Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:35, контрольная работа
Логика не интересуется содержанием мышления (им занимаются другие науки), она изучает только формы мышления; ее интересует не то, что мы мыслим, а то, как мы мыслим, поэтому она часто называется формальной логикой. Аристотелевскую (формальную) логику также часто называют традиционной.
Введение.
Формы мышления.
Распределенные и нераспределенные термины.
Заключение.
Источники и литература.
Распределенные и
термины
План:
Введение
Прежде, чем говорить о распределенных и нераспределенных терминах, скажем несколько слов о логике – науке о законах и формах правильного мышления. Эта наука появилась приблизительно в IV в. до н. э. в Древней Греции. Ее создателем считается знаменитый древнегреческий философ и ученый Аристотель. Логике 2,5 тысячи лет, однако она до сих пор сохраняет свое практическое значение. Так зачем нам нужна логика, какую роль она играет в нашей жизни? Логика помогает нам правильно строить свои мысли и верно их выражать, убеждать других людей и лучше понимать собеседника, объяснять и отстаивать свою точку зрения, избегать ошибок в рассуждениях.
Каждый из нас хорошо знает, что по содержанию человеческое мышление бесконечно многообразно, ведь мыслить (думать) можно о чем угодно, например, об устройстве мира и происхождении жизни на Земле, о прошлом человечества и его будущем, о прочитанных книгах и просмотренных фильмах, о сегодняшних занятиях и завтрашнем отдыхе… Но самое главное заключается в том, что наши мысли возникают и строятся по одним и тем же законам, подчиняются одним и тем же принципам, укладываются в одни и те же схемы или формы. Причем если содержание нашего мышления чрезвычайно разнообразно, то форм, в которых выражается это разнообразие, совсем немного.
Приведем простой пример. Рассмотрим три совершенно различных по содержанию высказывания: «Все березы – это деревья», «Все прямоугольники – это геометрические фигуры», «Все столы – это предметы мебели». Несмотря на различное содержание, у этих высказываний есть нечто общее, что-то их объединяющее. Что? Их объединяет форма. Отличаясь по содержанию, они сходны по форме – каждое из трех высказываний строится по форме: «Все A – это B», где A и B – какие-либо предметы. Понятно, что само высказывание: «Все A – это B», – лишено всякого содержания. Это высказывание представляет собой чистую форму, которую можно наполнить любым содержанием, например: «Все щуки – это рыбы», «Все города – это населенные пункты», «Все школы – это учебные заведения», «Все волки – это хищники».
Другой пример: возьмем три различных по содержанию высказывания: «Если наступает весна, то на деревьях появляются листья», «Если завтра пройдет дождь, то на улице будут лужи», «Если вещество – металл, то оно электропроводно». Будучи непохожими друг на друга по содержанию, эти высказывания сходны между собой тем, что строятся по одной и той же форме: «Если A, то B». Понятно, что к этой форме можно подобрать огромное количество различных содержательных высказываний, например: «Если не подготовиться к контрольной работе, то можно получить двойку», «Если взлетная полоса покрыта льдом, то самолеты не могут взлетать», «Если слово стоит в начале предложения, то его надо писать с большой буквы».
Логика не интересуется содержанием мышления (им занимаются другие науки), она изучает только формы мышления; ее интересует не то, что мы мыслим, а то, как мы мыслим, поэтому она часто называется формальной логикой. Аристотелевскую (формальную) логику также часто называют традиционной.
Если по содержанию высказывание: «Все комары – это насекомые», – является нормальным, а высказывание: «Все Чебурашки – это инопланетяне», – абсурдным, то для логики эти два высказывания равноценны, так как она занимается формами мышления, а форма у этих высказываний одна и та же: «Все A – это B».
Формы мышления
Форма мышления – это способ выражения мыслей, или схема их построения.
Существует всего три формы мышления:
1. Понятие – это форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или признак объекта. Примеры понятий: авторучка, растение, небесное тело, химический элемент, мужество, глупость, нерадивость.
2. Суждение – это форма мышления, которая состоит из понятий, связанных между собой, и что-либо утверждает или отрицает. Примеры суждений: «Все планеты являются небесными телами», «Некоторые школьники – это двоечники», «Все треугольники не являются квадратами».
3. Умозаключение – это форма мышления, в которой из двух или нескольких исходных суждений (посылок) вытекает новое суждение (вывод).
Весь бесконечный мир наших мыслей выражается в понятиях, суждениях и умозаключениях. Об этих трех формах мышления будет подробно рассказано на страницах книги.
