А.Н. Островский (S
10
).
S (S
1
, S
2
, S
3
, S
4
, S
5
, S
6
, S
7
, S
8
, S
9
, S
10
) — P
9
3. Выразите комбинированные сложные суждения в явной логической
форме, приведите их символическую запись
3.1. Автомобиль подлежит конфискации, если он служил орудием
преступления или был добыт преступным путем.
(p → r) v (q → r), p v q
r
3.2. В случае отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела
(p), а равно при наличии обстоятельств, исключающих производство по
делу (q), прокурор, следователь, орган дознания и судья отказывают в воз-
буждении уголовного дела (r) (УПК, ст. 113)
(p → r) ^ (q → r), p v q
r
3.3. Обвиняемый, преданный суду (p), именуется подсудимым (q), ес-
ли в отношении обвиняемого вынесен обвинительный приговор (r), то
осужденным (s).
(p → q) v (r → s), p v r
q v s
3.4. Когда служащие нарушают дисциплину (p), администрация (q)
вправе потребовать у них объяснения (r).
p → q
r
10
4. Контрольный тест
1. Согласно учению традиционной логики, в качестве терминов кате-
горического высказывания не могут выступать
A) Простые и пустые имена.
B) Простые и единичные имена.
C) Пустые и единичные имена.
D) Сложные и общие имена.
2. Среди нижеприведенных рассуждений энтимемой с пропущенной
большей посылкой является следующее:
B) Любой авторитарный лидер властолюбив, а все властолюбцы без-
жалостны.
A) Силлогизмы данного типа не являются правильными, так как
в них не соблюдены правила фигур.
C) Необходимо, чтобы все граждане пришли на выборы и выполнили
свой гражданский долг.
D) Поскольку все электроны представляют собой частицы с отрица-
тельным зарядом, очевидно, что некоторые элементарные частицы имеют
отрицательный заряд.
3. Соотношение индуктивного и дедуктивного методов в научном по-
знании первым правильно указал
A) Г. Рейхенбах.
B) К. Поппер.
C) Дж. С. Милль.
D) Ф. Бэкон.
11
4. Рассуждение «Все металлы - теплопроводные вещества, все метал-
лы - электропроводные вещества, следовательно, все теплопроводные ве-
щества являются электропроводными» является
A) Сложным модальным высказыванием.
B) Сложным ассерторическим, но не категорическим высказыванием.
D) Правильным силлогизмом.
C) Неправильным силлогизмом.
5. Оператор «хорошо» является
A) Слабой модальной характеристикой.
C) Соединением слабой и сильной положительной характеристик.
B) Сильной положительной модальной характеристикой.
D) Сильной отрицательной модальной характеристикой.
6. На языке модальной логики высказывание «Невозможно А» запи-
сывается так.
А) « А».
B) «А».
C) «~А».
D) «-A».
Нет правильного ответа (опечатка в методических рекомендаци-
ях). Должно быть записано: «◊ А»
7. Среди следующих высказываний категорическим является
B) Вовсе не неверно, что гадкие утята имеют обыкновение превра-
щаться в лебедей.
A) Рыжков пришел раньше, чем Павлов.
C) Некоторые раки красные.
D) Многие динозавры свирепы.
12
8. Силлогизм
Все солдаты храбрые. Некоторые французы храбрые. - Некоторые
французы - солдаты.
A) Неправильный, по II фигуре, модусу АН.
B) Неправильный, по II фигуре, модусу ОБЕ.
C) Правильный, по I фигуре, модусу ЕП.
D) Неправильный по III фигуре, модусу ОЕЕ.
Нет правильного ответа (опечатка в методических рекомендаци-
ях). Ответ должен звучать так: Неправильный, по II фигуре, модусу
АII.
А – общеутвердительное суждение
I – частноутвердительное суждение
9. Умозаключение «Признаком горения является наличие пламени,
поэтому окисление не является горением» представляет собой
A) Энтимему с пропущенным заключением.
B) Энтимему с пропущенной большей посылкой.
C) Полный силлог
D) Энтимему с пропущенной меньшей посылкой.
13
Список использованной литературы:
1. Гетманова А.Д. Логика. – М.: Норма, 2000.
2. Иванов Е.А. Логика. – М.: Просвещение, 1999.
3. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. –
М.: Антея, 2002.
4. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М.: Юрист, 2002.
5. Курбатов В.И. Логика. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
6. Лагута О.Н. Логика и лингвистика. – Новосибирск: НГУ, 2000.
Информация о работе Контрольная работа по «Логике»