Суждение – это более сложная форма мышления по сравнению с понятием. Неудивительно поэтому, что суждение имеет определенную структуру, в которой можно выделить четыре части:
1. Субъект (обозначается латинской буквой S) – это то, о чем идет речь в суждении. Например, в суждении: «Все учебники являются книгами», – речь идет об учебниках, поэтому субъектом данного суждения выступает понятие «учебники».
2. Предикат (обозначается латинской буквой Р) – это то, что говорится о субъекте. Например, в том же суждении: «Все учебники являются книгами», – о субъекте (об учебниках) говорится, что они – книги, поэтому предикатом данного суждения выступает понятие «книги».
3. Связка – это то, что соединяет субъект и предикат. В роли связки могут быть слова «есть», «является», «это» и т. п.
4. Квантор – это указатель на объем субъекта. В роли квантора могут быть слова «все», «некоторые», «ни один» и т. п.
Терминами суждения называются его субъект и предикат.
Распределенные и нераспределенные термины
Термин считается распределенны
Рис. 1
Термин считается нераспределен
Рис. 2
Например, в суждении: «Все акулы (S) являются хищниками (Р)», – речь идет обо всех акулах, значит, субъект этого суждения распределен.
Однако в данном суждении речь идет не обо всех хищниках, а только о части хищников (именно о тех, которые являются акулами), следовательно, предикат указанного суждения нераспределен. Изобразив отношения между субъектом и предикатом (которые находятся в отношении подчинения) рассмотренного суждения схемами Эйлера, увидим, что распределенному термину (субъекту «акулы») соответствует полный круг, а нераспределенному (предикату «хищники») – неполный (попадающий в него круг субъекта как бы вырезает из него какую-то часть):
Распределенность терминов в простых суждениях может быть различной в зависимости от вида суждения и характера отношений между его субъектом и предикатом. В табл. 1 представлены все случаи распределенности терминов в простых суждениях:
Таблица 1
Здесь рассмотрены все четыре вида простых суждений и все возможные случаи отношений между субъектом и предикатом в них. Обратите внимание на суждения вида O, в котором субъект и предикат находятся в отношении пересечения. Несмотря на пересекающиеся круги на схеме Эйлера, субъект данного суждения нераспределен, а предикат распределен. Почему так получается? Выше мы говорили о том, что пересекающиеся на схеме круги Эйлера обозначают нераспределенные термины. Штриховкой показана та часть субъекта, о которой идет речь в суждении (в данном случае – о школьниках, которые спортсменами не являются), в силу чего круг, обозначающий на схеме Эйлера предикат, остался полным (круг, обозначающий субъект, не отрезает от него какую-то часть, как это происходит в суждении вида I, где субъект и предикат находятся в отношении пересечения).
Итак, мы видим, что субъект всегда распределен в суждениях вида A и E и всегда не распределен в суждениях вида I и O, а предикат всегда распределен в суждениях вида E и O, но в суждениях вида A и I он может быть как распределенным, так и нераспределенным в зависимости от характера отношений между ним и субъектом в этих суждениях.
Проще всего устанавливать
Рис. 3
И субъект, и предикат изображаются неполными кругами (у каждого из них как бы отрезана какая-то часть), следовательно, оба термина предложенного суждения нераспределены (S –, P –).
Рассмотрим еще один пример. Надо установить распределенность терминов в суждении: «Некоторые люди – это спортсмены». Найдя в этом суждении субъект и предикат: «люди» – субъект, «спортсмены» – предикат, и установив отношение между ними – подчинение, изобразим его на схеме Эйлера, заштриховав ту часть, о которой идет речь в суждении (рис. 4):
Рис. 4
Круг, обозначающий предикат, является полным, а круг, соответствующий субъекту, – неполным (круг предиката как бы вырезает из него какую-то часть). Таким образом, в данном суждении субъект нераспределен, а предикат распределен (S –, P –).
Заключение
В заключение отметим, что логика имеет большое значение в любой области практической и научной работы, в том числе и работе юриста, требующей точности мышления, обоснованности выводов. Но для того, чтобы мыслить логично, мало знать правила логики. Польза от изучения логики будет только тогда, когда мы научимся применять правила логики к конкретным ситуациям.
Для каждого человека интеллектуального труда первостепенно важным является умение понимать высказанные или записанные мысли других людей и выражать в ясной и доступной форме свои мысли.
Учиться всему этому, а также учиться рассуждать, строить цепь связанных друг с другом мыслей, учиться доказывать, полемизировать, опровергать, ставить вопросы и давать ответы – значит учиться грамотно и культурно мыслить.
Источники и литература:
Информация о работе Распределенные и нераспределенные термины